$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Фортепиано как основа основ


Фортепиано как основа основ
Уходят в прошлое праздничные события, связанные с 50-летним юбилеем Среднего специального музыкального колледжа. Предела осмыслению столь значимой для учебного заведения даты нет. Так что добавим ко всему, о чем уже рассказывали в связи с юбилеем ССМК, еще одну тему: для обеспечения высокого профессионального уровня выпускников колледжа есть еще один важный предмет.
Его принято называть «Общее фортепиано». Почему общее? Это же просто фортепиано. Оно – для всех, кто обучается музыке: петь или играть на любом инструменте (и совсем не обязательно то, что ученик, осваивающий его, станет именно пианистом…). В разговоре об этом предмете также применяют слово «дополнительное». Традиция сложилась, вероятно, сразу же, как только в России в 1862 году открыли первую консерваторию – Петербургскую. Знатоки утверждают это, находя обоснование для зарождения такой дисциплины еще в докладной записке Антона Григорьевича Рубинштейна – отца русской консерватории.
У нас в Средней специальной музыкальной школе, ныне колледже, безусловно, есть эта дисциплина. Когда спрашиваю учеников: «Ходите на фортепиано?» – то кларнетисты, баянисты, скрипачи и прочие «непианисты» быстро и четко отвечают: «Да, обязательно!»
…Чтобы попасть в царство «Общего фортепиано», надо подняться на второй этаж. Поскольку корпус в ССМК не один, надо знать, что этот второй этаж находится в основном – рядом с кабинетом директора. На всех кабинетах здесь таблички: «Класс фортепиано». Когда ни зайдешь, услышишь звучащие гаммы, арпеджио. Это основа основ – техника овладения искусством. Заглянешь в класс – ребятня старательно и вдумчиво, обеими руками «дефилирует» вверх-вниз по всей клавиатуре.
Фортепиано как основа основ
Фортепиано как основа основ

Педагогов шестеро. Это на всех-всех учеников ССМК. То есть в классе у каждой из преподавательниц-пианисток детей помногу. Назову всех замечательных представительниц предметно-цикловой комиссии (ПЦК): Райля Амировна Шайхутдинова (первая заведующая, обладатель Почетной грамоты Министерства культуры России и Российского профсоюза работников культуры), Филюза Нуримановна Гумерова – заведовавшая отделом более 25 лет, она удостоена нагрудного знака Минкульта России «За достижения в культуре», отличник образования РБ Суфия Идиятовна Ахтамьянова, заслуженный работник культуры РФ и РБ Шаура Гайфеевна Сарбаева, тринадцать лет с успехом возглявлявшая ССМК, Эльвира Галеевна Галимшина. Заведует ныне этим важным «подразделением» колледжа кандидат педагогических наук Диана Маратовна Мамлеева. Ко всем, кто перечислен выше, присоединяется и заслуженный деятель культуры РБ, профессор УГИИ Рустем Мансурович Губайдуллин. Собственно, все педагоги отдела сегодня имеют высокие заслуженные награды России и Башкортостана.
Первоначально сей предмет находился в составе отделения специального фортепиано. Вели его Нина Федоровна Курбатова, Нелли Яковлевна Вайсман, Людмила Александровна Фомович, Нонна Борисовна Скурихина. А с 1979 года отделение общего фортепиано начало существовать самостоятельно. Здесь служила, например, заслуженный работник культуры РФ и РБ Земфира Хабировна Валиева, пришли сюда работать выпускницы колледжа Эльвира Галеевна Галимшина, Диана Маратовна Мамлеева… Но пианисты с кафедры фортепиано специального тоже нередко совмещали свои занятия, трудясь и здесь, чем добавляли и уровня, и тонуса.
История основания и становления отделения «Дополнительный инструмент – фортепиано» начинается со дня открытия самого учебного заведения, в 1972 году. Обучение по дисциплине «Дополнительный инструмент – фортепиано» ведется в соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования, с учебными программами и планами по специальности «Инструментальное исполнительство». Занятия по фортепиано способствуют развитию исполнительских навыков, формируют музыкальный кругозор, оказывают воздействие на исполнительские возможности учащихся в классах по основной специальности (струнные, духовые и ударные, народные инструменты). Значимость этого предмета выявляется при изучении музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература), где навык игры на фортепиано является обязательным.
Преподаватели отдела «Дополнительный инструмент – фортепиано» обладают высоким профессионализмом. Однозначно, это помогает учащимся качественно овладевать игрой на инструменте. Навыки игры на фортепиано, полученные в колледже, в дальнейшем совершенствуются в вузе и иногда приводят ученика к иной специальности. Добавлю весьма показательные примеры, и сие происходило на моих глазах. Видела и слышала, как кларнетист Артем Макаров в перерывах уроков музыкальной литературы играл на пианино мощнейшую си-минорную Сонату Листа. Далее, учась в Уфимском государственном институте искусств, он оказался уже истинным пианистом – класса профессора Людмилы Ивановны Алексеевой, а позже стал дирижером, учеником маэстро Валерия Платонова, а затем – Геннадия Николаевича Рождественского. Ныне он – главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, часто приглашаемый в другие города и веси. Ученик моего класса по музыкальной литературе флейтист Ян Круль теперь возглавляет одну из сибирских композиторских организаций. И баянисты Николай Попов, Руслан Шафиков, Руслан Латыпов стали профессиональными композиторами. Валерия Сидоренко, скрипачка, – лауреат фортепианных (!) конкурсов – международных и всероссийских… Довелось слышать в ее блестящем исполнении прокофьевских «Монтекки и Капулетти»! Естественно, значимость фортепианного обучения тут неоспорима.
Конечно, творческому успеху учащихся и студентов ССМК помогает высокопрофессиональный труд преподавателей! Дисциплина «Дополнительный инструмент – фортепиано» способствует возрастанию и исполнительского мастерства учащихся, и их общей культуре, вкусу, что так важно в профессии музыканта. Нельзя не согласиться с тем, что в целом всестороннее воспитание профессиональных музыкантов в ССМК ведет к дальнейшему увеличению числа специалистов в сфере культуры и искусства Башкортостана и России.
Всех преподавателей названной ПЦК объединяет заинтересованность и преданность общему делу. Особое внимание педагоги отдела уделяют повышению уровня своего профессионального мастерства в конкурсных и методических событиях республики и города. Так, Диана Маратовна Мамлеева и Эльвира Галеевна Галимшина приняли участие в VIII Республиканском конкурсе творческих, научных, методических работ педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры, Суфия Идиятовна Ахтамьянова стала лауреатом II степени на VI Республиканском конкурсе исполнительского мастерства преподавателей ДШИ и профессиональных образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
Учебный процесс на ПЦК «Дополнительный инструмент – фортепиано» насыщен интересными и познавательными событиями: регулярно проводятся классные и тематические концерты, конкурсы, посвященные особым музыкальным датам, отчетные концерты. Можно было бы здесь назвать имена более чем сорока лауреатов! А состязаний, где они побеждали – не счесть. Это конкурсы республиканские, всероссийские, международные: «На крыльях таланта», «Вдохновение», «Зимняя карусель» (Москва), «Нотная феерия» (Чебоксары), Конкурс-фестиваль имени Загира Исмагилова, «Музыкальная палитра» (Уфа), «Чайковский. Из века в век» (Ижевск), «Фортепианная феерия» (Санкт-Петербург), «Академия фортепиано» (Казань), «Нотный калейдоскоп» (Екатеринбург), «Вдохновение музыкой» (Санкт-Петербург), «Салават купере» (Челябинск) и другие.
На сайте ССМК находим четкий и выразительный рассказ про ПЦК «Дополнительное фортепиано». За строго выстроенным текстом – любовь и прямо-таки материнское внимание к каждому ученику. Если зайти на этот сайт, найдется немало любопытного. Мне очень нравятся фотографии. Ребята сняты вместе со своими наставницами. Атмосферу задушевного, семейного единения просто чувствуешь. На фото есть и «мои» дети – то есть учащиеся старших классов (их мы сегодня именуем «студенты первого и второго курсов»). У меня они играют на фортепиано фрагменты из всех произведений, что мы изучаем по музыкальной литературе.
Посчастливилось побывать и на конкурсе. Не удивляйтесь, по дополнительному фортепиано проводятся конкурсы. Был конкурс ансамблей «Играем вдвоем». С чувством и с толком выступали дуэты. На замечательном рояле «Ямаха» – бережно оберегаемом в ССМК, просто драгоценном… Получили эти «парочки» высокие места – первые и вторые. Приятно было видеть радость на лицах конкурсантов. Они – скрипачка и кларнетистка, баянист со скрипачкой, виолончелист и скрипачка – разучили «в свободное от освоения тонкостей основного инструмента время» интересные пьесы и с удовольствием исполнили их при всех педагогах отдела. Всего участвовали почти двадцать дуэтов! Я услышала такие яркие вещи, как Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Польку Карабаса-Барабаса, Бразильеру… И это было прекрасно!
Светлана ПЛАТОНОВА.
Фотографии предоставлены Средним специальным музыкальным колледжем.

Дата создание новости 10-02-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 669     Номер: 9(13662)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.