Народная артистка Башкортостана Алсу ГАЛИНА: «Актриса всегда должна быть в состоянии влюблённости»
В пятницу, 3 марта, отмечает свой юбилей народная артистка Республики Башкортостан Алсу Галина. В день своего рождения на родной сцене Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури актриса сыграет одну из главных ролей – Йондоз в музыкальной комедии «Необычная история в обычной деревне». Накануне события мы решили побеседовать с Алсу и рассказать читателям «Вечерней Уфы» интересные подробности из жизни всеми любимой актрисы.
– Алсу, Вы не сразу выбрали путь творчества, а после школы поступили и год проучились в Уфимском авиационном институте. Как получилось, что Ваша дорога все-таки свернула в сторону института искусств?
– Хочу сразу сказать, что стать артисткой я мечтала с самого детства, которое было наполнено атмосферой музыки и искусства. Когда я была маленькой, то училась в музыкальной школе, где пела в хоре, играла на фортепиано, параллельно ходила в танцевальный кружок. Я очень любила мир творчества. Мой папа – Ванзир Ханович Галин – профессиональный баянист, мама – Фагиля Васильевна (Васфиевна) работала продавцом, но тоже очень любила театр, активно участвовала в художественной самодеятельности.
Интересно, что в жизни не бывает случайностей. Когда мама и папа поженились, им негде было жить. После моего рождения, так как папа работал баянистом в нашем Доме культуры в Балтачевском районе, ему дали комнатку в самом ДК. Это было небольшое одноэтажное здание. Там мы и начали жить втроем. Мама с папой меня убаюкивали и бежали вечером выступать в художественной самодеятельности на сцену: пели, танцевали, играли на баяне. И мне думается, что уже с первых дней своей жизни я впитала в себя этот дух творчества. Любовь к искусству передалась мне от родителей…
…Через некоторое время я бросила хор, фортепиано, остался только танцевальный кружок, в который я ходила до окончания школы. Я очень любила танцы, до сих пор люблю. Все мои коллеги в театре это знают. Маленькая, я вставала перед зеркалом, надевала наряды, включала записи с песнями Аллы Пугачевой, Софии Ротару и представляла себя такой же знаменитостью, звездой. Честно признаться, говорить о том, что хочу стать артисткой, очень стеснялась. Думала, надо мной будут смеяться, а уж в деревне тем более. В итоге так и не смогла сказать маме о своей мечте. Окончив школу, я даже не знала, кем мне хочется стать, куда поступать. Потом мне мама рассказала, что наша соседка окончила в Уфе авиационный институт, вернулась и теперь успешно работает. И так как я не смогла поделиться своими желаниями и интересами, то пришлось поступить в авиационный на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств». Вступительные экзамены мне не надо было сдавать, потому что школу я окончила с серебряной медалью, прошла только собеседование. Так я и поступила…
– Как проходила учеба?
– Было нелегко. В основном ребята в группе были из города, хорошо одевались, старательные все. А у меня не было модной, «городской» одежды. Но несмотря на то, что я так выделялась среди них, в группе ко мне было очень теплое и дружеское отношение. Мне всячески помогали, поддерживали. Не могу ответить, почему ко мне так хорошо относились, но я сама была открыта ко всем. «Алсушка! Алсушка!» – обращались они ко мне. Всегда приглашали на свои дни рождения. Я тогда жила в уфимской Черниковке, и мальчики старались всегда провожать меня до остановки. И пока не посадят в автобус, не расходились по домам.
Надо сказать, что учиться было сложно: высшая математика, черчение и многие другие предметы. Это абсолютно не мое. Но кто-нибудь из одногруппников всегда подходил и спрашивал: «Алсу, ты сделала задание по этому предмету?» Если я отвечала «нет», то тут же мне помогали, даже делали за меня чертежи.
К большому сожалению, после моего ухода из авиационного наша связь с одногруппниками оборвалась. Мне так хочется их найти, всех их увидеть. Я пыталась отыскать кого-нибудь в социальных сетях, но, к сожалению, безуспешно.
– В каком году это было?
– 1990-й, в тот год я окончила школу.
– Может, все-таки кто-то из них прочитает это интервью и узнает свою одногруппницу Алсу Галину?
– Не знаю, прочитают ли, узнают ли… Но так хотелось бы их увидеть.
В авиационном я училась до конца апреля. Все это время не понимала, как я вообще оказалась в этом институте. Тут мне вспоминаются слова кого-то из одногруппников: «Алсушка, тебе надо стоять перед микрофоном». Это при том, что я там даже не пела, не выступала. И помню, я смущалась от этих слов. И в конце апреля все-таки поняла – нет! Я должна быть не здесь, это не мое место, я иду не в ту сторону. Проучившись год, еще сильнее в этом убедилась.
– А как ушли из авиационного?
– Просто в один день перестала посещать пары. При этом вернуться к родителям очень боялась. Но пришлось все-таки поехать домой и рассказать маме, что хочу стать артисткой. Сначала мама, конечно, поругала, в доме был «ураган» (смеется). Но потом мы сели и спокойно все обсудили. Мама, немного подумав, вспомнила, что в Уфимском институте искусств должна работать наша землячка – Фардуна-апай (Фардуна Касимовна Касимова – ред.). «Возможно, мы с тобой и сможем туда поступить», – сказала мне мама, и мы поехали. Встретились в институте с Фардуной Касимовной, она порекомендовала мне подготовиться к экзаменам и приехать летом на вступительные испытания. Я так и сделала: летом приехала сдавать экзамены и поступила. Так я стала студенткой Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.
– Никогда не жалели о своем выборе?
– Нет, точно могу сказать! Ни одну минуту в своей жизни не жалела о том, что тогда поступила в институт искусств.
– Кто был художественным руководителем курса?
– Знаменитый педагог нашего института Фардуна Касимовна и режиссер Байрас Надимович Ибрагимов. В тот год актерский набор осуществлялся для Уфимского государственного татарского театра «Нур».
– А с кем Вы учились вместе на курсе?
– Ильмир Газизуллин, Рушат Мударисов, Миннинур Саитова-Гизатуллина, Азамат Гафаров, Ильнур Муллабаев, Айсылу Гумерова, Лиана Хайретдинова – моя землячка.
– А как Вы пришли работать в Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури?
– В 1996 году мы получили дипломы, и в сентябре того же года нас пригласили в Башкирский академический театр. В то время художественным руководителем театра была Гюлли Арслановна Мубарякова, которая пригласила нас вместе с Азаматом Гафаровым. За это я очень благодарная Гюлли Арслановне. Навсегда я запомнила ее слова: после сдачи одного спектакля она подошла ко мне и сказала на ушко, что ни одну секунду не жалеет о том, что в свое время пригласила меня в Башкирский театр. Мне было очень приятно услышать такое от нее.
– А как приняли Вас в коллективе?
– Хорошо приняли. Конечно, в любом коллективе сначала всегда присматриваются к молодым актерам, только потом начинают замечать и оценивать их способности, перспективу. Я очень старалась не подвести.
– Какой была первая роль в театре?
– Когда я пришла, то тогда в БГАТД репетировали спектакль «Бибинур, ах, Бибинур» по пьесе Флорида Булякова, репетировали для поездки на гастроли в Казань. Режиссер спектакля Рифкат Вакилович Исрафилов принял решение о моем вводе на роль Бибинур. Надо сказать, что я даже испугалась, было очень волнующе, потому что только пришла после института.
– А кто до этого был исполнителем этой роли?
– До меня эту роль исполняла Александра Комарова – актриса Национального Молодежного театра…
– Получается, что Ваша первая роль, первые гастроли – все прошло в Казани?
– Да. У меня даже хранится снимок, на котором я вместе с Рифкатом Вакиловичем и художником спектакля Таном Гумеровичем Еникеевым.
– Тогда какая роль была первой, над которой работали с самого начала?
– Это была сказка Земфиры Миннигалиевой «Курай». Там я играла девушку по имени Курай. Режиссером был Айсуак Юмагулов. В спектакле мы работали вместе с Айратом Ахтямовичем Абушахмановым, Рустамом Миллятовичем Хакимовым. Интересно, что сегодня Айрат Абушахманов и Рустам Хакимов – известные режиссеры. Но тогда они были моими сценическими партнерами. Кстати говоря, спектакль «Курай» – первая работа композитора Урала Идельбаева в Башкирском академическом театре, он тогда как раз только пришел работать в БГАТД. Урал Мирасович занимался музыкальным оформлением спектакля.
– Удалось ли сыграть еще в каких-нибудь спектаклях Рифката Исрафилова?
– Когда я пришла в театр, он уже не работал здесь. Просто специально приехал на репетицию спектакля перед отправкой на казанские гастроли. Поэтому больше такого опыта не было. В основном мы работали с Гюлли Арслановной, а после вступления в должность директора Алмаза Расиховича Саетова, работали с режиссером Азатом Ахмадулловичем Надыргуловым.
– С Азатом же Надыргуловым Вы готовили заглавную роль в спектакле «Страна Айгуль» по пьесе Мустая Карима?
– Да. Подряд были выпущены роли в спектакле «Шаймуратов-генерал…» (Альфия) и «Таланты и поклонники» (Негина).
– Когда-нибудь считали, сколько всего образов создали, в скольких спектаклях играли?
– Нет, не считала, даже не думала об этом.
– Алсу, зрители Вас знают и любят еще как поющую актрису. Откуда эта любовь к пению? Кто пел у Вас в семье?
– У меня и со стороны мамы, и со стороны папы все поют. Поют не профессионально, но с большой любовью. И поют очень красиво.
– А Вы в семье одна? Или есть братья, сестры?
– Из-за развода родителей получилось так, что у меня две сестренки (одна мамина дочка – моя сестренка Азалия, другая – папина, Миляуша). Они обе не из сферы искусства. Миляуша Галина – экономист, кстати, тоже очень красиво поет, у нее даже записаны видеоклипы на нашем телевидении. В свое время она мечтала поступить в институт искусств, но ее мама не отпустила. А с Азалией мы вместе росли, она работает в регистратуре уфимской поликлиники. Все мы очень дружны.
– А как зовут Ваших бабушек?
– Бабушку со стороны отца зовут Таския, а со стороны матери – Манавара. Как раз с бабушкой Манаварой мы проводили очень много времени у нее в деревне Иштиряково в Балтачевском районе.
– Как Вы думаете, воспитание родительское отличается от воспитания бабушек? Какую роль в Вашем становлении сыграли именно они?
– Воспоминания, мысли о моих бабушках очень теплые, нежные. Когда я отдыхала летом у бабушки Манавары, то не помню даже, чтобы она меня заставляла что-то делать. Я ей помогала, но эта помощь исходила от моего желания, она меня не просила, не ругала, если что-то не сделаю. Наверное, это тоже такая своеобразная школа воспитания. Иногда я думаю о том, как много я упустила, много чего не спросила. Сегодня я бы столько задала вопросов моим бабушкам. Они мне могли дать много наставлений, подсказок. Но время прошло…
– Они рассказывали сказки?
– Насчет сказок не помню, но помню, что бабушка Манавара очень много пела, но я не любила слушать ее пение (смеется). Ее исполнение было протяжное, голос был глубокий. Я была еще совсем маленькая, не понимала красоты ее голоса. Нам же интереснее были современные, танцевальные мелодии.
– Они видели Вас на сцене?
– Нет, к сожалению, не видели. Для меня это – большая боль.
– С гастролями ездили на родину, к землякам?
– Да, конечно, приезжали, играли спектакли у себя в районе.
– А Ваши дочки приезжают в деревню на каникулы?
– Да, приезжают. Вместе с детьми сестренки Азалии собираются, играют.
– А вот как проходит воспитание дочек? Не навязываете ли Вы свои несбывшиеся желания, мечты?
– Так было со старшей дочерью Наргизой. Я хотела, чтобы она выбрала актерскую специальность. Сначала она отказывалась, но потом согласилась и даже готовилась поступать на курс Михаила Исаковича Рабиновича в Русский академический театр. Она Рабиновичу очень понравилась, и он рекомендовал ей поступить в институт искусств по целевому направлению. Но потом я начала ее отговаривать. Старалась объяснить ей, что актерская профессия очень тяжелая, зависимая. У нас ведь нечеткий и непостоянный рабочий график. Даже, например, на Новый год мы отдыхаем день, другой, а потом начинаются утренники, сказки, вечерние спектакли. Надо идти и служить сцене тогда, когда чувствуешь, что без театра твоя жизнь невозможна. Только осознавая необходимость в твоей жизни театрального искусства, можно связать свою судьбу с ним. И как бы мне самой ни было трудно, какие бы тяжелые ситуации ни возникали, я понимаю, что без театра не смогу, это мое.
Тогда я дочке обрисовала все плюсы и минусы нашей профессии. Рассказала для того, чтобы она сама сделала выбор, обдумала все. И в один день она пришла домой и сказала, что театр – это не ее. Я ей дала право выбора, она сделала его. Сейчас она учится в Башкирском государственном университете на 3-м курсе, хочет поехать в другие страны, учит английский, китайский, французский. Как-то я спросила: не жалеет ли она, что в свое время не поступила учиться в театральный? Она мне ответила: с каждым днем понимает, что избрала правильный, свой путь. И мне сразу внутри становится тепло, спокойно.
А младшая дочка Нурлана очень любит танцевать. С ней мы ходили в Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова. Там педагоги ее очень хвалили, предлагали поехать поступать в Санкт-Петербург в знаменитую Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Но дочка бросила танцы.
– Отношения с ними у Вас «мама-дочка» или «подруги»?
– Стараюсь, чтобы это были отношения подруг. Не знаю, насколько мне это удается…
– …но секреты рассказывают?
– Да, мы разговариваем. Они мне даже говорят то, что я бы своей маме навряд ли рассказала... Раз они мне доверяют, значит, я, похоже, все делаю правильно.
– А кто дал имена дочкам?
– Давала я, а муж, Азамат, их утверждал. Не помню, почему старшую захотела назвать Наргизой. А вот насчет младшей… Мы думали, что родится мальчик и назовем его Нурланом. Когда родилась девочка, то решили, что это будет Нурлана.
– Говоря о работе в спектаклях, возникают ли у Вас внутренние противоречия, когда режиссеры распределяют роли? Ведь бывает, ждешь роль, а режиссер не дает…
– Однажды нам Айрат Ахтямович Абушахманов – режиссер спектакля «Любовница» – принес на читку пьесу Туфана Миннуллина «Грешно ли любить?». Прочитав пьесу, я сказала, что мне совсем не нравится главная героиня. Она постоянно плачется, жалуется, и все, нет никакого развития у этого персонажа. Другое дело – главный герой. У него есть развитие роли, кульминация, он меняется и так далее. После этого разговора мы разошлись, через некоторое время я в приказе на распределение ролей увидела свое имя. Мне досталась именно непонравившаяся героиня. Бывает наоборот – читаешь пьесу и думаешь: «Как хорошо бы я сыграла эту роль, как мне она нравится!» Но, увы, не дают.
– Вот среди ролей, которые как раз не дали, какой образ Вам бы хотелось воплотить на сцене?
– Пусть это останется секретом…
– Тогда какая роль самая запоминающаяся? Какую из них можете исполнить в любой момент?
– Тяжело так ответить, ведь все роли мне очень близки. В каждую вкладывается душа, своя энергия. Я очень любила играть Негину из пьесы Александра Островского «Таланты и поклонники». Может быть, потому, что в ней кроется история актрисы.
– А пьесу «Страна Айгуль» любили?
– Да, играла с большой любовью. Как уже сказала, тогда я исполнила одну из первых своих больших ролей.
– После премьеры кто-нибудь давал положительные отзывы? Например, сами актеры, режиссеры или драматурги?
– Разные отзывы были: и положительные, и критические. Они и должны быть разными. Например, раньше ко мне после сдачи могла подойти Нурия апай Ирсаева и сделать свои замечания, высказать пожелания. Сначала я принимала эти замечания очень болезненно. Ставила под сомнение свои актерские способности, думала: есть ли они вообще? Но со временем стала очень спокойно относиться к критике, думать и анализировать произнесенные в мой адрес слова.
– Складывается ощущение, что многих Ваших поклонников волнует вопрос о карьере певицы. Почему Вы не поете? Потому что это как-то мешает актерской профессии?
– Меня все-таки привлекает театр, драматическое искусство. Поэтому я не стала связывать свою судьбу именно с карьерой певицы. Несмотря на то, что я люблю петь, спектакли меня больше перетягивают на свою сторону…
– А кто у Вас в институте был музыкальным педагогом?
– Нашим педагогом по вокалу была Ляля Зуфаровна Муллабаева. Я вообще очень стеснялась петь, мне казалось, что у меня совсем нет слуха и голоса. Но Ляля Зуфаровна всегда говорила, что у меня прекрасный голос. «Я сделаю из тебя поющую актрису», – повторяла она мне. И могу сказать, что девяносто процентов моего умения петь – это заслуга Ляли Зуфаровны, и только десять процентов – мои собственные старания. Она всегда верила в меня, мотивировала, за что я ей безумно благодарна.
– Вы же участвовали в музыкальном конкурсе «Актерская песня – 1998»?
– Да, я и не планировала участвовать, но Азат Ахмадуллович Надыргулов буквально заставил. Я его очень уважала и не смела перечить, поэтому согласилась на участие. И получилось так, что заняла первое место вместе со Светланой Хакимовой. Поэтому я Азату Ахмадулловичу благодарна: если бы он тогда не настоял, я бы сама даже не думала петь в конкурсе.
– Сложилось такое суждение, что у каждого актера есть свой режиссер. Вам приходилось работать со многими режиссерами, можете сказать, кто Вам ближе всего?
– У меня нет определенного имени, не могу так сразу назвать. С каждым режиссером я стараюсь работать с отдачей, любовью, уважением. Так работала с Азатом Надыргуловым, Хамитом Шамсутдиновым, Петром Шеиным, Ильдаром Гилязевым, Айратом Абушахмановым, Фаридом Бикчантаевым, Нурланом Абдыкадыровым и другими. Я всегда стараюсь работать с доверием, верностью. Наверное, в нашем деле без любви работать нельзя, иначе ничего не получится.
– С каким режиссером хотелось бы еще поработать?
– Много с кем. Может, с каким-нибудь зарубежным режиссером или российским. Я могу назвать много имен, они к нам в город уж точно не приедут. Это очень громкие фамилии.
– Много театральных артистов, которые стараются пробовать себя еще и в кино. Вы когда-нибудь ходили на кинопробы?
– Нет. Никогда не участвовала и в фильмах не снималась. Только однажды вместе с Азаматом Гафаровым снялись в телевизионном фильме «Четыре мгновения любви».
– А почему? Многие актрисы мечтают о съемках в кино, отправляют свои видеовизитки, фото...
– Просто не люблю себя в кино, на телеэкране…
– Вот как раз телевидение или даже радио Вам очень бы подошло. Так плавно и органично ведете беседу…
– Перед камерой, на радио я могу совсем потеряться.
– Нельзя не задать вопрос, который интересует журналистов, зрителей и, думаем, абсолютно всех девушек. Что надо делать, чем питаться, какую диету соблюдать, чтобы быть в такой прекрасной форме, иметь такую утонченную фигуру? Как поддерживать такую красоту?
– Во-первых, все-таки хорошо питаться. Чрезмерные диеты не помогут сохранить красоту тела и внешности. Надо есть, но в дозволенных количествах…
– …просто Вы выглядите очень молодо, женственно. Это гены?
– Родители у меня тоже стройные, они всегда были такими, никакие диеты не держали. И я так же. Я не хожу на аэробику, тренаж, мне даже просто маски делать тяжело, иногда прямо заставляю себя сделать какую-нибудь процедуру. И я очень боюсь уколов, инъекций, вмешательств в свое тело. Вот что очень люблю – баню.
– Возвращаясь к делам семейным, сохранили ли Вы отношения с Азаматом Гафаровым после развода?
– Это личные темы, которые я стараюсь не раскрывать, не выносить на публику.
– Сколько вы прожили вместе?
– Развелись на 25-ю годовщину совместной жизни. Мы были однокурсниками, поженились, когда учились на 3-м курсе.
– Получается, что Вы стали невесткой Фидана Гафарова, который как раз в то время был на пике своей популярности?
– Если честно, я об этом совсем не думала. Для меня это было не главным. Я помню, когда была маленькая, то слышала разговоры, что скоро приедут выступать в районный Дом культуры Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева… Но я жила своей жизнью, своими музыкальными привязанностями… Я была далека от театра, от этих имен. Кстати, когда поступила в институт искусств, то вообще не обращала внимания на Азамата. Конечно, были разговоры о том, что я вышла замуж по расчету, из-за популярности и известности его отца. Но Азамат Гафаров для меня был просто однокурсником. Более того, на 1‑м курсе мы с ним постоянно ругались. И только на 3-м курсе он начал проявлять по отношению ко мне знаки внимания.
Однажды летом, когда мы были на каникулах, он приехал к моей маме, искал меня. Но в это время я была в гостях у бабушки. Сначала он меня поехал искать к одной бабушке, потом к другой. И когда нашел, то позвал к себе в гости в Дюртюли. Родители меня отпустили. Тогда он сам водил машину, ездил на «Ниве», на которой мы отправились к его бабушке. Как раз в это время туда приехал Фидан Сафич, и я увидела его близко. Познакомилась с ним, с их родственниками.
Интересная история была по возвращении в Уфу. Так получилось, что я опоздала в общежитие, для меня не осталось места. Азамат предложил мне поехать к ним домой, пожить некоторое время у его родителей. Я очень долго отказывалась, потому что уже понимала, кто такой Фидан Гафаров, насколько он знаменит. Как это все выглядело бы со стороны? Но как-то так получилось, что я все-таки поехала, Азамат познакомил меня со своей мамой, она меня очень хорошо приняла. И все, в общежитие я так и не вернулась. В декабре у нас с Азаматом уже был никах…
…Можно рассказывать много интересных историй. Чего только не происходило за эти 25 лет. Но в жизни всякое бывает, люди женятся, расходятся… Сегодня мы продолжаем наше общение, а как по-другому? Мы ведь работаем в одном театре, играем в одних спектаклях, мало того – играем любовь.
– Сейчас вместе вы играете в двух спектаклях?
– Да, в спектаклях «Необычная история в обычной деревне» и «Любовница».
– Сегодня у Алсу Галиной сердце свободно?
– Актриса всегда должна быть в состоянии влюбленности, – актриса улыбается. – Это правильно. Человек должен жить ради кого-то, ради своей мечты… Неравнодушных людей много.
– У Вас есть близкие друзья, подруги?
– Да, была очень дружна с одноклассницей Ильмирой, мы вместе учились в школе. Но после восьмого класса она переехала в Казань.
– А сегодня есть близкая подруга, с которой можно поговорить обо всем?
– Да, есть такая подруга, с которой могу поделиться секретами…
– Она из сферы искусства?
– Да. Имени ее не раскрою, но она всегда поддержит, поймет, поможет.
– Возвращаясь к началу беседы: какой главный вопрос Вы бы задали своим бабушкам?
– Были ли они счастливы? Если бы можно было бы вернуть прошлые годы, что хотели бы исправить, изменить?
– А сами? Что-то изменили бы?
– Безусловно, всегда есть что-то… Как и у всех людей, наверное. Думаешь: «Эх, поступила бы я по-другому, сделала бы не так!» Ведь никогда не знаешь, как правильно, как надо. Только с годами понимаешь, какие ошибки можно было бы исправить…
– Если бы существовала машина времени, в какой год направились бы Вы? Какой день захотели бы вернуть?
– Смотря для чего: исправить что-то или пережить это время заново?
– Да, просто прожить еще раз. Вернуть время, по которому очень скучаешь, тоскуешь до глубины души…
– Таких дней много. Наверное, вернула бы встречи с бабушками…
– Алсу, Вам большая благодарность за такой теплый, открытый и искренний рассказ.
Беседу вели Ирина ЗАХАРОВА и Динара КАЮМОВА.
Перевод Ирины ШАМСУТДИНОВОЙ.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Перевод Ирины ШАМСУТДИНОВОЙ.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
28-02-2023 (0) Просмотров: 1 507 Номер: 14(13667) Версия для печати