Алмас в пятьдесят пять каратов
В концерте «Песни Великой Войны».
Начну с того, что Амиров не устает меня удивлять…
То он рискует и сам берется за постановку спектакля, то принимает предложение создать образ необычного персонажа, у которого и имени-то нет, он один заменяет целый античный Хор и, собственно, практически не покидает сцены во время действа, по-своему проживая все события и драмы, обрушившиеся на головы главных героев спектакля, и делает это так, что эксперты «Золотой Маски» номинируют его на Национальную театральную премию России в категории «Лучшая мужская роль второго плана», то носится, словно курица с цыплятами, с членами Молодежного совета СТД РБ, коих он курирует и наставляет. А то вдруг загорается страстным желанием осуществить мечту девочки с диагнозом РАС (речь о ней идет в спектакле БГАТД «РАС-сказы») подняться в небо и… добивается-таки своего, и Алия взлетает к облакам – об этом недавно писала «Вечерка».
В общем, все, что касается народного артиста Башкортостана, лауреата Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, дважды номинанта «Золотой Маски», ведущего артиста Башкирского государственного академического театра драмы Алмаса Амирова, для меня всегда очень серьезно. И это при том, что натура у Алмаса Хадисовича легкая, озорная, в каком-то смысле он истинный раблезианец, адепт смеховой культуры, человек летящий, всегда готовый на любой кипеш (коли в этом видит смысл), эдакий вьюн над водой, и фантастически одаренный актер, палитра коего широка настолько, что начиная от ролей силы подлинного трагизма Амиров невероятно органичен и в образах, исполненных всех красок комического – тонкого юмора, иронии, гротеска, сатиры… Огромное количество зрителей, и не только зрителей, ценит в Алмасе Хадисовиче вот это начало, корнями уходящее к бытованию на Руси шутейных людей, скоморошьего воинства. Он чрезвычайно наблюдателен, и черты всех его «чудиков» и деревенских простаков, а также хитрованов – есть достояние творческой «копилки» актера Амирова, запас в которой полнится благодаря пристальному взору Алмаса Хадисовича, выхватывающему все это богатство из человеческого моря характеров, судеб и разговоров…
В процессе репетиции.
Он может быть очень обаятельным на сцене, а в иных своих работах, отказываясь от этих красок, принципиально бросая вызов своей природе, нам является иной Амиров – подчеркнуто нервный, озлобленный и бесконечно одинокий под гнетом своей болезни Хардинг (номинация «Лучшая мужская роль» на премию «Золотая Маска») из спектакля «Пролетая над гнездом кукушки», поставленного режиссером Айратом Абушахмановым по роману Кена Кизи; злобный, почти страшный, наводящий на меня ужас Валиахмет из драмы «Мулла» по пьесе Туфана Миннуллина, воплощенной на сцене БГАТД тем же Айратом Ахтямовичем… И, безусловно, одна из вершин его творчества – сирый, брошенный всеми бедолага Маулит – юродивый, сказали бы в старину, из моноспектакля по пьесе эстонца Андруса Кивиряхка «Цыпленок из букваря» литовского режиссера Линаса Зайкаускаса. Этот «сольник», в котором Амиров блистал не только на Камерной сцене флагмана национального искусства республики, но и покорил сердца фестивального братства «Мельпомены Таврии» и Международного форума моноспектаклей в Паневежисе – отдельная строка в творческой биографии подлинно народного артиста. Так сыграть, буквально прожить судьбу душевнобольного одиночки (причем спектакль шел и на башкирском, и на русском языке) мог только огромного сердца человек и огромного таланта актер! В финале, когда несчастный Маулит, рассказав нам всю историю своей убогой, бесприютной жизни, поняв, что единственным человеком, который им дорожил, любя беззаветно, была уже ушедшая бабушка, взяв в руку мелок, выводит нетвердой рукой на школьной доске, гася рыдание: «лtсtй гел халы!» («Бабушка всегда права!»), слезы выступают на глазах не только у меня, но и у всего зала…
«Цыпленок из букваря».
В дни проведения в Уфе II Открытого образовательного фестиваля интегрированных театров «Звёздочка», идеологом которого выступил Благотворительный образовательный фонд «Мархамат», Алмас Хадисович и, конечно, сам театр пошли навстречу организаторам и показали «Цыпленка» участникам, гостям и курсантам, съехавшимся на учебу в рамках форума со всей Башкирии. Что творилось в зале, трудно передать словами!.. Зрители рыдали, обнимали Амирова, аплодировали ему так, что чуть не рухнули стены театра, а знаменитый Андрей Афонин, создатель и руководитель Интегрированного театра-студии Круг II, великий профессионал, труженик, режиссер и педагог, работающий с особенными артистами, лауреат «Золотой Маски», приехавший на «Звездочку», был потрясен настолько, что прижал Алмаса к груди и со словами «Ты мой лучший друг!» долго не отпускал его.
И, конечно, я не могу не сказать про Хор, упомянутый выше. Приняв это предложение, Наш герой пошел навстречу Главному режиссеру Татарского академического театра имени Галиаскара Камала Фариду Бикчантаеву, который был приглашен на постановку в БГАТД спектакля «Антигона» по пьесе Жана Ануйя. Амиров уже ранее работал с Фаридом Рафкатовичем, который поставил в Башкирском академическом «Собаку на сене» по пьесе Лопе де Вега и комедию «Мою жену зовут Морис» по пьесе Раффи Шарта. На первой из них и состоялось мое близкое знакомство с Алмасом, сыгравшим плута и пройдоху Тристана, вдруг «запевшего» у Бикчантаева голосом Лучано Паваротти; а на второй оно закрепилось, открыв мне глаза на универсальность Амирова, которому, считаю я с тех пор, подвластно абсолютно все! И вот третий опыт творческой «экспансии» Фарида Рафкатовича в территориальное пространство Башкирского академического, подарившее нам потрясающий спектакль о том, какие беды несет миру романтик, пришедший во власть… «Антигона» собрала огромный урожай номинаций на «Золотую Маску», восхитив экспертов премии своей образностью, постановочной культурой и художественной целостностью. Одна из номинаций – заслуга Алмаса Амирова, Хор которого, «ботаник» в очках и простеньком пиджачке, цитирующий Мандельштама, бесконечно сочувствует заглавной героине. Но в силу своего положения и даже ранжира, уготованного ему автором, он не в состоянии изменить ход событий и вынужден наблюдать за разворачивающейся трагедией и комментировать происходящее… И это тоже одна из тех работ, каковые, подчеркивая уровень классности актера Амирова, навсегда запали мне в память и душу.
…А еще он не раз откликался на те проекты, которые иной отнес бы к числу авантюрных. «Вечерняя Уфа» вместе с известным организатором всевозможных действ Ларисой Сакаевой, собственно, и задумавшей концерт памяти Владимира Высоцкого в честь 75-летия со дня его рождения, предложили Алмасу Хадисовичу, равно как и другим театральным актерам, принять в этом вечере участие. У Амирова, если кто не знает, музыкальная составляющая в биографии есть: для начала – это ДМШ в родном селе Ахуново, а затем, до поступления в УГИИ на курс Рифката Вакиловича Исрафилова, Уфимское училище искусств – по классу баяна. Скажу больше – Амиров в свое время успел недолго поработать директором Ахуновской музыкальной школы… Плюс дружба со многими профессиональными музыкантами, в числе коих есть и рокеры, и джазмены, и оперники, и представители национальной эстрады… А еще тесные теплые отношения со своей любимой двоюродной сестрой заслуженной артисткой России, народной артисткой Башкортостана Назифой Кадыровой – все это формировало музыкальный вкус и пристрастия нашего героя. Так вот, он не стал кокетничать в ответ на предложение, приняв его и абсолютно по-своему исполнив на том концерте в «Огнях Уфы» вместе с сыном Эмилем песню Владимира Семеновича «Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука». Зал принимал старшего и младшего Амировых на ура. Особенно понравилось публике то, что выглядели оба весьма экзотично. Накануне Эмиль получил перелом руки и ему загипсовали конечность. Алмас, дабы поддержать отпрыска и внести некую интригу, появился на подмостках тоже в гипсе, впрочем – на ноге. И народ решил, что это замечательная «хохма», уводящая всех мыслями к покусанным австралийскими дикарями британскому моряку Джеймсу Куку и одному из членов его команды…
Второй раз Алмас откликнулся, и тоже охотно, на предложение «Вечерней Уфы», которая вместе с Государственным академическим русским драматическим театром Республики Башкортостан решила провести 9 мая, в день 90-летия со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы, концерт, вход на который был открыт всем желающим… Михаил Исакович Рабинович, который и сам пел в том концерте, собравшем битковой зал, предварительно прослушивал участников, в число коих вошли артисты практически всех театров, расположенных в Уфе. Амировы, опять отец и сын, аккомпанировавший родителю на гитаре, принеслись в последний момент, когда саунд-чек уже заканчивался, а до концерта оставался час. МИР ходил сердитый, сурово отчитывая меня за то, что Амировы опаздывают. Тут, словно ветер, нахальная парочка влетела на сцену и, перекинувшись со звукорежиссером Андреем Беляевым парой фраз, бросилась к микрофонам… Рабинович кинул на меня хмурый взгляд, дескать, по твоему попустительству, а любимчиков в таком деле нет… И тут Амиров запел, выбрав по предварительной со мной договоренности «Молитву Франсуа Вийона»… Михаил Исакович постоял минуту, глянул на меня, подняв вверх большой палец правой руки, и ушел из зала готовиться. В общем, это было прекрасно, и зал принял амировское выступление с восторгом. Артист, мало знакомый тем, кто собрался в зале ГАРДТ на Окуджавский концерт, был настолько тонок, проникновенен и глубок, что ему аплодировали все, и те, кто устроился в партере и на балконе, и те, кто ждал своей очереди за кулисами… Скажу больше: фрагмент концерта, в котором Алмас исполнял «Молитву Франсуа Вийона», выложенный в Сеть, набрал такое количество просмотров, что все участники и гости телепередачи «Видели видео?» должны просто отправиться на заслуженный отдых…
И завершая сей текст, не могу не рассказать еще об одном эпизоде. В рамках проекта «Детский альбом», который также рожден при поддержке Благотворительного образовательного фонда «Мархамат», была задумана глава, посвященная 75-летию Великой Победы. В рамках этой главы театральные артисты исполняли с симфоническим оркестром песни военных лет, звучавшие в том порядке, в котором они выходили из-под пера своих создателей в народ… Алмасу Хадисовичу мы предложили исполнить завершавшую действо песню Евгения Аграновича и Рафаила Козака, написанную специально для фильма режиссера Владимира Рогового «Офицеры».
Амиров округлил глаза и взмолился: «Эриковна! Ты что? Я же петь-то не умею!..» Все его стоны разбились о стену моего упрямства. Потом мне уже «донесли», что Алмас ходил к моим друзьям и жаловался: «Капкаева меня заставляет петь с симфоническим оркестром…» Но среди близких мне людей понимания он не нашел и, повздыхав, начал, ворча, готовиться…
Перед концертом, который тоже проходил на сцене ГАРДТ, ко мне подошла одна дама из группы струнников и, скептически поджав губы, произнесла (среди «академиков» всегда есть люди, которые все понимают лучше других…): «А вы уверены, что Амиров справится с этим номером?.. Я помню его по учебе в институте, мы были на одном потоке, и, мне кажется, это ошибочное решение…»
«Мне понятны ваши сомнения, – ответила я, – но вы не можете знать всего, оценивать, сидя за пультом, драматургию концерта, финал которого Амиров нам сделает. И сделает блестяще!»
Дамочка хмыкнула и, с презрением глянув на меня, ушла за пульт. А я побежала за кулисы, где волновался перед выходом Алмас.
«Ты не Магомаев, все это понимают. Еще раз повторю: от тебя требуется внятно и на градусе высокой скорби протраслировать залу вместе с оркестром эти строчки. Почти речитативом. Дирижер (Раушан Якупов) тебя поддержит. Сыграй нам финал. Я точно знаю, что тебе это по силам».
«Понял тебя» , – Амиров посуровел лицом и шагнул на сцену.
Что вам сказать, уважаемый читатель? В финале зал поднялся со своих мест и стоя пел вместе с Алмасом Амировым:
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой…
А после оваций, объятий и слез оркестранты побежали фотографироваться с Амировым на память, и та дамочка из числа струнниц тоже.
Остается только добавить, что 6 мая Алмас Хадисович Амиров отмечает особый день рождения.
Это еще не юбилей по той «табели о рангах», которой четко обозначены знаменательные дни в жизни человека. Но в круглые отличники Амиров уже пробился, заработав сразу две пятерки… А посему нельзя не отметить сей этап хотя бы такими пестрыми заметками…
Будь здоров, Алмас Хадисович! С днем рождения! «Вечерка» тебя любит и ценит. А уж на юбилей будем беседовать, не отвертишься от интервью…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
4-05-2023 (0) Просмотров: 1 392 Номер: 30(13683) Версия для печати