$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Призвание и признание


Призвание и признание

Ушла из жизни Лидия Ивановна Башинская, заслуженный учитель РБ и РФ, преподаватель русского языка и литературы, известный методист – не только в Уфе, но и в республике – среди словесников, чей возраст сегодня от среднего близится к солидному…
11 июля Лидии Ивановне минуло бы 87. Последние пару лет она, к сожалению, болела, но по мере сил старалась от жизни не отрываться. Тем более что и коллеги, и друзья, и особенно многочисленные выпускники не оставляли ее вниманием. Собственно, на протяжении долгих десятилетий это общение всегда было с доминантой в нем Учителя. А то, что она была таковым, именно с большой буквы, несомненно. И в классе с ребятами, и с педагогами в методическом объединении, куда пришла «правой рукой» знаменитой Софьи Захаровны Болховских, а позже была ею рекомендована на «главный пост», она проявляла себя очень глубокой и творческой личностью. При всей своей скромности и деликатности умела увлечь, зажечь, повести за собой. На литературно-методические чтения в Орджоникидзевский район стремились попасть не только соседи из Октябрьского, съезжались желающие из многих школ. В небольшом зале Дома учителя по улице Ульяновых набивалось столько народу, что отыскать свободное место было непросто. Мудрые речи ведущих рождали горячие споры: у Анны Карениной – безоглядная любовь или эгоизм; Кабаниха и Катерина – может, свекровь права, защищает семейный очаг; а что было бы, женись Онегин на Татьяне?.. Сегодня подобный анализ классики в кино, театре, литературоведении не нов, однако во времена, когда трактовки были строго регламентированы, такие неожиданные толкования становились (особенно для более молодой учительской аудитории) глотком свежего воздуха.
Уфимская школа №62, куда Лидия Башинская в 1962 году пришла молодой учительницей, стала для нее почти на пять десятилетий сначала стартовой площадкой, когда она училась у корифеев педагогики Розалии Зиновьевны Шемагоновой, Николая Ивановича Дьячкова, а затем вторым домом и судьбой. Здесь она выросла в педагога неординарного, относившегося к ученикам, независимо от их способностей, уважительно, как к индивидуальностям со своим характером, своей семейной средой, к каждому находя подход, чтобы юный человек раскрылся и потянулся к добру. Обычно опытные и яркие учителя предпочитали старшие классы, Лидия Ивановна брала пятиклассников и курировала их до выпуска во взрослую жизнь, и таких выпестованных семилетних циклов у нее насчитывалось чуть меньше десятка.
Призвание и признание

А если какому-то из этих потоков посчастливилось иметь любимого литератора еще и в качестве классного руководителя, то и микроклимат в детском коллективе был на высоте, и товарищество складывалось не только на школьные годы, но и с продолжением интереса к путешествиям, к искусству, к истории страны, привитого поездками в другие города, походами всем классом в театры, на выставки, на природу.
Лидия Ивановна помогла многим ученикам определиться с выбором профессии, разглядеть собственные способности и опираться на то, что лучше всего удается. Она сама познала не совсем полное удовлетворение, хотя вполне успешно работала в начале своего трудового пути корреспондентом газеты в Иглино. Когда они с мужем переехали в Уфу, твердо решила заняться тем, что так славно получалось во время педагогической практики в бытность студенткой МГУ. Даже согласилась поначалу вести уроки французского – так ее тянуло к детям. Пожалуй, еще с той поры, когда в сельской школе Тамбовской области, где девчонкой жила у бабушки, встретился учитель, на которого хотелось быть похожей: молодой литератор Иван Дмитриевич Антонов ставил с ребятами спектакли, учил выразительному чтению, привил любовь к книге. Фактически определился ее жизненный путь: легко поступила в Московский университет, о чем многие ее сверстники только мечтали, и, как вспоминала, «вообще может не стала бы тем, кем стала». Так что здесь можно было перечислить немало известных выпускников, которые именно под воздействием ее интереснейших уроков, ее светлой личности и обаяния, ее увлеченности пошли, что называется, по ее стопам. Это не только прекрасные учителя, но и деятели литературы, науки, искусства. Те ребята, что не имели выраженных гуманитарных наклонностей, все равно получали от нее заряд творческого поиска, стремление добиваться задуманного и стали крепкими в своих областях профессионалами. Ее воспитанники, как и она сама, не привыкли останавливаться на достигнутом, потому что умели учиться и совершенствовать свое мастерство.
Готовя очерк о Башинской для своего сборника «Дорогие мои уфимцы», спросила про невероятный стаж – более 45 лет – в одной и той же школе, она только головой покачала: «Поверьте, в этом нет ничего особенного – просто я очень люблю свою профессию, интересуюсь всем, что имеет к моему предмету хоть какое-то отношение. И чего боюсь больше всего – так это устареть, перестать быть на острие всех новшеств. Читаю, учусь, к своему опыту добавляю чужой». Моя небольшая книжечка в издательстве «Китап» вышла в 2009 году, когда ее школьный марафон достиг уже 47 лет. Однако именно в том году Лидия Ивановна его прервала, несмотря на уговоры руководства. Она еще была полна сил, энергии, но не могла мириться с тем, что интерактивные дос­ки, сотовые телефоны, масса требуемых от учителей отчетов и справок, постепенное превращение педагога в «обслугу» затмили в образовании интересы отдельного ребенка, его разумное обучение, воспитание в нем понимания Отчизны, тяги к российской и мировой культуре, литературе.
Она продолжала, когда просили, методические консультации, помогала ученикам готовиться к экзаменам, но не стояла больше за учительским столом, потому что всегда воспринимала это как духовную миссию, как служение полезному и доброму во благо подрастающих поколений. На мой взгляд, ей понадобилось немало мужества, чтобы отойти от любимого дела, если нет возможности отдаваться ему сполна.
Призвание и признание

Лидия Ивановна вообще была человеком особенным, сильным духом, мужественным. Не сломалась под ударами судьбы, потеряв любимого и любящего мужа Ивана Андреевича Башинского, известного хирурга, уважаемого пациентами и окружающими за свет большой души, за внимание и чуткость. Огромное горе пережила, похоронив старшего сына Владислава. Любовь и нежность и за отца, и за брата, и свою стократ дарил милой и дорогой маме ее сын Андрей. Все, что она ценила в жизни, старался, чтобы имела, в том числе путешествия и в разные страны, и по самым литературно-памятным местам России. Обязательно выбирал с близлежащим санаторным лечением. В последнее время, когда матери было так нелегко справляться с болезнями, обеспечивал как можно более комфортные условия и, главное, сам стремился быть рядом.
Светлая память о Лидии Ивановне Башинской наверняка останется в сердце каждого, кому посчастливилось знать эту замечательную женщину, учиться у нее быть на Земле порядочным и разумным Человеком. А ученики не забывали и не забудут ее никогда, благодарные за то, что в их жизни встретился настоящий Учитель!
Алла ДОКУЧАЕВА.
Фото из семейного архива.

Дата создание новости 13-06-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 406     Номер: 40(13693)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.