$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Маленькая Вера» в столице – в восьмой раз!


«Маленькая Вера» в столице – в восьмой раз!

В 2003 году слова «Маленькая Вера снова вернулась в Уфу» открывали мой материал в «Вечёрке». И «маленькая Вера» тогда вышла в заголовок… Возникла своеобразная перекличка с названием остро-популярного в то время фильма… Но моя маленькая Вера оказалась любимицей великого венгра Ференца Листа, уфимской по рождению пианисткой, завоевавшей, можно сказать, всю Европу, и не только.
Дебютировав в девять лет в нашем нынешнем Шаляпинском зале (а для неё – престижном зале Дворянского собрания), дочь уже ушедшего из жизни вице-губернатора Уфы привлекла блеском своего раннего дарования – кого? Мецената – купца, «богача Базилевского». Она потом напишет, что без него «не видать бы ей ни консерватории (Петербургской. – С.П.), ни заграницы»… А о дебюте расскажет: «Девяти лет состоялся мой первый концерт, объявление о котором произвело в городе целую сенсацию. Билеты раскупались нарасхват, и я заработала свою первую тысячу рублей… Успех был полный».
Апрелем 2003-го года датируется Второй региональный конкурс юных пианистов имени Веры Тимановой. На открытии (в том самом зале Дворянского собрания – Шаляпинском) роль любимой ученицы Листа была поручена Маше Антаковой. Свидетельствуют: играла Маша тот же концерт Моцарта, что и Верочка. Волновалась. Останавливалась. Прекрасно помню, как собрала волю, доиграла. На эту девчушку нельзя было не обратить внимания уже на первом Тимановском, Открытом, там, в «черниковской» Уфимской детской школе искусств. В 2001-м у нее было лауреатское, третье место. Сейчас иногда пересекаемся с Марией, теперь профессиональной пианисткой… Взрослая, полная забот… Жизнь в музыке – не сладкая конфетка…
Не пропустив ни одного прослушивания ни в 2001-м, ни в 2003-м – на тех давних «тимановских», невозможно было не проникнуться ощущением титанической работы, проделываемой всеми, кто причастен к конкурсу. Невозможно не пропитаться энергией честолюбий, амбиций и вместе с тем – сердечности и любви. В первую очередь любви к детям. Нынешний, Восьмой конкурс – побуждает к сравнениям.
В первую очередь возрождено имя Веры Викторовны, честно скажем, на некоторое время ушедшее из общественного внимания. Заслуга этого возрождения сегодня вновь исходила из Уфимской детской школы искусств, теперь носящей имя живописца и педагога Виктора Николаевича Пегова. «Побуждающая институция» – вновь Уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра, его глава – Елена Петровна Замрий, ее соратники. В
2001-м это были его глава и идеолог Галина Александровна Бельская, заместитель директора школы Наталья Васильевна Казакова, заведующая методическим объединением фортепиано Уфы Лариса Васильевна Коцюбиевская, меценаты-благотворители Артур и Марина Бондаренко. Нельзя было не видеть, как задействованы все педагоги фортепиано ДШИ.
Руководящую роль директора конкурса теперь, на Восьмом Тимановском, смело взяла на себя Эльвира Явдатовна Гиндуллина. Сколько «пригорков и ручейков» пришлось ей преодолеть! Главной победой, думаю, был выигрыш гранта Президентского фонда культурных инициатив. Добытые таким путем средства позволили пригласить более чем компетентное жюри. Имею в виду в первую очередь Евгения Михайлова – пианиста, способного на таком уровне предложить исполнительскую программу, что переполненный зал Уфимского училища искусств (где 27 апреля прошло открытие конкурса), кажется, аж не дышал, слушая его Рахманинова. А он – построил линию так, чтобы без пауз, пройдя отдельные пьесы – Музыкальные моменты, прелюдии, этюды-картины – как этапы человеческой жизни, привести нас к вере и надежде… Елена Сгибова, великолепно проведшая Открытие, попала в точку – игра Маэстро не могла не вдохновить конкурсантов на их «завтрашние поединки» – с собой, за Музыку. Дорогие читатели, вы все можете найти запись этого незабываемого концерта и увидеть, и услышать, как все это было.
Теперь вновь виден круг педагогов, которые не могут жить без этого конкурса. Например, та же Елена Борисовна Сгибова (ее ученица Анна Алексеенко – единственный лауреат первой степени в 2023-м, Мария Алексеенко – дипломант), Тамара Феликсовна Рзаева, Лариса Евгеньевна Емашева...
Есть преподаватели, кторые всегда реагируют и подготавливают детей – и из других уфимских школ. Участвовали и гимназия Альмухаметова, и школа имени Искужина, и другие. Назову для примера ДМШ №1 имени Наримана Сабитова. Ираида Николаевна Стерехова, самая высшая награда – Гран-при присуждена ее ученице Альбине Горбик (старшая группа, фортепиано соло)! Тоже из «Сабитовской» Альфия Рафиковна Сайфутдинова, у нее – Злата Куликова стала лауреатом третьей степени, Нина Васильева, Арина Черных – дипломы за успешное выступление. Еще лауреаты из «Сабитовской» – Арина Васильева, третья премия, педагог Ольга Рафаиловна Касимова, здесь учатся дипломанты Эмиль Сафиуллин – у Тамары Рзаевой, Дарья Лобова – у Дианы Ханифовны Латыповой, дуэт Есения Субботина и Ралина Дильмухаметова – у Ольги Сергеевны Токаревой и Ларисы Николаевны Морозовой.
Всего из ДМШ №1 автор этих строк насчитал тринадцать участников! Из ДМШ №5 – восемь, ДМШ №6 – пятеро, ДМШ №8 – четверо. Среди педагогов – приверженцев конкурсов знаю Маргариту Ивановну Степанову (ДМШ из Кумертау), Татьяну Викторовну Плотникову (ДМШ №10, Уфа), Ольгу Борисовну Голышеву (Салават, ДМШ), Ольгу Петровну Шабарчину и Светлану Фаритовну Муратову (ДМШ №5), из молодых – Дарью Владимировну Вербину (тоже «Сабитовскую»)…
Отдельно надо сказать о блоке ССМК. Здесь были и трое пианистов-малышей, и восемь «закаленных бойцов». Их учителя – тоже заслуживают признания. Это корифеи Валентина Ивановна Старикова (член жюри Восьмого, как и всех предыдущих Тимановских конкурсов), Татьяна Юрьевна Погодина, Татьяна Ивановна Чистякова, Лия Фридоновна Каримова, Светлана Масгутовна Каримова, притягивающаяся к конкурсной орбите Наталья Геннадьевна Франк… У конкурсантов из ССМК три третьих премии (Варвара Кравцова, Самира Алиуллина и Полина Домрачева) и два дипломанта (Екатерина Федотова, Данил Губайдуллин), остальные – «за успешное выступление». К этим талантливым детям, думаю, требования были повыше: Ведь сии юные музыканты ближе других к такой непростой профессии…
«Маленькая Вера» в столице – в восьмой раз!

Жюри, мне кажется, не скупилось на награды. (Роль жюри невозможно переоценить. И нельзя «судей» не назвать: председатель – профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Евгений Михайлов; народный артист РБ, доцент кафедры специального фортепиано Уфимского института искусств Владислав Муртазин, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Фортепиано» УУИ Нэлли Кадраева, заслуженный работник культуры РБ, обладатель Госпремии в области музыкального искусства, преподаватель ССМК Валентина Старикова.) Правда, при этом, вы заметили, отмечалась и строгость: самых высоких мест было всего два. Как уже упомянуто – один Гран-при и одно первое место… Да и вторых немного: признаны лауреатами второй степени двое. А лауреатами третьей степени – шестнадцать детей, дипломантами – девятнадцать участников! Только подумайте: пятьдесят девять ребят были отмечены дипломами не просто за участие, а «за успешное выступление»! Это, уверена, естественно – при огромном интересе к конкурсу не только в Башкирии, но и в других городах России: Москве, Саратове, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Перми, Чите, Тюмени, Владикавказе, Магнитогорске и других. Поэтому конкурс с полным правом назван Всероссийским! Число заявок превысило сотню! Способствовала этому возможность выступить «в дистанте», по записи (благо за время пандемии научились такому способу профессионального общения). На сцене ДШИ имени Пегова, где проходили прослушивания, был установлен большой экран, подключена вся необходимая аппаратура. Здесь очень хочу подчеркнуть, что все прослушивания, открытие, концерт Евгения Михайлова, его мастер-классы, награждения, Гала-концерт закрытия – все это получило онлайн-трансляцию.
Конечно, играть перед жюри «вживую», наверное, гораздо волнующе. Кто как играл – каждый желающий может в любой момент включить записи (они выложены в интернете) и переслушать, перепроверить свои впечатления – или познакомиться с Восьмым конкурсом – полностью. Это настолько существенное отличие современного соревнования, что отпадает проблема: «тому или не тому что-то присуждено». Автор данных строк нашел возможность и прослушал часть записей. Их шесть с лишним часов в одном ролике и более десяти – в другом!
«Маленькая Вера» в столице – в восьмой раз!

Невозможно не подчеркнуть еще одну важнейшую деталь: к личности Веры Викторовны Тимановой внимание было привлечено постоянно: на плакате, как эмблема украшающем сцену «черниковской» школы, крупно были выписаны слова, доказывающие высочайшее признание этой пианистки. Они принадлежат Петру Ильичу Чайковскому: «Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в ее в высшей степени артистическом исполнении…» Вдумаемся: в этих словах содержится основополагающий комплекс тех требований к истинному артисту, которые надо бы наизусть заучивать каждому мечтающему о музыкальной карьере. Но чтобы овладевать аудиторией «без расчета на внешние эффекты», необходим труд, труд и еще раз труд.
Думаю, Уфа обязана гордиться такими личностями, как Вера Тиманова. Карьеру и жизнь свою пианистка завершила в блокадном Ленинграде в возрасте восьмидесяти семи лет. Процитирую небольшой фрагмент изысканий Лены Равилевны Сайфуллиной – пианистки, лауреата международных конкурсов, исследователя жизни и творчества Веры Тимановой, найденных мною в открытом доступе. «Пианистка Вера Викторовна Тиманова – одна из ярчайших представителей русского пианизма второй половины XIX – начала XX веков. Родилась в Уфе 6 (18) февраля 1855 года и здесь получила первоначальное музыкальное образование у местной преподавательницы Игнатович и отбывавшего политическую ссылку литовско-польского музыканта Людвига (Викентия) Казимировича Новицкого. С 1868-го по 1870 год училась у Карла Таузига в Берлине в его «Школе высшей фортепианной игры». На одном из уроков, после исполнения 14-летней Тимановой этюда Шопена, Таузиг говорил, что и сам не смог бы исполнить его лучше. Эпизодически брала уроки у Антона Рубинштейна. Была одной из любимых учениц Ференца Листа, занимаясь с ним более 10 лет. «Вериссима», «Бриллиантовая», «Наивиртуознейшая», – так обращался он к ней. На одном из уроков, после исполнения Тимановой Венгерской рапсодии, Лист произнес: «Если Вы также сыграете в концерте, то знайте – какие бы овации Вам ни выпали на долю, все это будет меньше того, чего Вы стоите!» (так записал Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи 1834-1887 годов, СПб, 1889.
с. 135). «…Лист, видимо, ужасно жалует Тиманову. Когда она сыграла одну вещь (действительно великолепно), он воскликнул: «Браво! Этого из вас никто не сыграет!» – обратился он к остальным ученикам» (из письма Бородина жене. Там же. с. 137). Эти и многие еще сведения о замечательной русской пианистке Лена Сайфуллина презентовала в том же зале школы имени Пегова, и участники Восьмого Всероссийского конкурса тоже приобщились к ее научным находкам. Мы же ждем выхода в свет книги Лены Равилевны о Вере Тимановой.
Чтобы завершить, добавлю, что в адрес Восьмого конкурса было получено Приветственное письмо от Главы Администрации Уфы Ратмира Рафиловича Мавлиева – со словами благодарности всем, чьими руками «воспитываются культурные кадры, взращиваются таланты». Глава Администрации города выразил уверенность, что юные музыканты в будущем «станут настоящими величинами в российском искусстве».
Светлана ПЛАТОНОВА, музыковед, профессор УГИИ.
Снимки предоставлены организаторами.

Дата создание новости 11-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 607     Номер: 47(13700)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.