Под знаком Рудольфа Нуреева
Зажечь такой огонь - мечта любого педагога
Каждый день, месяц, год уникальны по-своему. Они несут события, важные для всех, а иной раз таковые значимы для кого-то одного... Уходящий 2013-й был щедрым на праздники и даты. Но есть в числе последних одна, заставившая трепетать весь балетный мир - в минувшем марте исполнилось бы 75 лет со дня рождения гения танца XX века Рудольфа Нуреева.
Волна торжеств прокатилась по земному шару. И это неудивительно. Ведь еще при жизни великий Руди стал гражданином мира, а теперь каждая страна считает долгом отдать дань его памяти. Концерты, спектакли-биографии, документальные фильмы, выставки... все в его честь! Уфа, творческая колыбель танцовщика, отметила юбилей сначала спектаклем-посвящением - 17 марта Башкирский государственный театр оперы и балета дал “Сильфиду” Левенсхольда. В апреле в БГТОиБ прошел юбилейный Международный фестиваль балетного искусства, осенью в столице Башкортостана представили премьеру документального фильма “Мятежный демон”, съемки которого частично проходили в нашем городе...
А в начале декабря в Уфе состоялся Первый всероссийский фестиваль хореографических школ (колледжей). Новый праздник танца тоже был приурочен к юбилею Рудольфа Нуреева. “Вечерка” публиковала репортажи с места событий. А их было немало для столь сжатых фестивальных сроков: открытие мемориальной доски в честь бога танца на здании Башкирского хореографического колледжа, “круглый стол”, праздничный концерт, мастер-классы...
Хочется верить, что новый уфимский форум не затеряется во всеобщей “фестивализации” (а это мировая тенденция) и станет постоянным. В его пользу говорит то, что есть у него особый дух - единства, братства. И это отметили и участники, и гости. На это указывает и тот факт, что организаторы отменили конкурсную составляющую фестиваля. Действительно, в Уфу съехались слишком разновозрастные ребята, и сравнивать их невозможно. К тому же нельзя сбрасывать со счетов педагогическую, воспитательную подоплеку: каждое состязание предполагает победителя и проигравшего. И в столь нежном возрасте наградить ученика премией имени Рудольфа Нуреева - оказать, возможно, “медвежью услугу”: у победителя может “закружиться голова”, а проигравший потеряет ориентиры...
О трудностях педагогических, и не только, говорили на “круглом столе” Малого Нуреевского. С увлечением представители школ - участниц фестиваля рассказывали о достижениях, были внимательны к проблемам и предлагали варианты их решения. В какой-то момент даже показалось, будто за “круглым столом” произошел распад на региональные и столичные школы. Случилось это во время обсуждения финансовых трудностей. Не секрет, что Московская и Петербургская академии находятся на особом положении, и им чужды такие волнения. Сомнения развеял Илья Кузнецов, преподаватель из столицы России. Да, не всё в этом мире (к счастью!) измеряется в денежных единицах. Ни за какие гонорары невозможно восполнить пробел в поколении преподавателей (есть и начинающие, и почтенные педагоги, а вот середины нет) и извечный дефицит талантов. Есть гибкие, стройные, изящные студенты... И хотя бы кто-нибудь из них был наделен той фантастической энергией, фанатичным рвением и неуловимым духом гения, каковые отличали великого Руди!
Да, за всей медийной мишурой в последнее время Нуреев-скандал затмил Нуреева-мастера. Публике подробно рассказывают о его болезни, романтических приключениях, несметных богатствах, подчас забывая о том, что ничего бы этого не было без колоссального труда. Кроме того Руди сам с удовольствием придумывал новостные поводы, с увлечением создавал образ Нуреева-легенды. Но обратимся лишь к некоторым фактам. Нуреев первый в истории мужского балета встал на высокие полупальцы - так ноги казались длиннее, а рост - выше (известно, что Рудольф не обладал идеальными пропорциями). Он бесконечно изнурял себя репетициями, доводя до совершенства движения, привязывал к ногам мешочки с песком и прыгал - вырабатывал прыжок. Да, скандалил с партнерами, не прощая им ошибок в той же степени, что и себе. Нуреев первым остался за границей, потому что стремился к новому. Не задерживался подолгу в одном театре - ему всего всегда было мало, он хотел учиться, пытаться, пробовать... Такой ученик - не подарок, но подлинный клад! И задача каждого педагога - зажечь в своем подопечном вот такой огонь. Безусловно, подобное отношение к избранному делу должно быть в каждой профессии. Но балет - особая стезя, где учиться можно до конца жизни...
Иллюстрацией к данному постулату стали финальные мастер-классы. Концертный зал уфимской балетной школы был забит до отказа. Старшеклассникам давал класс художественный руководитель новосибирского колледжа Александр Шелемов (на снимке). Среди участников были замечены и недавние выпускники БХК - ныне солисты балета нашего театра. Учащимся средних классов урок преподал худрук пермской школы Владимир Толстухин. Непривычные комбинации па, замысловатые прыжки - это сбивает с толку и подстегивает! С интересом наблюдали за процессом все именитые педагоги, сидевшие в зале: возможно, и они что-то возьмут на вооружение. А уж о том, с каким восторгом следили за действом воспитанники, и вовсе не приходится говорить...
...Каждый день, месяц, год уникальны по-своему. Уходящий 2013-й запомнится еще и открытием нового фестиваля. И... с днем рождения, Малый Нуреевский!
Валентина АЙШПОР.
Фото Олега МЕНЬКОВА.
Фото Олега МЕНЬКОВА.
25-12-2013 (0) Просмотров: 1 940 Номер: 244(12392) Версия для печати