$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

ПОД ЗНАКОМ ТЮЛЬКИНА

О чудесных «Гортензиях», домике на Волновой и серебряном стаканчике…


О чудесных «Гортензиях», домике на Волновой и серебряном стаканчике…


В Башкирском государственном художественном музее имени Н.В. Нестерова в эти дни развернута уникальная выставка, посвященная 135-летию со дня рождения одного из основоположников изобразительного искусства нашей республики, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника БАССР, выдающегося мастера, тончайшего живописца, некогда председателя Союза художников Башкирии Александра Эрастовича Тюлькина.
Александр Эрастович был воспитанником казанской школы живописи (ныне – Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина). Педагогами Тюлькина были такие мастера, как Николай Иванович Фешин, живописец со всемирной славой, и Павел Петрович Беньков.
Практически вся жизнь Александра Эрастовича связана с нашим городом, частью 450-летней истории которого стали труды и дни живописца Тюлькина. В свое время он был организатором Уфимского отделения Высших государственных художественно-технических мастерских, путешествовал по районам Башкирии, изучая быт и культуру ее коренного населения; принимал участие в экспедиции в Среднюю Азию с целью приобретения экспонатов для Музея народов Востока в Уфе. В начале 1930-х выезжал с творческими командировками в промышленные центры Урала (Белорецк, Магнитогорск, Златоуст), в нефтепромысловый район Башкирии (Ишимбай).
В свое время он увлекался «аналитическим импрессионизмом», входил в Уфимский кружок Давида Бурлюка, преподавал, в том числе и в детской художественной школе… В ДХШ №2 в свое время открылась выставка, в рамках которой были представлены работы тех талантливых ребятишек-сирот, из числа башкир, с которыми занимался Александр Эрастович. Чудом сохранившиеся детские рисунки далекой поры педагоги 2-й «художки» возили даже в столицу России – и там эти своеобразные «послания» из давно минувших лет произвели на знатоков очень сильное впечатление. А кто-то из представителей творческого цеха даже помнит то, как красивый, еще не старый высокий человек с пушистыми усами, стуча палкой, в клубах пара заходя с мороза в школу, и ребятня неслась к нему с криками «Тюлькин киля!..»
И по сию пору прекрасная, щедрая душа Александра Эрастовича живет в небольшом деревянном домике, под номером 21 значащимся на улице Волновой. Этот единственный оставшийся «в живых» на Волновой дом ныне является музеем Александра Эрастовича. В свое время, когда власти решили снести деревянную постройку, было это лет тридцать, если не сорок назад, Антонина Николаевна, вдова художника, оставшаяся верным стражем домика, в котором Александр Тюлькин некогда жил и работал, создав огромное количество картин, вошедших ныне в экспозицию БГХМ, обратилась за помощью в «Вечернюю Уфу»… И тогда в отделе культуры главной городской газеты созрел план. Мы предложили Антонине Николаевне написать дарственную и передать дом-мастерскую основоположника профессиональной живописи Башкирии республике либо ее столице… И она, одобрив сию идею, посоветовалась с юристом и, оформив соответствующие документы, пришла в Министерство культуры республики, отказать в котором вдове выдающегося живописца не посмели. Так знаменитый домик на Волновой, в котором в день рождения Александра Эрастовича – 30 августа, традиционно собирались уфимские художники, а еще музыканты, артистический люд и, так сказать, сочувствующие, остался жить, войдя в число необычных музеев нашего региона, в который с радостью устремляются и горожане, и туристы… В нашей газете тогда вышел материал, посвященный этому событию, под заголовком «Дар бесценный». Потом было много разговоров и перетягивания одеяла, мол, идея дарения принадлежала тому либо тому… Но мы-то точно знаем, что родилась она в кабинете №316 на третьем этаже Дома печати, в коем обретался до последних лет отдел культуры «Вечерки». Пока Антонина Николаевна была жива, она права газеты отстаивала, а теперь уже никто и не помнит того, откуда есть пошел музей Александра Эрастовича…
…Все эти мысли и чувства всколыхнулись в моей голове и в моей душе, когда я пришла в Нестеровский музей и надолго застыла возле экспозиции произведений Александра Эрастовича Тюлькина, испытывая наслаждение от встречи с подлинным мастером ста-рой школы!.. Так сейчас не пишет никто. Это просто иной уровень интеллигентности, цивилизованности, традиций! Я бы даже сказала – визуализированный интеллект, поскольку мышление художника Тюлькина позволяло ему за фрагментом, деталью, будь то завиток фарфоровой вазы или пышные шапки цветущих гортензий, герань на подоконнике скромного опрятного домика, видеть судьбу человека, нескольких людей, одной конкретной семьи, да что там – целого рода и города! Отношение Александра Эрастовича к цвету – это своего рода раблезианство, наслаждение красками подлунного мира, которые он переносил на холст, воплощая очередной сюжет. И в то же время все у Тюлькина было предельно тонко, деликатно и с изяществом по отношению к оттенкам и переходам света и тени. И еще это поразительный уровень культуры восприятия цвета!
Время спустя я вернусь к разговору о творческом наследии Александра Эрастовича Тюлькина, тем более что у меня в эти дни появился повод вновь заглянуть в домик на Волновой, чем автор сих строк и не преминул воспользоваться…

***

А завершить этот текст мне хочется еще одним событием, так же, как и выставка произведений Александра Тюлькина, относящимся к разряду уникальных. Итак…
Под финал минувшей недели в Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова пришла необычная гостья. И пришла она не с пустыми руками… Впрочем, все по порядку.
В год 135-летия со дня рождения Александра Эрастовича Тюлькина БГХМ получил великолепный подарок. Наталья Николаевна Нестеренко, чья мама – художник Тамара Ильинична Ситникова, а также бабушка дружили с семьей Александра Эрастовича, пере-дала в дар музею серебряный стакан с позолотой. На нем среди элементов растительного орнамента выгравирована монограмма – «ММА» – это инициалы первой жены художника – Марии Мартемьяновны Агишевой (после ее смерти время спустя Тюлькин женился на Антонине Николаевне Михайловой). А с другой стороны – дата «1864-1899». Значение последней сотрудникам БГХМ еще предстоит разгадать…
«Вечерка», узнав об этом событии, поспешила в музей, но саму дарительницу уже не застала. Зато у нас есть телефон Натальи Николаевны, которая, судя по словам музейщиков, многое из рассказов своей матери и бабушки о Тюлькине помнит. Так что со временем мы поведаем вам и эту историю, уважаемый читатель…

О чудесных «Гортензиях», домике на Волновой и серебряном стаканчике… О чудесных «Гортензиях», домике на Волновой и серебряном стаканчике…

Илюзя КАПКАЕВА.

НА СНИМКАХ: портрет Александра Тюлькина работы Рифа Шарифуллина; стаканчик, переданный музею; знаменитые «Гортен-зии».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и автора.

Дата создание новости 19-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 244     Номер: 65(13718)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.