$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Букет роз от зрителей Саранска


Букет роз от зрителей Саранска

- Это постановка про любовь!
- Я все еще не могу отойти от вашего спектакля. Словами просто не передать то, что я чувствую…
- Счастлива, что попала на спектакль Башкирского театра, и считаю: это некий код очищения; именно для этого он и был создан.
- Рахмат землякам за то, что привезли такой спектакль!


Упомянутые выше, равно как и другие восторженные слова, автор данных строк услышала после показа спектакля «Джут», поставленного главным режиссером Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айратом Абушахмановым, в Саранске, где прошел V фестиваль национальных театров России «Театральная осень». Форум, который собирает ведущие национальные творческие коллективы страны, традиционно организует и проводит петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Девять фестивальных вечеров «Театральной осени» познакомили саранскую публику с творчеством национальных драматических коллективов из девяти регионов России, открыли местным ценителям сценического искусства самобытную культуру разных народов нашего огромного государства. По словам директора Мордовского национального театра Светланы Дорогайкиной, они стали украшением того необычного венка, в котором переплелось творческое разнообразие театральных трупп из Дагестана, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Бурятии, Марий Эл, Чечни и Мордовии…
Все участники форума показывали свои спектакля на сцене Мордовского государственного национального драматического театра, и каждая постановка прошла при аншлаге и нашла отклик в сердцах зрителей.
Иршат ФАЙЗУЛЛИН, директор Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури:
«Опыт показывает, принимать участие в фестивалях, организованных «Балтийским домом», всегда престижно. И на сей раз форум оправдал все наши ожидания. На нем были не только показы спектаклей, но еще и дополнительная программа, ключевым событием которой стала Конференция национальных театров. В ней я, как член Совета Ассоциации национальных театров, выступил с докладом на тему «Точки развития и проектные решения от национального театрального сообщества регионов – участников Национальной театральной школы».
…Спектакль Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, который уже 10 октября будет показан в Будапеште в рамках Международной театральной Олимпиады, еще до начала фестиваля «Театральная осень» заинтриговал зрителей.
Пронзительная постановка, созданная по пьесе российского драматурга с казахскими корнями Олжаса Жанайдарова «Джут», повествующая об истории голода в Казахстане в далекие и страшные 1930-е годы, никого не оставила равнодушным. Театральные критики, организаторы и участники форума, публика высоко оценили работу режиссера, прекрасную актерскую игру, великолепную сценографию (художник – лауреат «Золотой Маски» Альберт Нестеров).
Этот спектакль я и сама смотрела несколько раз. И именно поэтому знаю: после спектакля «Джут» сложно аплодировать. И в Саранске нашла очередное подтверждение этому. Спектакль закончился, актеры выходят на финальный поклон, зал встает. И под сводами театра повисает тишина… Проходит минута, другая. И гром аплодисментов взрывает пространство театра, звучат крики «Браво!», и все это вновь возвращает нас в реальность. Но многих действо, явленное им на сцене, еще очень долго не отпускало. Подходя к зрителям, стремясь узнать их впечатление, я видела на глазах у людей слезы.
…В зале собралась в основном зрелая взрослая аудитория плюс студенты местных вузов, коих не смутило предупреждение: спектакль идет на башкирском языке. Среди зрителей были и представители администрации Саранска.
Оксана ШУЛЯПОВА, заместитель Главы городского округа город Саранск, директор Департамента по социальной политике Администрации Саранска:
«Очень сложно передать свои впечатления сразу через 5 минут после окончания спектакля. Потому что я до сих пор нахожусь во власти тех эмоций, которые переполняли меня на протяжении всего действа. В спектакле представлены два временных периода, а обращение к истории никого не оставляет равнодушным. И связь этих временных отрезков – параллель минувшего с современностью заставляют задуматься о нашем бытии, наших ценностях. Заставляет размышлять о наших поступках, помыслах, коими мы живем и которыми жили до того, как пришли на этот спектакль.
Сам фестиваль - знаковое событие в нашем городе. Каждый стремится попасть в театр, чтоб увидеть произведения подлинных мастеров. Хочу отметить: то, что мы не знаем языка приехавших в Саранск коллективов, не мешает нам оценить ту эмоцию, ту глубину мысли, которую они транслируют залу. Я даже в те мгновения, когда из-за слез не видела слов, которые прописаны в субтитрах, понимала, казалось бы, чужую мне речь, звучащую со сцены. Это как раз и есть сила национального языка, культуры людей, которые живут за пределами нашего региона, в частности в Башкортостане.
Конечно же это произведение о любви, о настоящей искренней любви, которой мы все ждем. Кому-то удалось ее встретить, кому-то нет, а кому-то предстоит переосмыслить, понять, подлинное ли это чувство?.. Особенно после просмотра спектакля Башкирского академического театра. Первое, что мне хочется сделать сегодня, выйдя из зала – сказать мужу, что я его люблю. Я счастлива, что попала на этот спектакль, и считаю, что для нас, сегодняшних, это некий код очищения; именно для этого он был создан».
…Зрители Саранска отметили высокопрофессиональную игру актеров. Особенно своим талантом поразила многих заслуженная артистка Башкортостана Римма Кагарманова, исполнительница роли Сауле. В одном из интервью Римма сказала: «Для меня «Джут» – это спектакль о человеке. Каким один и тот же человек может быть – могучим, мощным и в то же время слабым». Зрители в Саранске ее героиню увидели сильной, готовой на все ради своей семьи, мужа, ради продолжения рода и ради силы собственного народа.
Шамиль АЛХАНОВ, народный артист Республики Чечня:
«Спектакль башкирского театра меня очень впечатлил. Наши дедушки, бабушки, наши родители прошли через это. Мои отец и мать были репрессированы, они родились в Казахстане, прожили там определенное время. Мой отец рассказывал многое (собеседник смахнул набежавшие слезы) – вспоминал голод, у него там братья умерли в Казахстане.
Честно говоря, в последние годы не часто хожу на спектакли, потому как не ожидаю увидеть что-то достойное. Но сегодня, сейчас я все еще не могу отойти от вашего спектакля. Это словами не передать. Я зашел обнял героиню. Она сама и ее героиня - сильные женщины. Мы только за счет сильных женщин и держимся. Потому что человека, семью, мужчину воспитывает именно мать. Отец – он добытчик, мать - это очаг».
Тимур ТАЙСУМОВ, заслуженный артист Республики Чечня:
«Ваша актриса Римма Кагарманова достойно сыграла свою роль. Она показала силу женщины, то, как женщина может мотивировать нас, мужчин, на что-то важное, значимое. Я бы сказал, что она не играла, а прожила вместе со своей героиней ее жизнь. Просто слов нет у меня».
…После каждого показа все участники фестиваля могли услышать профессиональную оценку своей работы от ведущего театрального критика России, арт-директора Международного театрального фестиваля «Пять вечеров на Кипре», менеджера, члена жюри и оргкомитетов различных театральных фестивалей Армине ОГАНЕСЯН. Вот что сказала она на обсуждении спектакля Башкирского академического театра:
«Спектакль произвел на всех нас такое сильное воздействие и впечатление, скорее всего, потому, что речь в нем идет не о политике, это не обвинение, не суд. Это спектакль о любви и о человеке. О тех испытаниях, которые мы проходим. Но испытав все это, иные остались людьми, а другие теряют свое человеческое лицо.
Спектакль «Джут», он о сегодняшнем дне, о том, в кого мы превращаемся, живя в мегаполисе. Почему мы становимся такими? Причина – отсутствие любви. И все мы постепенно превращаемся в роботов.
То, с какой интонацией нам рассказали эту историю - без призыва, напоминающего какие-то политические лозунги, без плакатности, очень тихо, доверительно… И при этом в нем столько человеческой интонации, чувств искренних; актеры не играли, они проживали судьбы своих героев, своей страны, и каждую секунду им хотелось верить, и я им верила. Поэтому спектакль Башкирского академического театра имени Мажита Гафури я, безусловно, запомню наряду с теми значимыми спектаклями из театров вашей республики, которые я видела в рамках других фестивалей.
Эта история не о казахах, не о башкирах, она обо всех нас. Это история двух любящих людей. Именно через Сауле и Ахмеда (заслуженный артист Башкортостана Фанис Рахметов – И.З.), через главных героев, мы узнаем историю страны, историю, которую прошли все мы вместе – это и Великая Отечественная война, и коллективизация, и многое-многое другое… И самый главный вывод, который мы сделали, вынесли после данного спектакля: ЛЮБОВЬ. Только через любовь можно спастись. Любовь - это жизнь. Сауле принесла себя в жертву, чтобы продолжить род Ахмеда, благодаря чему он выжил, и родился отец одного из главных героев, и, естественно, сам герой – Ербол (народный артист России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, кавалер орденов Салавата Юлаева и Дружбы Хурматулла Утяшев – И.З.).
О спектакле можно говорить долго. Очень интересная сценография. Это то ли аквариумы, в которых мы живем, то ли витрины, через которые мы видим друг друга. Но на первом плане всегда остается история. Сценографическим решением исторической части спектакля стала для создателей постановки заброшенная юрта. Очень сильный эффект производит перевернутая колыбель, и вдруг… на первый план выходят главные действующие лица и транслируют нам свою историю, и мы вместе с ними проживаем трагедию целого народа. Потом мы c помощью сценографического решения ненавязчиво перемещаемся и оказываемся в другой реальности: Москва, иной способ существования, иная жизнь. С одной стороны это витрины, все светится, с другой – это уже зеркала, в которых отражаемся все мы, сидящие в зале, а с третьей стороны, как мне показалось, когда действие вновь возвращает нас в иной исторический период, на авансцене гаснет свет, и эти витрины превращаются в то, что напоминает нам надгробные камни… Тут очень интересно все придумано, при этом приемов не так много, чтобы их количество отталкивало, мешало… Все продумано, сыграно, прожито, в общем, все сделано с большим вкусом».
…Автору же сих строк остается лишь согласиться со всем, что сказано выше. За полтора часа с небольшим, ровно столько длится действо, режиссеру спектакля Айрату Абушахманову и актерам удается настолько поразить зал, что послевкусие у зрителей сохраняется надолго…
Участие спектакля «Джут» в фестивале «Театральная осень» стало своеобразным генеральным прогоном, генеральной репетицией перед одним из главных показов - на Всемирной театральной олимпиаде в Будапеште. И я уверена, башкирский театр из Венгрии привезет не менее яркие лестные отзывы и критиков, и зрителей. Этот букет эмоциональных откликов в чем-то будет напоминать тот трогательный букет роз, который зрительница из Саранска подарила исполнительнице главной женской роли Римме Кагармановой. И очень надеюсь, в Будапеште тоже будут звучать из зала возгласы «Афарин» («Браво») и «Рахмат» именно на башкирском языке!..
Ирина ЗАХАРОВА.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Джут».
Фото Романа ШУМНОВА.

Дата создание новости 26-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 315     Номер: 67(13720)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.