$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Танец жизни Ильдуса Хабирова


Танец жизни Ильдуса Хабирова

Ильдус Хабиров – ветеран башкирского балета, заслуженный артист Башкортостана, имя на все времена. Сколько бы лет ни проходило, танцовщики не стареют, они прощаются со сценой на пике жизненных сил, просто законы профессии таковы, поэтому и запоминаем мы их молодыми. Хабиров танцевал в годы, которые мы называем золотым веком башкирского балета, а его имя по праву украшало афиши тех времен.
Впервые увидев артиста на сцене в 1960-е годы, я подумала: «Таких красивых в жизни не бывает!» Он был не просто хорош, а божественно красив. Осанка, манера поворачивать голову, грациозная пластика, технически совершенный танец… Каждый раз, когда он появлялся в свете рампы, зал ахал. Лорд, принц… Аристократ, одним словом…
А это был мальчишка из деревни Енебей-Урсаево Миякинского района. Отец погиб в самом начале Великой Отечественной войны. Детство Ильдуса овеяно грустью и тяготами безотцовщины. Непоседливый характер и жажда приключений увели его из родного угла в одиннадцать лет. Он оказался в Уфе, в детском доме, о чем сообщил матери.
Вскоре приехала комиссия из Ленинграда набирать детей в хореографическое училище. Ильдус Хабиров оказался в числе избранных. Вместе с ним в лучшую в мире балетную школу поехали Фирдаус Нафикова, Эмма Тимиргазина, Эльза Сулейманова, Венера Хакимова, Дамира Буренкова, Алик Бикчурин… Будущий цвет башкирского балета 60-80-х годов.
Ильдус был очарован городом. Дворцы, набережные Невы, площади, улицы, где каждый камень дышит историей и искусством, стали для юноши родными. Ребят из Башкирии учили замечательные педагоги – Абдрахман Лутфуллович Кумысников, Наима Валеевна и Тагир Валеевич Балтачевы, Александр Иванович Пушкин и другие. Кроме классического танца осваивали народный, историко-бытовой. Общеобразовательные предметы преподавали коренные ленинградцы, истинные интеллигенты. Западали в душу уроки русского языка и литературы, которые вел Кирилл Михайлович Палей. Даже после уроков он рассказывал детям о Есенине, Маяковском, ненавязчиво заставлял задумываться о прочитанном, о жизни, иметь обо всем свое суждение.
В Кировском театре учащиеся бывали не только как зрители. Ростислав Захаров, Леонид Якобсон, Василий Вайнонен и другие известные балетмейстеры часто занимали юных артистов в своих балетах – «Медный всадник», «Шурале», «Пламя Парижа»… Дети следили за тем, как работают великие танцовщики – Галина Уланова, Вахтанг Чабукиани, Ольга Лепешинская, Наталья Дудинская, Алла Шелест, и это были бесценные, незабываемые университеты.
Увлеченно готовили номера к ежегодным академическим концертам на учебной сцене в училище. Педагоги внушали им гениальный принцип Агриппины Вагановой: техника – только средство для создания яркого, эмоцио­нального образа и самого танца.
Танец жизни Ильдуса Хабирова

В мае 1955 года учащиеся башкирского отделения ЛХУ внесли свою лепту в успех Декады башкирского искусства в Москве. Они подготовили специальную программу. Сложное даже для зрелых танцовщиков па-де-де из третьего акта «Лебединого озера» уверенно исполнил юный дуэт: Эльза Сулейманова – Ильдус Хабиров.
Ильдусу в то время шел уже двадцатый год, его могли призвать на службу в армии, и балетная карьера оказалась под угрозой. Юношу досрочно выпустили из училища, он приехал Уфу профессиональным артистом балета.
Первые партии – Марцелина и Колен в «Тщетной предосторожности», Вацлав в «Бахчисарайском фонтане». Интересно было воплотить на сцене образ молодого человека уже советского поколения: в балете композитора Михаила Чулаки по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь» он станцевал партию Пети (в литературном первоисточнике это Павка Корчагин).
Конец 50-х и 60-е годы – вдохновенное освоение классики: Феб («Эсмеральда» Цезаря Пуни), Альберт («Жизель» Адольфа Адана), Зигфрид и Паоло («Лебединое озеро» и «Франческа да Римини» Петра Чайковского), Конрад («Корсар» Адольфа Адана), Солор («Баядерка» Людвига Минкуса), Абдерахман («Раймонда» Александра Глазунова), Ромео («Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева).
В 1959 году Свердловская киностудия приступила к съемкам фильма-балета «Журавлиная песнь» на основе знаменитого спектакля, первого национального балета Башкирии, поставленного еще в 1944 году хореографом Ниной Анисимовой на музыку Льва Степанова и Загира Исмагилова. Первые исполнители Зайтунгуль и Юмагула – Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин – уже не претендовали на роли главных героев. Эти образы предстояло воплотить молодым артистам балета Эльзе Сулеймановой и Ильдусу Хабирову.
Съемки проводились на фоне природы в живописных уголках побережья реки Белой. Это создавало для танцовщиков определенные технические неудобства. А ведь надо было не просто танцевать, а жить в образах персонажей, создавать характеры, передать гамму чувств, добиваясь эмоциональной выразительности, искренности и непринужденности. Ильдус справился со всеми трудностями, станцевал технично, темпераментно, создал сильный образ батыра, способного отстоять и защитить свою любовь.
Танец жизни Ильдуса Хабирова

А на сцене родного Башкирского государственного театра оперы и балета он исполнил партию Юмагула несколько позже – в дуэте с Майей Тагировой. Вместе они танцевали в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Франческа да Римини», «Сольвейг», «Голубой Дунай», «Гульназира», «Тропою грома», «Баядерка», «Ромео и Джульетта» и многих других.
Большой удачей стал образ Ленни в балете «Тропою грома», поставленном Виктором Пяри. Благодатным оказался сам драматургический материал. В те годы освободительная борьба народов Африки была острой темой, волновавшей всех людей планеты, а советских – тем более. Вдохновляла музыка Кара Караева – образная, мелодичная, с яркими характеристиками персонажей. Ильдус Хабиров представил своего героя сильным молодым человеком, готовым отдать жизнь за счастье и равноправие независимо от цвета кожи. Спектакль получился волнующим, публицистичным.
Всего танцовщик воплотил на сцене более тридцати образов в русской, западной и национальной классике. Незабываем его Бахтияр в балете Наримана Сабитова «Гульназира». В разные годы его партнершами были обаятельные и талантливые Фирдаус Нафикова и Эмма Тимиргазина.
Ильдус Хабиров всегда был думающим, ищущим артистом. Не случайно он пришел к собственным хореографическим опытам. В 1971 году, после стажировки в Большом театре у Юрия Григоровича, поставил балет «Страна Айгуль» на музыку Наримана Сабитова. Либретто по пьесе Мустая Карима написал сам. Балетмейстера увлекла тема гражданского долга, личной ответственности. Интересно было решить сложную хореографическую задачу – в классическом танце передать дух сегодняшнего дня. В работу над «Страной Айгуль» Ильдус вложил много сил и души. Премьера балета прошла с большим успехом.
Однажды его потрясло стихотворение Мусы Джалиля «Платочек»:
Простились мы, и с вышитой каймою
Платок родные руки дали мне.
Подарок милой! Он всегда со мною.
Ведь им закрыл я рану на войне.

…………………………………………..
Перед врагом колен не преклонял я.
Не отступил в сраженьях ни на пядь.
О том, как наше счастье отстоял я,
Платочек этот вправе рассказать.

Хабиров создает потрясающий развернутый концертный номер на музыку Наримана Сабитова, специально написанную для этой миниатюры. Можно сказать, хореограф и композитор зажгли друг друга. И Майю Тагирову, которая исполнила женскую партию. Героя танцевал сам Ильдус. Один из вечеров Седьмого Нуреевского фестиваля в 2001 году был посвящен юбилею Майи Тагировой. Зрители увидели чудом сохранившуюся киноленту «Поэма о платке». Плохое качество пленки не помешало разглядеть мастерство дуэта Тагирова – Хабиров, высокий эмоциональный накал номера, драматический дар исполнителей, полную гармонию музыки и танца, единение душ…
К сожалению, как хореограф Ильдус Хабиров далеко не полностью реализовал себя. Он ставил отдельные номера для артистов балета Челябинского театра, для студентов Уфимской государственной академии искусств, где преподавал. Главный свой замысел – балет «Урал-батыр» ему не удалось осуществить. Он тщательно работал над либретто, давал почитать специалистам, прислушивался к советам, добивался обсуждения, готов был к любым переговорам. Но… не случилось.
Ильдус Хайбуллинович до конца дней своих думал о судьбах ветеранов башкирского балета. Переживал, не мог смириться с тем, что многие забыты еще при жизни. Не знаю, думал ли он о себе. Скорее всего, тоже чувствовал недостаток внимания, окидывая взором свой творческий путь, танец своей жизни…Но танцовщик вписал в историю хореографического искусства республики столь яркие страницы, что его имя не подлежит забвению. Хочется верить, существует некий параллельный мир, который нам не доступен, а нас там слышно, чтобы сказать: «Ильдус, ты не забыт! Твой танец живет в сердцах людей и в истории башкирского балета!..»
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.

Дата создание новости 13-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 317     Номер: 71(13724)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.