$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Имена

О чём этих линий полёт?

К 80-летию со дня рождения заслуженного артиста Башкортостана Ильдуса ХАБИРОВА


 О чём этих линий полёт?

Можно бесконечно рассматривать старые снимки, размышляя, о чём хотели поведать со сцены артисты балета. Волшебный полёт остался лишь в памяти тех, кто его видел, бывая на спектаклях. Тогда даже фотографировались редко. Киносъёмки проводились в исключительных случаях, а телевидение и видео было уделом фантастических романов. Вот почему эти фотографии, пусть даже не очень качественные, просто бесценны.

Ильдуса Хабирова я отметила сразу, как только приехала в Уфу и стала ходить в театр. А лично познакомилась с ним в канун 1967-го: соседка Фирдаус Нафикова пригласила встречать Новый год вместе. Среди гостей оказались Майя Тагирова и Ильдус Хабиров. Поначалу общение на бытовом уровне было непривычным - словно небожители спустились на землю, а Ильдус вообще существовал в воображении как Прекрасный принц... Но слово за слово - и беседа полилась непринужденно, свободно. Именно тогда впервые я узнала историю Рудольфа Нуреева, какой это потрясающий танцовщик и как он остался в Париже, а сейчас вроде бы танцует аж в Лондоне...
Ильдус был настолько красив, что ему можно было вообще ничего не делать на сцене. Он только выходил, и зал, особенно женская его половина, замирал от восторга. Но Хабиров вряд ли остался бы в истории хореографического искусства, если бы просто эксплуатировал свои физические данные. Нет, он владел самой совершенной в мире балетной техникой - вагановской.
Остаётся лишь изумляться поворотам судьбы, которая забросила простого деревенского мальчишку в Ленинград, в прославленную балетную школу. Он родился в селе Енебей-Урсаево Миякинского района. Отец погиб в самом начале Великой Отечественной. Жуткий непоседа, искатель приключений Ильдус убежал из дома и оказался, в конце концов, в уфимском детдоме, где его и нашла приёмная комиссия Ленинградского хореографического училища. Вместе с ним поехали Фирдаус Нафикова, Эмма Тимиргазина, Эльза Сулейманова, Венера Хакимова, Дамира Буренкова, Алик Бикчурин... Будущий цвет башкирского балета 60-80-х годов.
Их учили не только классическому танцу. Практически все педагоги - замечательные представители ленинградской интеллигенции, люди высокообразованные и культурные - прививали детям любовь к живописи, хорошей литературе, знакомили с правилами этикета. Душа Ильдуса особенно откликалась на поэзию. Добавьте сюда спектакли Кировского театра, в которых они, учащиеся, участвовали или просто смотрели, впитывая мастерство и энергетику великих мастеров. В результате сформировалась яркая личность со своими взглядами, своей позицией, своими принципами, с чем нелегко ему пришлось и в советские, и в постсоветские времена.
Солист Башкирского государственного театра оперы и балета Ильдус Хабиров исполнял главные партии практически во всех репертуарных спектаклях. Но одно дело станцевать, скажем, принца Зигфрида, если владеешь техникой да ещё прекрасной фактурой. А создать глубокий, драматичный, запоминающийся образ, например, Ленни в балете "Тропою грома" Кара Караева, Паоло в "Франческе да Римини" Петра Чайковского или Бахтияра в "Гульназире" Наримана Сабитова уже гораздо сложнее. Здесь мало красивых, сильных ног, нужна светлая голова и ещё много чего... Необходимо особое хореографическое мышление. Ильдус Хабиров обладал этими качествами. Не случайно позже он пришёл к собственному сочинительству.
В 1971 году Хабиров прошёл стажировку в Большом театре у Юрия Григоровича. На башкирской сцене его хореографическим дебютом стал балет "Страна Айгуль" на музыку Наримана Сабитова. Либретто по пьесе Мустая Карима Ильдус Хайбуллинович написал сам. Даже вспоминая об этом через много лет, он волновался. Можно представить себе, что творилось в его душе накануне премьеры. Но всё прошло удачно, публика, пресса восприняли спектакль как большое событие и в мире искусства и в личной карьере танцовщика-балетмейстера.
Ильдус был неравнодушным, тонко чувствующим и увлекающимся человеком. Однажды его потрясло стихотворение Мусы Джалиля "Платочек":
Простились мы,
и с вышитой каймою
Платок родные руки
дали мне.
Подарок милой!
Он всегда со мною.
Ведь им закрыл я
рану на войне.
...Перед врагом колен
не преклонял я.
Не отступил в сраженьях
ни на пядь.
О том, как наше счастье
отстоял я,
Платочек этот
вправе рассказать.
И он создал потрясающий развернутый концертный номер на музыку Наримана Сабитова, специально написанную для этого случая. Можно сказать, хореограф и композитор зажгли друг друга. И Майю Тагирову, которая исполнила женскую партию. Героя танцевал сам Ильдус. Один из вечеров VII Нуреевского фестиваля в 2001 году был посвящен юбилею Майи Тагировой. Зрители увидели чудом сохранившуюся киноленту "Поэма о платке". Плохое качество пленки не помешало разглядеть мастерство дуэта Тагирова - Хабиров, высокий эмоциональный накал номера, драматический дар исполнителей, полную гармонию музыки и танца, единение душ...
К сожалению, хореографическая деятельность Ильдуса Хабирова не получила дальнейшего развития по нарастающей. Отдельные номера для артистов балета Челябинского театра, для студентов Уфимской государственной академии искусств, где преподавал... Вот и всё. Как-то не давали ему ходу. Даже не присвоили звания народного артиста республики. Возможно, сказались проблемы в личной жизни. Тогда не очень приветствовались незапланированные чувства. Это сейчас даже президенты свободно разводятся...
В последние годы жизни Ильдус Хайбуллинович много усилий и нервов потратил на то, чтобы "пробить" главное, любимое своё детище - балет "Урал-батыр". Но, увы...
Сейчас мне кажется это не столь существенным, хотя обидно за Ильдуса. Но главное - его ТАНЕЦ! Яркие, незабываемые сценические образы в балетах русской, зарубежной и национальной классики. А ещё есть замечательный фильм-балет "Журавлиная песнь", снятый Свердловской киностудией в 1959 году. Пара молодых артистов - Ильдус Хабиров и Эльза Сулейманова - в главных ролях Юмагула и Зайтунгуль покорила всех талантом, мастерством, молодостью, красотой, потрясающим обаянием. Да и современные зрители не остаются равнодушными после просмотра. В 2003 году со словами восхищения фильм увёз с собой во Францию гость Нуреевского фестиваля, друг Рудольфа Нуреева, известный балетный критик Рене Сирвен.
Одним словом, страницы истории хореографического искусства республики, России, вписанные Ильдусом Хабировым, не пожелтели со временем, а наоборот, сияют золотыми буквами.

Нина ЖИЛЕНКО.
На снимках: Ильдус Хабиров на съемках фильма "Журавлиная песнь" с Эльзой Сулеймановой; а это он с Майей Тагировой в балете"Гульназира".


 О чём этих линий полёт?

Дата создание новости 20-10-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 944     Номер: 200(12848)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.