$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Никогда Щепкин не жертвовал истиною игры для эффекта…»



Исполнилось 235 лет со дня рождения великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина.
Он родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных. Талант и трудолюбие привели его к вершинам актерского мастерства. Сергей Тимофеевич Аксаков по случаю пятидесятилетия сценической деятельности Михаила Щепкина подготовил статью, в которой воздал должное актеру. Он писал: «…Благодарность ему за доставление нам, в продолжение стольких лет, высоких наслаждений, сердечных и умственных! Благодарность за благотворные слезы и благодетельный смех!»
А познакомились они в 1826 году, когда аксаковское семейство переехало в Москву. Все последующие годы Сергей Тимофеевич пристально следил за творчеством актера. Их встречи происходили и за кулисами театров, где играл Щепкин, и в московских домах Аксаковых, которые они снимали, и, конечно, в Абрамцево. Михаил Щепкин только в 1822 году по приглашению приехал в Москву и поступил в труппу театра (с 1824 года – Малый театр), в котором прослужил до конца своих дней.
Сыграв первую роль в 12 лет, Щепкин еще в подростковом возрасте составил свое представление о театре и об исполнительском искусстве, которое в 22 года было разрушено князем Мещерским. В своих записках – воспоминаниях актер писал: «В это-то время князь Мещерский, без желания, указал мне другой путь. Все, что я приобрел впоследствии, все, что из меня вышло, всем этим я обязан ему; потому что он первый посеял во мне верное понятие об искусстве и показал мне, что искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Для Щепкина сама жизнь была школой искусства: он обладал умением замечать то, на что не обращали внимания другие, постоянно учиться чему-либо; он обладал редким умением сказанное вскользь услышать – принять и потом использовать в раскрытии характера своего героя с неожиданной стороны. Сергея Тимофеевича подкупало в актере то, что он, помимо великого таланта, имел необыкновенное трудолюбие. Благодаря этому качеству Щепкин на удивление очень быстро избавился от южного говора и заговорил чисто по-московски.
Понимая, как важно для него образование, Щепкин не дичился общества, как другой талантливый актер, которого выделял Аксаков, – Мочалов, а общался с людьми и впитывал все, что повышало его культурный и образовательный уровень.
Сергею Тимофеевичу очень нравилось, что талант Щепкина развивался. Он отмечал, что «актер не пренебрегал ни одной ролью, какой бы ничтожной она ни была; …он старался быть тою личностью, которую представлял». Щепкин воплощал в себе то высокое представление об актере, которое формулировал в своих статьях Сергей Тимофеевич Аксаков: «Бывает редкое соединение таланта с ясным умом и горячею любовью к искусству, и это счастливое соединение представляет нам Щепкин. Его отличительное качество именно состоит в чувстве священного долга к искусству, долга неоплатного, каков бы ни был талант человека. Щепкин всю жизнь выплачивал этот долг по мере сил, платит и теперь и, конечно, не перестанет платить, пока будет жить. С ослаблением физических средств, которые не могли не измениться в течение пятидесяти лет, Щепкин усиливал средства духовные и вознаграждал, по возможности, неизбежные утраты, наносимые временем».
Сергей Тимофеевич отмечал, что за пятьдесят лет службы театру актер не пропустил ни одной репетиции и ни разу не опоздал. Также никогда он не выходил на сцену, если накануне вечером (как бы поздно ни вернулся домой) не прочитывал свою роль, а утром обязательно отрепетировал, хотя пьеса могла идти уже в сотый раз. И это была, как писал Аксаков, «не мелочная точность, не педантство, а весьма важное условие в деле искусства, в котором всегда есть своя, так сказать, механическая, или материальная, сторона, ибо никогда не может быть полного успеха без приобретения власти над своими физическими средствами».
И «никогда, – писал Аксаков, – Щепкин не жертвовал истиною игры для эффекта, для лишних рукоплесканий; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду цельности и ладу всей пиесы; напротив, он сдерживал свой жар и силу его выражения, если другие лица не могли отвечать ему с такою же силою; чтоб не задавить других лиц в пиесе, он давил себя и охотно жертвовал самолюбием, если характер играемого лица не искажался от таких пожертвований. Все это видели и понимали многие, и надобно признаться, что редко встречается в актерах такое самоотвержение».
Подготовила научный сотрудник Дома-музея С.Т.Аксакова
Галина КУЗИНА.

Дата создание новости 24-11-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 5     Номер: 82(13735)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.