$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Обряд, который стал спектаклем



В пьесе Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят» есть авторская ремарка «В замке творилось что-то невообразимое». И все, что увидела я в муниципальном театре юного зрителя, заглянув в него накануне премьеры спектакля «УФА», посвященного неуклонно приближающемуся 450-летию столицы Башкортостана, очень точно укладывалось в эту ремарку французского драматурга.
Вы просто попытайтесь понять, уважаемый читатель, что такое предпремьерный нерв! И представьте состояние всей команды, когда уже пройден большой путь от читки пьесы, адаптации ее к замыслу творческой команды и существующим реалиям жизни не самого (мягко говоря) материально обеспеченного театра, умудряющегося постоянно выдавать «на гора» весьма и весьма достойный результат, добавьте сюда огромную работу художника-сценографа, художника по костюмам, авторов мелодий, звучащих в новой постановке, трудов заведующего музыкальной частью, миксующего весь материал и параллельно занимающегося с драматическими актерами, которые в этом спектакле еще и приняли на себя функции вокальной группы и взяли в руки необычные инструменты, такие, скажем, как калимба… А еще ведь с ними занимался балетмейстер, выстраивая особый пластический рисунок, и все это помимо того, что требовал от них режиссер и второй режиссер, искавшие с каждым исполнителем зерно роли!.. И потом добавьте ко всему набору то, что декорации, в которых артистам предстоит играть, устанавливаются в ночь перед премьерой, поскольку фирма-изготовитель с заказом опоздала, выполнив свои обязательства буквально в последние сутки. А декорации объемные, и перед тем, как выходить на зрителя, участники необычного проекта (поверьте, он действительно необычный – и по замыслу, и по воплощению!) должны «ножками походить по сцене», освоив заново оформленные подмостки и приспособившись к этому.
В итоге, не без труда преодолев все снежные заносы, которые встали на нашем пути в Сипайлово, мы-таки добрались до здания на улице Гагарина, 16/2, и, ненавязчиво внедрившись в контекст одного из дней жизни Уфимского ТЮЗа, успели заглянуть во все уголки этого кипящего предпремьерными страстями, не особо бросающегося в глаза прохожим «замка». На сцене колдовали, выкладываясь в полную силу, сотрудники монтировочного цеха, коим пришлось в эти дни ох как несладко. В общем, все силы мужской половины коллектива, в числе коей и главный художник, и заместитель директора, и завпост, и сотрудники других цехов, собрались в центральной точке ТЮЗа, каковой в любом театре является сцена плюс, естественно, зрительный зал.

А актеры репетировали в фойе, поскольку муниципальный театр юного зрителя площадями не богат… Впрочем, участники новой постановки были собранны и не отвлекались ни на стук молотка и другой шум, доносившиеся со сцены, ни на журналистов, присутствующих при этом своеобразном прогоне… «Мы же ТЮЗ, мы народ небалованный», – говорит в таких случаях актер Дмитрий Широнин, и мне каждый раз ужасно обидно за этих замечательных артистов, которых за более уже десяти лет жизни коллектива уфимцы успели горячо полюбить, съезжаясь на их спектакли из самых разных уголков города, а представители соответствующих ведомств так ни разу и не были в этих стенах. Кстати, Зиннур Фаритович Сулейманов, ныне один из проректоров УГИИ, режиссер, в свое время, работая в Министерстве культуры РБ, не пропускал ни одной премьеры муниципального театра, обретающегося в здании бывшей бойлерной, а вот представителей Управления по культуре и искусству я ни разу в нем не видела… Может быть, исключением станет спектакль, посвященный 450-летию Уфы?..
Впрочем, вернемся к премьерной постановке. Основой ее стала пьеса молодого драматурга Ренаты Насибуллиной. Но так бывает, господа, когда речь идет о некоем историческом событии и в тексте всплывают вдруг имена персонажей, оставивших свой след в летописях и преданьях старины глубокой, момент конкретики, невероятно сопротивляясь, на сцене кажется инородным телом, а герои становятся просто плоскими, картонными… И тогда режиссерская мысль начинает работать с удвоенной силой, и то, что задумал драматург, обретает иные черты, переходя в пласт, связанный, скажем, с пластикой, жестом, звуком, упоминая который, мы в том числе думаем и о голосах земли… Недаром же в спектакле «УФА» звучат курай, уже названная калимба (ударный музыкальный инструмент класса ламеллафонов), рокочет бубен и поражает слух непосвященного рейнстик (дерево дождя, посох дождя, дождевая флейта, палка дождя – тоже ударный инструмент из рода идиофона). А еще голоса хора… Только не в привычном понимании этого слова, а скорее хора, близкого к античному. Впрочем, в спектакле ТЮЗа хор сей составляют персонажи, с бытованием коих связано освоение благодатных земель, на которых со временем поднимется город-крепость под названием Уфа.
То есть пьеса талантливого молодого драматурга Ренаты Насибуллиной аккумулировала творческую команду, давшую жизнь необычной постановке, чей жанр создатели определили как спектакль-обряд. Начнем с того, что обряд – это совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. То есть собственно обрядом мы в каком-то смысле можем назвать создание спектакля. Да вся жизнь любого театра на самом деле есть обряд! В случае же со спектаклем «УФА» его авторы обратились к понятию «обряд» потому, мне кажется, что именно так мы можем назвать момент обретения человеком родины, поиск им Terra incognita (если вспомнить «Географию» Птолемея), неизведанной земли, давшей некогда приют тем, кто в устье небольшой реки Сутолоки возвел в 1574 году Уфимский острог… И даже для нас, ныне живущих в сих пространствах, понимание того, что есть родина, вотчина твоих предков, осязаемое ощущение отеческой земли и обретение на ней себя, своего предназначения – это тоже своего рода обряд.
В спектакле, как уже было сказано, нет конкретных исторических персонажей, допустим, Ивана Нагого, возглавлявшего отряд стрельцов, основавших город-крепость. Но есть в нем персонажи мифологические, поскольку любой приход варягов в новые земли сопряжен с открытием чужаками иных верований и таинств, с коими связаны осваиваемые ими территории. Так в постановке появились герои башкирских мифов, например, Акъял-батыр, Аждаха… Батыр, прозванный в народе Белогривым, несет в мир лишь свет и добро, жертвуя собой ради великого дела. А страшный демон Аждаха, которого изображали в виде чудовищного змея, является противоборствующей силой, пытающейся уничтожить не только пришлецов, но и все, что живет на открытых оными территориях… Есть в спектакле и чудесные образы трех рек – Агидели, Караидели и трогательной Сутолоки. В общем, в результате всех усилий, упорной работы, мозгштурмов, столкновения различных мнений и идей родился очень поэтичный спектакль, где нет реалий, связанных с выкладками ученых-историков и точностью картографов, зато в нем есть обобщенные лирические образы места силы и первопроходцев – открывателей неизведанных земель, а еще своеобразный перевертыш, связанный с тем, что небольшой актерской труппе, готовящейся к публичному выступлению, случайно открывается некое знание, касающееся города на семи холмах, которое они и транслируют залу… Все это создано с большой любовью к нашему родному дому и зрителю. И все это выткано, словно шелком по полотну, очень тонкими людьми, которые знают истинную цену красоты.
А теперь скажу о том, что, возможно, должно было прозвучать в прологе этого текста.
Режиссером спектакля, повествующего о «гордом, миролюбивом и гостеприимном народе, который ценою непростого подвига освоил благодатную и красивую землю и обрел дом для себя и своих потомков» (текст из программки), стала Анастасия Гайнанова, второй режиссер – Виктория Емелёва, она же виртуозно исполняет роль Аждахи.
Сценография – прерогатива Эдуарда Гизатуллина, нашего земляка, ныне очень плодотворно работающего с различными российскими театрами и в кино.
Художники по костюмам – засуженный работник культуры Башкортостана, уникальный мастер Наталья Степанова.
Авторы музыки – Аркадий Манджиев, Марат Файзуллин, Наиль Рамазанов, Расуль Карабулатов, Людмила Клинушина (Людмила Николаевна также работала как педагог по вокалу с «голосами земли»).
В спектакле заняты актеры Дмитрий Широнин, Олег Кириллов, Рамир Махмутов, Тарон Тоноян, Павел Лобанихин, Наиль Рамазанов (он же автор некоторых мелодий, звукорежиссер и кураист), Елена Пухова, Алина Латынова, Зухра Баймурзина и уже упоминавшаяся Виктория Емелёва.
Остается сказать только то, что «небалованный народ» из Уфимского ТЮЗа в день премьеры с восьми утра уже был в театре и, оценив установленные декорации (слава монтировщикам, отработавшим целую ночь!), прошел все сцены, затем еще раз повторив прогон спектакля, и к семи вечера, усталый, но собранный и нацеленный на успех, был во всеоружии. И безусловно, слава специалистам, ставившим свет до семи часов утра! Как вы понимаете, читатель, все силы были брошены на то, чтобы премьера состоялась и спектакль прошел достойно!
…И действительно, все состоялось, и зритель был в восторге, а актеры счастливы. Могу лишь добавить, что спектакль этот будет жить, набирая раз от раза и прирастая новыми нюансами, деталями и эмоциями! Потому что жизнь спектакля – это тоже обряд, обряд посвящения зрителя в таинство театра.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 22-12-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 114     Номер: 89(13742)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.