Светлый мир Адии Ситдиковой
В Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Нестерова работает выставка произведений народного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, уникального живописца и графика Адии Хабибулловны Ситдиковой. Выставка, приуроченная к 110-летию со дня рождения мастера, получила название «Светлый мир Адии Ситдиковой».
В экспозицию вошли произведения живописи и графики самобытного художника из собрания БГХМ. Выставка убеждает нас в том, что творчество Адии Хабибулловны – неповторимое явление в нашем искусстве. Нет больше в живописи нашего края такого художника, который бы столь жизненно, проникновенно писал башкирские натюрморты, интерьеры, наполняя их праздничным звучанием цвета, филигранной игрой линий, чувством безграничной любви к жизни, к многоликой красоте национальных обычаев, традиций.
В каждой из работ – глубокая одухотворенность, эстетическая, образная осмысленность. Бесспорно, в основе ее искусства лежат традиции старейших мастеров Касима Девлеткильдеева, Александра Тюлькина, заложивших духовные основы натюрморта как жанра в башкирском искусстве, но Адия Ситдикова привнесла сюда свои новизну мировосприятия, свежесть чувств и живописные открытия. В активе мастера больше пятисот произведений, прошедших испытание многими выставками. Среди них – самые представительные экспозиции российского искусства у нас в стране и за рубежом. Зрители 23 стран любовались ее произведениями. Многие из них вошли в собрание крупнейших музеев бывшего Советского Союза.
…Творческая судьба Адии Хабибулловны уникальна. Она родилась в 1913 году в деревне Мардва Казанской губернии (ныне Агрызский район Татарстана). Была очень смышленой, шустрой, умелой. Когда ей было 14 лет, отец привез из города швейную машинку, чтобы дочь обучилась шитью. Она самостоятельно освоила невиданный механизм, сама чертила выкройки и вскоре для всей деревни шила платья, фартуки, рубашки. В 15 лет ее, как знающую грамоту, выбрали даже в правление организованного только что колхоза.
Дальнейшая судьба сложилась так, что после недолгого проживания в Средней Азии и Подмосковье в 1934 году вместе с 3-летним сыном Адия Хабибулловна приехала в Уфу, которая стала для нее второй родиной. Во дворе дома, где она жила, находилось помещение, на котором была табличка «Художественная мастерская». Наверное, делают гармошки, подумала Адия, которая не знала слова «художник». «Идем работать к нам», – предложили ей однажды два молодых человека, которые трудились в мастерской. «Я не умею делать гармошки», – робко ответила она. «У нас гармошки не делают, мы рисуем и тебя научим», – объяснили ей.
Так один из дней 1937 года, когда она пришла работать в мастерские Художественного фонда, определил всю ее будущую жизнь. Сначала была подсобницей. Видя, как внимательно всматривается новенькая в работу художников, они доверили ей раскрашивать по контурам фигурки животных, которыми украшали потом шкафчики в детских садах. Адия успешно справилась с этой работой, и вскоре ее приняли в портретный цех. Жизнь налаживалась, но грянула война. Голод, лишения, серьезно заболели и она сама, и ее сын. Сильный характер помог женщине преодолеть все – она сумела остаться в коллективе художников, поставить на ноги сына, получившего затем высшее военное образование.
В 1957 году живописец Рашит Нурмухаметов, недавно возвратившийся в Уфу после окончания художественного института в Москве, организовал в фонде изостудию. Навсегда запомнила Адия Хабибулловна тот день, когда она, натянув холст на подрамник и собрав краски, пришла на первое занятие. Надо было писать натурщицу в желтом платье и синем бархатном камзоле. Непросто делать рисунок самостоятельно: учитель подходит, подправляет, подсказывает. Когда по рисунку начали писать красками, Нурмухаметов советует: «Бери теплее». Она щупает тюбики с красками – все холодные. Конечно, она и раньше писала оттенками красных, оранжевых или сине-голубых, не зная, что они называются теплыми и холодными. Рашит Мухаметбареевич наставлял: «Больше работай с натуры». Летом она взяла отпуск и уехала в родную деревню, где писала все, что видела: корову на лугу, полевые цветы на зеленой лужайке, ягоды в лукошке. Осенью показала свои этюды в Художественном фонде. Рашид Нурмухаметов, Александр Пантелеев, оценив ее живописные способности, посоветовали представить работы на республиканскую выставку. Какая же была радость, когда выставком их принял и она увидела свои работы в музее имени Михаила Нестерова среди произведений уважаемых ею профессиональных художников. Это был 1958 год, который изменил жизнь Адии Ситдиковой, посвятившей себя отныне тому призванию, которое ей даровала судьба, – призванию живописца.
Величавая мелодия курая… Народная мелодия, тонко и мастерски претворенная живописными средствами, звучит во многих произведениях мастера, поющих о добре и удали, о красоте мира, наполненного ароматами меда, цветов, нарядными красками земли и неба. Ситдикова создала обширный цикл произведений о башкирском крае. В них – темы праздников, семейных торжеств, повседневной жизни. Автор предстает в работах как интересный живописец и поэт, истоки вдохновения которого в кровной связи с родной землей. «Я до сих пор вижу нашу деревню глазами моего детства. Речушка посреди деревни, мельница на ней. В семье нашей росло пятеро детей, отец был постоянно занят крестьянским трудом, чтобы прокормить семью. Мама, тихая, добрая, хлопотала по хозяйству, ткала и вышивала, мы ей помогали. И сейчас перед глазами стоит наш дом с нарами, покрытыми паласом и войлочным ковром, сундук, вышитые подушки. Полотенца, такие, как я рисую, всегда висели у окна. Кошага с редкими цветами, шаршау, деревянная посуда – все это было». – рассказывала Адия Хабибулловна. Ей не надо было специально «изучать материал». Шаршау, тастымалы, гэбэ, народные узоры – все они из ее детства. Не отсюда ли особая приподнятость, торжественность, лиричность ее работ. Они – как светлое воспоминание, как посвящение своей малой родине.
В кругу излюбленных тем Адии Ситдиковой башкирский мед. Наше воображение безошибочно угадывает, что золотой мед, излучающий солнце, расписная деревянная посуда, ткани с вышитыми узорами в ее полотнах – это собирательный образ лета, тепла, счастья. Тема башкирского меда в натюрморте «Чак-чак» (1988) сливается с рассказом о человеческой жизни. Эта работа завораживает белизной скатерти, расшитых полотенец. Ярко-красные подносы, зеленый чайник по контрасту сообщают золотистому свечению меда особую остроту. Опоэтизированное звучание предметов и колорита рождает чувство восхищения душевной чистотой, пробуждает в зрителях ощущение бытийной радости.
Этапной в творчестве мастера по степени идейной значимости, живописного и композиционного мастерства стала картина «Башкирским хлеборобам» (1974). Автор дает обширное толкование понятия «хлеб». Это и его материальная сущность, и образный показ труда хлеборобов и всех тех, через чьи руки прошли душистые караваи, прежде чем попали на стол. Торжественна композиция холста с трижды повторенным мотивом хлебного каравая на башкирском полотенце, в нем восхищает строгая ритмика линий и цветовых пятен.
Нежные, женственные образы одних полотен – «Сон» (1971), «Аромат меда» (1976), «Июнь в Башкирии» (1985), сменяются страстными, динамичными в других – «Натюрморт с японским чаем» (1985), «Персики» (1990), «Фрукты на голубом» (1991). В последних с особой силой выступает мастерство Адии Ситдиковой – живописца, смело идущего к новым колористическим решениям во имя воплощения иной образной грани произведения.
Размышления о жизненности народных традиций, красоте повседневности воплощены во многих полотнах мастера, всегда окрашивающего их в мажорные, чистые тона. В них с предельной точностью выражена тема счастья, проходящая через все творчество художника. В радостном, гармоничном звучании красок, в особой выразительности пластики заложена большая внутренняя сила, которая наряду с народностью, современностью составляет суть творчества живописца.
Адия Хабибулловна очень любила писать цветы. Мы не увидим у нее салонных букетов, каждый ее натюрморт – это вдохновение, поэзия, музыка жизни, переданная цветом, красотой пластического рисунка. И в этих работах она искала нежность и чистоту, гармонию и одухотворенность, и ей это удавалось. Одну из своих работ Адия Хабибулловна назвала «Память» (1982), вновь возвратившись в ней к истокам народной культуры, традиции, без связи с которыми себя не мыслила.
Валентина СОРОКИНА,
искусствовед, хранитель фонда живописи БГХМ имени М.В.Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М.Третьякова.
Портрет героини и фоторепродукции предоставлены автором.
искусствовед, хранитель фонда живописи БГХМ имени М.В.Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М.Третьякова.
Портрет героини и фоторепродукции предоставлены автором.
16-01-2024 (0) Просмотров: 44 Номер: 3(13747) Версия для печати