Камиль АБДУЛЛИН: «Самое главное – направлять вектор творчества в сторону света»
Завсегдатаи Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова с недавних пор все чаще могут видеть на афишах главной концертной организации Башкортостана имя Камиля Абдуллина. Он широко известен в нашей республике и за ее пределами как дирижер Национального академического симфонического оркестра Башкортостана, представивший десятки симфонических программ, и одаренный композитор, автор музыки к более чем 30 российским кинофильмам, среди которых знаменитые «Из Уфы с любовью» и «Отряд “Таганок”», «Улицы разбитых фонарей» и другие.
Музыкант начинал профессиональное обучение в родном городе, продолжил и завершил в Санкт-Петербургской консерватории. С весны 2023 года маэстро работает с Камерным оркестром филармонии вместе с художественным руководителем коллектива, народным артистом Башкортостана Олегом Касимовым и уже успел представить уфимской публике целый ряд новых программ, получивших положительные отзывы среди профессионалов и восторженные отклики со стороны меломанов.
Представлю небольшой экскурс по вынесенным на суд слушателей программам, исполненным Камерным оркестром под руководством дирижера.
Дебютировал маэстро на сцене филармонии 23 марта 2023 года программой «Весенняя серенада». В этот вечер аудитория стала свидетелем трех дебютов и трех премьер! Так сложилась «музыкальная арифметика»! Три произведения разных эпох – барокко, классицизма и романтизма – прозвучали в исполнении оркестра: концерт для клавесина, струнных и бассо континуо ре минор И.С.Баха, Серенада для струнного оркестра Э.Элгара и Концерт №2 Ре мажор Й. Гайдна. Абдуллин впервые встал за пульт и мастерски провел программу, пианист Денис Хусаинов представил свою версию баховского концерта, а Рустем Хамидуллин (виолончель) вынес на суд меломанов интерпретацию гайдновского опуса.
24 мая филармония закрыла 84-й творческий сезон в Органном зале концертом с интригующим названием "1+1", который подготовили сразу два дирижера – Олег Касимов и Камиль Абдуллин. Первое отделение, прошедшее под руководством Камиля Абдуллина, было монотематическим: прозвучала музыка норвежского композитора Эдварда Грига. Сюита «Из времен Хольберга» и «Две нордический пьесы» погрузили слушателей в стихию суровой северной романтики. Эти сочинения впервые были исполнены коллективом, и музыканты замечательно справились с задачей, заслужив овации зала. Во втором отделении к дирижерскому пульту вышел Олег Касимов. Здесь музыканты умело «провели» аудиторию по музыкальным страницам лучших концертных программ: прозвучала музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Пьяццоллы.
22 сентября состоялся концерт Камерного оркестра, который прошел в рамках IV Всероссийского конкурса в номинациях «струнный квартет», «фортепианные трио». Эстафету творческого расписания форума со всей ответственностью приняли хозяева площадки: оркестр исполнил программу, состоящую из новых сочинений, а также недавно пополнивших репертуар.
Прозвучали сюита «Из времен Хольберга» и «Две нордические пьесы» Эдварда Грига, а также Серенада для струнного оркестра британского композитора Эдварда Элгара и премьера – «Каприольская сюита» Питера Уорлока.
«Сегодня у нас был один из тех концертов, когда и музыканты, и слушатели пребывали в едином состоянии счастья! – так прокомментировала событие ведущая концерта, лектор-музыковед, заслуженный деятель искусств Башкортостана Виктория Симонова. – Во-первых, программа состояла из красивейшей классической музыки, во-вторых, наша публика понимает ценность такого звучания. Важным моментом является то, что в контексте Всероссийского конкурса, каковой проходит на базе филармонии, в наших стенах звучит хорошая качественная струнная музыка, что является большим плюсом для нашего слушателя, который воспринимает ее очень искренне и душевно».
28 декабря в рамках III фестиваля «Рождественские вечера в филармонии» музыканты во главе с Камилем Абдуллиным вновь вынесли на суд публики премьеру: были исполнены концерт для виолончели с оркестром Боккерини, в котором солировал заслуженный артист Башкортостана Рустем Хамидуллин, Серенада для струнного оркестра Чайковского и «Размышления» Массне.
«Настоящий предновогодний подарок преподнесли зрителям Камерный оркестр БГФ под руководством дирижера Камиля Абдуллина и солист Рустем Хамидуллин, – поделилась своими впечатлениями о концерте культуролог и краевед Гюльнара Иксанова. – Я много лет наблюдаю за творчеством молодого музыканта Рустема Хамидуллина. Для меня это пример не только беззаветной любви, но и потрясающей силы веры и целеустремленности. Год от года растет его мастерство. Наверное, поэтому виолончель в руках Рустема живет, одухотворенная талантом своего хозяина, превращая каждое музыкальное произведение в праздник.
И как же хорош был удивительный дирижер Камиль Абдуллин! Наблюдать за плавными, нежными движениями его рук, вдохновенным ликом, абсолютно гармоничным взаимодействием с оркестрантами было настоящим удовольствием! Как хорошо, что в Уфе есть такие виртуозы!»
13 января, в канун старого Нового года – вновь премьера! В Большом зале филармонии состоялась премьера программы «Арфа в джазе». Солистами в этот вечер стали арфистка Гульназ Абдуллина, заслуженный артист Башкортостана Марат Садриев (скрипка) и Эльвира Ямалова (фортепиано, клавесин). Прозвучали Джазовое концертино для арфы с оркестром Эмиля Дельтура, хиты из голливудских и российских фильмов.
Не могу не привести отклик на концерт известного драматурга, писателя и публициста Зухры Буракаевой: «Были на волшебном, вдохновляющем концерте «Арфа в джазе» в Башкирской государственной филармонии! Полный зал внимательных, благодарных слушателей. Дети тоже слушали, затаив дыхание...
Какой же он талантливый, с внутренним темпераментом, страстью дирижер Камиль Абдуллин! По природе скромный, но с очень тонким чувством юмора, всегда улыбчивый Камиль, думаю, и дальше будет раскрывать свою эмоциональную, артистическую подачу как дирижер. Было приятно наблюдать за его танцующими, изящными руками, воодушевленными движениями, стремительными поворотами то к скрипкам, то к виолончелистам. А какая у него супруга – героиня вечера арфистка Гульназ Абдуллина! Такая обволакивающая нежность и изящество во всем – движениях, взглядах, наряде. Как будто это был музыкальный мини-спектакль о двух любящих сердцах...
Затем была программа, которая унесла нас в путешествие по фильмам детства и юности. С первой ноты до последней проплакала над вальсом Евгения Доги. Невозможно с таким оркестром, с такой скрипкой Марата Садриева не прослезиться... Окунулась в детство с музыкой к фильму «Шерлок Холмс».
Понравилась ведущая Камила Ишмухаметова. Интеллигентная, с четкой дикцией. Добавили юмора появление Чарли Чаплина (артист Молодежного театра Шагитулла Хамматов), «чаплинская» походка самого дирижера... Спасибо Эльвире Ямаловой (фортепианные партии)!»
…В своем рабочем графике маэстро Абдуллин нашел небольшое «окно», и мне удалось побеседовать с ним о сути творческого процесса, о линиях судьбы, которые соединили композиторскую и дирижерскую деятельность, и просто о жизни.
– С 3 лет я постоянно находился в училище искусств на парах у мамы (Асия Аскатовна до сих пор преподает музыкально-теоретические дисциплины – М.Л.), которая видела меня в будущем врачом-хирургом. В 7 лет сам напросился на занятия во Дворце пионеров по классу скрипки, где и почерпнул музыкальные азы. Немного позже мама отдала меня в только что открывшуюся вокальную студию Салавата Низаметдинова «Салават купере», в которой я пел в хоре, но всегда хотел солировать. Мы активно выступали на телеканале «Тамыр» и в филармонии. В студии я был восхищен, как замечательно на синтезаторе делает аранжировки Ришат Сагитов, ныне известный композитор, директор нашего Среднего специального музыкального колледжа. Мне тоже хотелось так лихо управляться с «музыкальным компьютером».
Вскоре мы были с семьей в Санкт-Петербурге, и я в комиссионном магазине случайно увидел гобой. Мне непременно захотелось освоить этот инструмент! Начинал я в школе педпрактики Уфимского училища искусств у замечательного педагога Геннадия Михайлова, потом продолжил обучение в ССМК, но все же вернулся в училище, в его класс, сразу на второй курс. Оканчивал я училище и как гобоист, и по классу композиции у Нура Даутова. Уже в колледже были мои первые попытки создать произведения для духового оркестра, я выпускался по дирижированию с авторскими сочинениями.
Мое увлечение гобоем становилось все ярче, на третьем курсе училища я уже начал играть в составе нашего Национального симфонического оркестра. Легко поступил в институт искусств: моими учителями стали замечательная гобоистка Ирина Табульдина и композитор Салават Сальманов. Салават Рафикович привил мне навыки тщательной работы с нотным текстом, скрупулезного подхода к каждому аккорду.
В годы учебы я много ездил на гастроли и в составе НСО, и вместе с оркестром Башкирского государственного театра оперы и балета. Помню, что 2009 году был даже приглашен для участия в фестивале Валерия Гергиева в Санкт-Петербург вместе с несколькими коллегами. С 2015 по 2023 год работал дирижером Национального симфонического оркестра республики, было сыграно множество классических и популярных программ. Это был колоссальный опыт.
С Санкт-Петербургом связано мое становление как дирижера и композитора. В 2009 году я поступил в консерваторию к Николаю Алексееву, а в дальнейшем учился в классе известнейшего дирижера Владимира Абрамовича Альтшулера, ученика Александра Дмитриева. Мне очень повезло с наставниками! Тогда же я познакомился с известным кинокомпозитором Максимом Кошеваровым, автором саундтреков к сериалам «Тайны следствия», «Ментовские войны» и другим. Он тоже стал моим ментором в создании киномузыки. «В тебе я вижу себя», – говорил он мне, что было очень лестно. Это совершенно отдельная область творчества, которой практически нигде не учат! Вскоре состоялось знакомство и с режиссером Игорем Нурисламовым, с которым сотрудничаем и по сей день, создаем музыку к фильмам, которые успешно показываются на каналах «Россия-1», ТВЦ. В 2013 году звезды так сложились, что мы встретились с Айнуром Аскаровым и тоже начали совместную работу. В 2023 году меня приняли в Союз кинематографистов России. Я горжусь своими наградами за работу в кинематографе: в 2020 году отмечен специальным призом дирекции Гатчинского кинофестиваля «Гранатовый браслет» «За оригинальную музыку» к фильму Айнура Аскарова «Отряд “Таганок”»; в 2022 году был удостоен «Приза имени Михаила Глинки» за оригинальную музыкальную характеристику героев в фильме «Семья года» на XV Международном кинофестивале «Золотой Феникс» в Смоленске.
В Питере я встретил и свою супругу Гульназ, которая сразу после нашего колледжа поступила в консерваторию. У нас два сына. Сегодня она одна из лучших арфисток республики. Я рад, что мы снова работаем вместе.
Так сложилось, что ныне я реализую себя в двух направлениях: композиторском и дирижерском. В планах в этом сезоне два концерта с известными солистами – кларнетистом из Москвы Русланом Шмельковым и органистом из Белгорода Тимуром Халиуллиным. В перспективе я хочу подготовить проекты с гобоистом Филиппом Ноделем и Петром Терменом – правнуком русского изобретателя Льва Термена, создателя терменвокса, исполнителем на этом фантистическом инструменте и руководителем Школы терменвокса в России.
Что касается композиторской работы, то я делаю много аранжировок, а это совершенно отдельная линия творчества, которая тоже требует особых умений, продолжаю сотрудничество с кинорежиссерами, конечно, хочу писать для камерного оркестра, для Национального оркестра народных инструментов. Много есть замыслов.
Я искренне убежден, что искусство должно вести слушателей в сторону добра. Главное в творчестве – это не солист, не дирижер с их человеческими амбициями, а сама музыка!
Марина ЛУГОВАЯ.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
23-01-2024 (0) Просмотров: 45 Номер: 5(13749) Версия для печати