$ - 92.0134
€ - 98.7187

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Баху нужно позволить танцевать!»

– считает Азамат Хасаншин вслед за Джоном Элиотом Гардинером



В Уфе проходит V Международный фестиваль современного искусства «БашортARTстан», одним из организаторов которого стала Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова.
V Международный фестиваль современного искусства «БашортARTстан» стартовал 24 декабря 2023 года в Органном зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Слушателям был представлен проект «Время и вечность». Руководитель проекта – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Азамат Хасаншин.
В программе прозвучала музыка немецкого и итальянского барокко: сочинения Вивальди, Марчелло, Баха, Генделя, Телемана. Впервые в Уфе были исполнены кантата Генриха Шютца О bone Jesu, file Mariae («О добрый Иисус, сын Марии») и две кантаты Дитриха Букстехуде из духовного цикла Membra Jesu nostri («Тело Спасителя»). В концерте приняли участие вокальный ансамбль Opus, певцы и музыканты-инструменталисты. Концерт прошел с большим успехом и показал необходимость существования ансамбля с репертуаром из старинной и современной музыки в городе и республике, а также его будущую востребованность у публики.
О концепции нынешнего фестиваля, проходящего в пятый раз, рассказал автор идеи и perpetuum mobile проекта Азамат Хасаншин:
– Пятый фестиваль ««Башорт-
­ARTстан» несет миссию продвижения и популяризации барочной музыки. В наше время в российском музыкальном сообществе – мощная необарочная волна, которая активно поднялась в 90-е годы и до сих пор держится (дошла до нашей страны после необарочного движения в 50-60 годы в европейских странах), задействует творческие силы как в столице, так и в крупных городах России, в том числе и нашего региона: Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Казань… Уфа тоже должна и может войти в их число. Для этого есть и ресурсы, и потенциал. Я давно вынашивал идею создания камерного коллектива, исполняющего старинную музыку. Мы со студентами работаем уже второй год. Ребята были очень воодушевлены после концерта, который состоялся 24 декабря.
Хочу немного погрузиться в историю: как все начиналось в Уфе. Андрей Викторович Коваль первым в Башкирии начал исполнять старинную, в частности, барочную музыку. Он из когорты тех замечательных педагогов, которые приехали по распределению в институт искусств в 70-е годы. Среди них – Александр Шисман, Вадим Монастырский, еще ранее – Александр Франк… В филармонии работал замечательный струнный квартет, в составе которого играли такие исполнители, как Кнаус, Шмидт, Саркисянц, Калачев. Можно утверждать, что именно с этого времени начал действовать постоянно работающий механизм исполнения академической камерной музыки. Конечно, были и предтечи: в 20-30-е у нас работали ссыльные музыканты, в училище искусств в 40-60-е годы постоянно проходили концерты классов фортепиано, скрипки, вокала.
Но именно тогда – в 70-е годы – музыканты приходили в вуз и после его окончания оставались в профессии, были вовлечены в процесс непрерывного музицирования. Из камерного класса Андрея Коваля вышли те, кто продолжает сейчас в республике продвигать высокую классику: народная артистка Республики Башкортостан Гульнара Назиуллина, заслуженный артист Республики Башкортостан Владимир Семин, многие другие… Они тоже получили своеобразную инъекцию любви к старинной музыке. Андрей Викторович в начале 1980-х годов создал камерный оркестр института искусств. Тогда студенты буквально рвались играть вместе с преподавателями (как и во времена Баха: учитель и ученики, мастер и подмастерья). Этот коллектив уже тогда пытался разрабатывать тему аутентизма – играть в духе и стиле той эпохи, то есть штрихами и темпами, соответствующими времени создания музыки. Уже тогда важно было верно понимать, как должна звучать музыка. Мысль, поэтика, воссоздание... Как прикоснуться к посланию, которое композитор адресует нам? Как ни странно, барочная культура близка к джазовой импровизации. Бах и Гендель – великие импровизаторы. К сожалению, к середине XIX века это редкое искусство исчезло.

К середине – концу 80-х годов относится новая попытка воссоздания музыки в аутентичной стилистике: речь идет о работе камерного оркестра «Башкирия», организованного Алексеем Калачевым, – коллектива, который активно музицировал на ведущих сценах республики и даже смог записать диск-гигант академической музыки прошлого. Если бы тогда камерный оркестр смог получить государственный республиканский статус и ему бы оказали поддержку, то сейчас мы имели бы крепкий коллектив с традициями, воспитавший несколько поколений публики… Восстановление интереса к барочной музыке происходит на стыке первого и второго десятилетий XXI века. В этом направлении активно работал Владислав Самойлов. Настоящим прорывом в барочном исполнительстве региона стала деятельность народного артиста Республики Башкортостан Владислава Муртазина, получившего знание аутентичной эстетики и поэтики «из первых рук», во время учебы и работы на Западе.
Сейчас наша задача – усилить необарочную волну. Приглашаем всех 29 февраля на концерт «Барокко на все времена». Далее ждем встречи со слушателями практически ежемесячно – с марта по июнь. О площадках и датах будем сообщать дополнительно.
Сэр Джон Элиот Гардинер – британский дирижер, крупнейший интерпретатор музыки барокко – в книге «Музыка в Небесном Граде» пишет о необходимости исполнять Баха ритмически упруго, даже танцевально: «Я считаю, что в баховских сочинениях нельзя тяжело плестись, это самый худший из грехов интерпретатора, однако он и теперь совершается с мучительным постоянством. Стоит вам только попридержать музыку Баха, лишить ее упругой ритмической энергии, как она тут же выдыхается, утрачивает свой аромат… Баху нужно позволить танцевать».
От себя добавлю, что даже в №1 из «Страстей по Матфею», который традиционно привыкли исполнять в крайне медленном, тягучем трагически-пафосном темпе повествования, следует найти возможность проявить двигательную активность! Именно Гардинеру и его коллективу «Английские барочные солисты» великолепно удается воссоздать в музыке мечущиеся толпы народа, разбуженные вестью о том, что объявился «Царь иудейский». Думаю, что в этих замечательных словах английского музыканта передана самая суть барочной музыки. Именно энергия ритма делает ее современной нам, она воспринимается как музыка на все времена!
Итак, 29 февраля концертом «Барокко на все времена» в Органном зале филармонии продолжится Пятый «Баш­ортARTстан». Слушателей вновь ждет встреча с музыкой немецких и итальянских композиторов: Баха, Генделя, Вивальди, Марчелло, Телемана. Уфимской премьерой станет кантата Дитриха Букстехуде Jesu, meine Freude («Иисус – моя радость»). В концерте вновь принимают участие: вокальный ансамбль Opus, солисты – вокалисты Эльвира Кашаева, Полина Чадина, Татьяна Теплова, Гузель Усманова, Айдар Хайруллин, Айгиз Гизатуллин, а также инструменталисты Ислам Алиев (гобой), Мария Кравцова (флейта), Ирина Логинова (мандолина), Арина Кистанова, Джамиля Закирова (скрипка), Евгений Матвеев (альт), Александр Дорогов (виолончель), Денис Корж (контрабас), Мария Шаронова (гитара), Лиза Чернышкова, Диана Дадаханова (орган). Дирижер – Азамат Хасаншин.
***
А теперь немного подробностей об этом музыкальном форуме. В 2018 году впервые в истории региона Башгосфилармонией был организован Международный фестиваль современного (актуального) искусства «БашортARTстан». Автором идеи и художественным руководителем стал композитор, доцент Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, дирижер и музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Азамат Хасаншин.
Далее, с 2018 по 2022 год, деятельность дебютанта фестивального движения республики прошла с большим успехом. В программах форума были проведены десятки концертов, в которых приняли участие солисты из России (Москва, Казань, Пермь, Башкортостан), а также Черногории, Сербии, Казахстана, Франции, Республики Корея и других стран.
III фестиваль «БашортART­стан» состоялся во время эпидемии Covid-2019 в онлайн-формате. Тем не менее в его рамках состоялся проект WeArt («Мы – это искусство»), в котором приняли участие более 130 художников из 50 стран! Автором идеи и куратором выставки выступила самобытный молодой художник Ольга Фролова. Тогда впервые в Уфе были исполнены значимые произведения современной музыки, без которых невозможно представить искусство ХХ века: «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана, «Камерная симфония» (сочинение №2) Гавриила Попова, музыка Жака Ибера, Анри Дютийе, Олега Янченко, Бенджамина Бриттена, Лили Буланже, Луи Вьерна, Изабель Абулькер, Йорга Видмана, Софии Губайдуллиной…
В разные годы в фестивалях приняли участие такие коллективы, как Образцово-показательный оркестр войск Национальной гвардии России (Симфонический оркестр Росгвардии), Международная гильдия молодых музыкантов (МОЛОТ), Молодежный симфонический оркестр Республики Башкортостан, брасс-квинтет из Башкирского оперного, Квартет Рустэма Сулейманова, группы xα′ос-проект, Via Chappa, Frisson orchestra, Kozgon.
Состоялись премьеры музыки композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Казани и других городов. Это Ярослав Судзиловский, Виктор Зиновьев, Роман Цыпышев, Булат Исламов, Урал Мухамедьяров, Ильяс Камал, Миляуша Хайрутдинова, Ляйсан Абдуллина, Наталья Исаева, Иван Абрамов…
В рамках фестивалей были представлены выставки и перформансы с участием художников республики: Джалиля Сулейманова, Рината Миннебаева, Камиля Бузыкаева, Елены Веревкиной, Ольги Фроловой, Евгении Лаздиной, Владислава Пегова, Александра Соболева, Дмитрия Павлова, Игоря Булыгина…
На суд зрителей были вынесены хореографические спектакли в стиле contemporary dance, поставленные Ольгой Даукаевой, Рустамом Имамовым, Алисой Черепановой…
Марина ЛУГОВАЯ.
Фото из творческого архива филармонии.

Дата создание новости 23-02-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 183     Номер: 13(13757)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.