$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Урок милосердия от лицейского театра

О спектакле по рассказу Валентины Осеевой «Кочерыжка»



Как донести до нынешних школьников героизм, самопожертвование и милосердие простых советских людей в годы Великой Отечественной войны? Театр-студия 161-го уфимского лицея «Мельпомена» решил это сделать с помощью спектакля по давнему рассказу «Кочерыжка» советской детской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) о судьбе ребенка в годы войны.
Тема военного детства имеет глубокие традиции в отечественной культуре, достаточно вспомнить такие шедевры литературы и кино, как «Маленький солдат» Андрея Платонова, «Сын полка» Валентина Катаева, «Иван» Владимира Богомолова, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Мы смерти смотрели в лицо» Наума Бирмана, «Радость нашего дома» Мустая Карима, и другие произведения, которые остаются в памяти и любимы представителями старшего поколения российских читателей и зрителей. Но найдут ли они душевный отклик у современных школьников, живущих с самого рождения в массовой сетевой культуре? Такие вопросы рождались перед началом спектакля по мотивам рассказа Валентины Осеевой «Кочерыжка».
В нынешнем году «Мельпомена» переживает сложный период смены актерских поколений. Из прежнего «звездного» состава одиннадцатиклассников в театре остался только Саша Константинов. На него и выпала основная нагрузка: чтение закадрового текста рассказчика и главная мужская роль сержанта Василия Воронова, спасшего на войне ребенка убитой женщины, получившего походное прозвище Кочерыжка. Комплекция Саши, высокого и несколько нескладного молодого человека, удачно сочетается с образом доброго, интеллигентного и мужественного бойца, сражающегося не ради славы, а за родную страну и родную семью. О значимости для нашего общества семьи писал в 1941 году Андрей Платонов в своей рецензии на книгу Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (1858): «В чем же тайна долговечности “семейного учреждения”? Во-первых, <…> семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе, чем если бы не было семейного института; ограничивая в человеке животное, семья освобождает в нем человеческое. Во-вторых, <…> семья служит не самоцелью, но питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека. <…> Чувство родины и патриотизм».

Сам образ ребенка, найденного в капусте, имеет в спектакле глубокий символический смысл. Твердый стебель кочана капусты так же обрастает капустными листьями, как найденный мальчик Володя растет в усыновившей его семье Вороновых. В рассказе Осеевой почти анекдотический случай, замешанный на трагедии, перерастает в притчу о спасительной семейной любви. Для автора этой истории, проработавшей в детских домах и трудовых коммунах почти два довоенных десятилетия, ценность семейного очага была выстрадана не только ее профессиональным опытом, но и памятью о ее родной семье, нашедшей позже творческое воплощение в популярных в 1960-1970-е годы автобиографических повестях «Динка» (1959) и «Динка прощается с детством» (1969). Интересно, что в годы Великой Отечественной войны Валентина Александровна в эвакуации работала воспитательницей в детском саду села Байки Караидельского района Башкирии. Она выучила башкирский язык, поскольку дети говорили по-башкирски. По воспоминаниям писательницы, она жила в многодетной семье Чистяковых, в которой «ели со слезами, а закусывали смехом». Вполне возможно, что прототипами героев рассказа «Кочерыжка» послужили жители нашей республики. Не случайно именно ей доверили перевод на русский язык повести Мустая Карима «Радость нашего дома» (1951).
Важную роль в спектакле играют музыка и звуковые эффекты. Тема войны сопровождается песней-раздумьем «Эх, дороги…» в вокальном и инструментальном вариантах. Бесприютность опустевшей в войну деревни выражают песня «Лучина» и тоскливый собачий вой. Образ пса, оставшегося в войну охранять покинутый дом, а потом вновь обретшего свою хозяйку, без единого слова, за счет мимики и пластики исполнил третьеклассник Максим Харитонов. День Победы 1945 года жители деревни в исполнении массовки из учащихся младших классов встретили ликованием, плясками и пением под баян озорных частушек. Учитель истории 161-го лицея Искандер Рустемович Галикеев, аккомпанируя себе на баяне, исполнил частушки и песню. В финале спектакля, после возвращения с войны Василия Воронова, вновь собравшаяся семья Вороновых вместе с жителями деревни спели хором песню «Вот кто-то с горочки спустился…».
Наибольшую трудность для юных актеров представляли реалистические образы взрослых женщин военных лет. Подобные роли не часто удаются даже современным профессиональным актрисам. А как понять эти судьбы и перевоплотиться в них ученицам шестых-восьмых классов? Режиссер спектакля Рина Рушановна Ахунова творчески подошла к этой проблеме. Она отказалась от внешнего правдоподобия в пользу внутренней правды. При первом сборе труппы выяснилось, что большинство юных актеров не имеют представления о деревенской жизни в годы войны. Тогда Рина Рушановна попросила их поговорить со своими бабушками и дедушками об их военном детстве. В результате такой работы все исполнители возрастных ролей работали над ними, опираясь на личные семейные истории.
То, что делает «Мельпомена» под руководством Рины Ахуновой в своих последних спектаклях («Пропавшая экспедиция», «Снежная королева», «Кочерыжка»), можно назвать наивным реализмом по аналогии с примитивизмом в живописи. Уступая профессиональным театрам в технике и актерском мастерстве, лицейский театр покоряет своей детской искренностью и оригинальностью, которая порой глубже постигает жизнь, чем документальный театр. Не случайно существует выражение, что устами младенца глаголет истина.
Три поколения женщин семьи Вороновых представляют собой три этапа эволюции русских женщин в ХХ веке. Старшая из них – бабушка Петровна – сохранила в себе христианское милосердие, воспитанное в детстве. Именно оно служит источником добрых поступков ее внука Василия и усыновленного им ребенка Володи-Кочерыжки. Ученица шестого класса Полина Агеева внесла в эту роль доброту своей бабушки, передавшуюся внучке на генетическом уровне. Дочь Петровны – Анна Дмитриевна – сформировалась как личность уже в советское время и несет в себе черты социально ответственной женщины-труженицы, на хрупких плечах которой держались и фронт, и ее собственная семья. Именно таким женщинам посвятил свое стихотворение поэт Михаил Исаковский:

...Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В образе сестры Василия Воронова – Граньки – проявились негативные последствия войны: эгоизм, душевная черствость и жестокость. Анна Дмитриевна печально думает о своей дочери: «Чего в ней не хватает – сердца или разума?»
Две другие женские роли – бабки Маркевны и Марьи Власьевны Самохиной – завершают галерею женских судеб военной поры. Бабка Маркевна является ангелом-хранителем села и всех его жителей. В первые годы войны она одна не покинула деревню, стараясь сохранить ее от разорения, а потом встречала возвращающихся с войны и из эвакуации односельчан. Марья Власьевна потеряла в войну всю свою семью и вернулась в родной дом с омертвевшей от горя душой. Этот образ талантливо воплотила восьмиклассница Полина Колесникова. Она сумела тонко передать постепенное оттаивание души своей героини через встречи с бабкой Маркевной, псом Волчком, семьей Вороновых и, главное, Кочерыжкой.
Первоклассник Мирон Филонов в роли Володи-Кочерыжки держал внимание зрительного зала на протяжении всего спектакля. Ангельская внешность нестеровского отрока и проживание, а не исполнение своей роли вызывали у публики сочувствие и волнение за судьбу героя. Создавалось впечатление, что прошедшие восемь десятилетий с той поры ничего не изменили в чистой душе этого ребенка.
Главным лейтмотивом спектакля, по словам режиссера Рины Ахуновой, стала идея милосердия, выраженная в бескорыстной помощи нуждающимся людям вопреки жестокости войны и скудости окружающего быта. Любовь и сострадание к ближнему, подобно неярким свечечкам в руках юных актеров, помогли жителям деревни рассеять мрак военного лихолетья и наполнить окружающую жизнь теплом и светом.
Петр ФЁДОРОВ,
педагог-библиотекарь гимназии №82 города Уфы.
Снимки предоставлены автором.

Дата создание новости 29-03-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 216     Номер: 22(13766)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.