Встреча длЯ вас
“Религиозная музыка дает свободу творчества”
Станислав ДАНИЛОВ:
Бессмысленная или агрессивная музыка, которая заполонила радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Музыкальный “шлак” исподтишка, незаметно травмирует души, окунает их в мир отрицательных эмоций, что в результате приводит к жестокости и раздражительности. Одним из вариантов противостояния этой разрушающей силе может стать духовная музыка, которая обогащает, наводит людей на философские размышления. И если кто-то считает, что религиозная музыка - это нечто застывшее, то он ошибается. Данное направление сейчас активно развивается - создаются новые жанры, стили, появляются неизвестные ранее авторы. Наш герой Станислав Данилов - тому подтверждение.
- Станислав Васильевич, предлагаю начать разговор с того, как зародилась в Вас тяга к искусству, и к музыке в частности?
- Не могу похвастаться музыкальной династией - у нас в семье не было профессиональных певцов или композиторов, но связь с музыкой всегда была очень прочной. Папа - человек, работающий на заводе, - сам научился играть на баяне, и этот инструмент часто звучал у нас в доме. Мама в свободное от работы время пела в хоре Дворца культуры имени Серго Орджоникидзе. Я же решил посвятить всю свою жизнь музыке - в юном возрасте закончил музыкальную школу № 2 по классу баяна, затем поступил в Давлекановское музыкальное училище, после него - в Уфимскую государственную академию искусств, в класс профессора Юрия Селезнева. Так в общей сложности у меня набирается четырнадцать лет музыкального образования.
- С чего началась Ваша самореализация как композитора?
- В 1992 году я устроился в Республиканский театр юного зрителя (ныне - Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима - Т.В.) заведующим музыкальной частью. ТЮЗ тогда был молодым театром, но уже обладал достаточно сильными труппами - русской и башкирской. Именно там я и начал сочинять серьезную музыку. Первые композиции были написаны к спектаклю “Аленький цветочек”, который выпускался у нас к закрытию сезона. Его ставил режиссер, приглашенный из Москвы. Мы очень долго подбирали музыку, но все как-то не клеилось. Тогда приняли решение, что будем писать музыкальное сопровождение, что называется, с нуля. Это доверили мне, и, надо сказать, я справился - весь материал подошел с первого раза. После того началась активная композиторская работа не только над детскими сказками: “Золушкой”, “Снежной королевой”, - но и над постановками для взрослых, например, по пьесам Александра Островского.
В 1995 году я перешел в Башкирский государственный театр оперы и балета. Тогда там только начала работать студия звукозаписи, созданная директором БГТОиБ Радиком Гареевым, которая изначально предназначалась для джазового ансамбля “Дустар”. В то время, пожалуй, она была чуть ли не единственным местом в Уфе, где можно было прилично записать голос с роялем или симфонический оркестр - площадь помещения насчитывала около двухсот квадратных метров. Студия оказалась очень востребованной - там рождались первые альбомы многих известных певцов Башкортостана - Радика Гареева, Фадиса Ганиева, Назифы Кадыровой и многих других. К сожалению, она прекратила свое существование в 2000 году...
- Когда пришло осознание того, что Вы должны посвятить себя сочинению духовной музыки? Был ли какой-то переломный момент или же этот переход происходил постепенно?
- Духовная музыка меня привлекала еще во время учебы в Академии искусств - я был неравнодушен к органным произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Его музыка стала для меня ориентиром, своего рода профессиональной основой. Судьбоносным моментом можно считать поездку в Москву в 2006 году. Во время экскурсии по Кремлю я оказался в Архангельском соборе, где впервые услышал звучание мужского хора “Благовест” Иоанно-Дамаскинского церковно-певческого братства. Это была не служба, а именно светское выступление - для посетителей, туристов. Тогда их пение произвело на меня неизгладимое впечатление. Судите сами, этот коллектив - обладатель Гран-при четырех Международных конкурсов с идеально подобранными голосами. Словом, я не мог уйти из собора, не познакомившись с исполнителями. Вскоре от них поступил заказ на написание “Отче наш”, так и началось наше сотрудничество. Втянувшись, я стал писать уже более сложные произведения - тропарь Иверской иконе Божьей Матери, молитва Казанской иконе Божьей Матери... Так набрался сборник, в который вошли десять произведений. После того как попробовал себя в этом направлении, все остальное отошло на второй план. Так что даже при наличии мощной техники и способности делать приличные аранжировки я уже не могу себя заставить взяться за них вновь.
- Теперь можно с уверенностью сказать, что этот переход был оправданным, ведь Вы получили признание... Говорю о звании лауреата в Санкт-Петербурге на Международном конкурсе композиторов “300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящается”. Расскажите: как это было?
- Я представил на конкурс два своих сочинения, и оба они удостоились наград - тропарь Иверской иконе Божьей Матери стал лауреатом первой степени в номинации “Богослужебная музыка” и получил специальный приз за творческий подход к духовной теме; а молитва Святителю Николаю признана лауреатом третьей степени в номинации “Светские сочинения духовного содержания”. В конкурсе приняли участие более ста тридцати авторов, и было рассмотрено около четырехсот пятидесяти партитур для мужского и смешанного хоров. Партитуры были присланы из разных стран: США, Германии, Норвегии, Казахстана, Украины, Беларуси... А российские авторы - это участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Саранска, Перми, Улан-Уде, Воронежа, Зеленограда, Клина, Твери, Рязани. Жюри было авторитетным и строгим - в его состав вошли известные музыканты, композиторы и регенты. Они настолько тщательно подошли к оценке сочинений конкурсантов, что даже не во всех номинациях было присуждено звание лауреата. Учитывалось не только соответствие конкурсной работы нормам и уставу службы, но и присутствие авторского стиля. Темы присланных в Санкт-Петербург партитур разнообразны - песнопения Божественной литургии, Всенощного бдения, причастные концерты, стихиры, тропари, оригинальные гармонизации знаменного распева, духовные стихи. Много светских сочинений духовного содержания - концерты на тексты псалмов, рождественские колядки, произведения на стихи современников. В общем, конкуренция была сильная. По итогам конкурса был издан нотный сборник, в который вошли лучшие композиции.
- В чем принципиальное отличие работы над музыкой религиозной и эстрадной либо театральной?
- Вообще духовная музыка пишется так: на имеющиеся слова молитвы сочиняется мелодия. Современная же популярная музыка в большинстве своем создается в обратном порядке - за основу берется ритм и мелодия, на которые “набрасываются” слова, иногда, к сожалению, бессмысленные. А в тексте молитвы сомнений быть не может. Правда, первое время у меня возникали сложности, связанные с тем, что в молитве отсутствует рифма, из-за этого сразу ломается ритм. Но потом пришло осознание того, что это дает некоторую свободу формы, свободу творчества.
- Обратившись к духовной музыке, стали ли Вы более близки к церкви?
- Я не могу сказать, что стал примерным христианином, регулярно посещающим службы и соблюдающим все предписания. Мое взаимодействие с церковью строится скорее как сотрудничество по техническим вопросам. Так, например, недавно в Сергиевском храме мы установили специальное оборудование для улучшения звучания хора. Здание храма из дерева, которое “съедает” звук, а нужно, чтобы он летел. Короче, с настоятелями у меня сейчас складывается больше деловое общение.
- Насколько плотно вошло написание религиозной музыки в Вашу жизнь? Чем еще заполнены будни?
- Сейчас большую часть моего времени занимает работа звукорежиссером на Башкирском спутниковом телевидении. Мое рабочее место - это передвижная телевизионная станция, которая обслуживает все правительственные мероприятия, записывает концерты симфонического оркестра, транслирует все спортивные события. С БСТ моя жизнь связана уже пять лет. Его руководство, кстати, оказало мне финансовую помощь в поездке на конкурс в Санкт-Петербург, за что я им бесконечно благодарен. Но постоянная работа не мешает заниматься любимым делом. Сейчас я планирую издать сборник своих сочинений - вокальный цикл, посвященный иконам Божьей Матери. В числе же самых грандиозных планов - организовать выступление мужского хора “Благовест” на одной из уфимских площадок. Хочу, чтобы ценители религиозной музыки нашего города смогли услышать этот выдающийся коллектив и тем самым еще больше приобщились к церковному творческому наследию.
Беседовала Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
12-02-2014 (0) Просмотров: 1 722 Номер: 27(12425) Версия для печати