А начиналось это на улице Зодчего Росси…
В издательстве «Китап» вышла книга известного российского журналиста, некогда работавшего в «Вечерней Уфе», Дмитрия Ефремова «Ленинград, улица Зодчего Росси: колыбель башкирского балета».
Книга посвящена 90-летию открытия национального отделения в Ленинградском хореографическом техникуме (позже – училище, ныне – Академия русского балета имени А.Я.Вагановой). В подробностях, на основе документов рассказывается о важном моменте в истории башкирского искусства – рождении и становлении балетной труппы для первого среди советских автономий музыкального театра в Уфе – Башкирского государственного – ныне академического театра оперы и балета. Раскрываются подробности, тонкости, трудности этой колоссальной работы, выпукло подчеркивается выдающаяся роль в этом легендарного Файзи Адгамовича Гаскарова, так же как и в создании первого национального балета «Журавлиная песнь», жемчужины башкирского хореографического искусства.
Автор использует материалы семьи Гаскаровых, богатство которых кажется неисчерпаемым, ведь несколько лет назад уже вышла созданная им на основе семейных воспоминаний и документов книга «За кулисами танца» о прославленном башкирском ансамбле народного танца и его создателе, многолетнем руководителе Файзи Гаскарове. И вот новый труд. Автор обогатил свои знания материалами местных и санкт-петербургских архивов и щедро делится ими с читателями. Мы много узнаем не только о башкирском балете и его заметных персоналиях, но и о хореографах мирового значения, о балетном искусстве вообще. Без преувеличения - это кладезь бесценной, уникальной информации.
Деловая жесткость цитируемых исторических документов смягчается фрагментами воспоминаний участников тех далеких событий. Вырисовывается яркая, насыщенная, не лишенная драматизма история начала жизни башкирского балета. И мы понимаем, почему балетная труппа Башкирского государственного академического театра оперы и балета, носящая имя Рудольфа Нуреева, ныне одна из сильнейших в России, а также известна во всем мире.
Мне приятно, и я благодарна автору, что он счел возможным включить в книгу несколько моих очерков и фотоснимков из моего архива о тех, кто начинал, а потом в полной мере прославил башкирски й балет. Это Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Раиса Дербишева.
Книга полиграфически приятно оформлена, прекрасно смотрится вкладка с иллюстрациями высокого качества. Любители балетного искусства, особенно те, кто интересуется истоками, историей башкирского балета, оценят огромный, кропотливый, неравнодушный труд автора.
Книга, несомненно, вызовет интерес широкого круга читателей, а для любителей балетного искусства это настоящий подарок.
Нина ЖИЛЕНКО.
27-08-2024 (0) Просмотров: 59 Номер: 60(13804) Версия для печати