$ - 91.4292
€ - 101.5057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Люди в чёрном

подарили и детям, и взрослым подлинную сказку



В минувшую субботу, 7 сентября, в амфитеатре БГТК с обвальным успехом прошла премьера театрально-художественного представления «Сказочный край Башкортостан» (в основу его легли древние предания башкирского народа), собравшая рекордное для этой площадки количество зрителей. «Вечерняя Уфа» в своем пятничном номере от 6 сентября подробно рассказала об этом проекте режиссера и актрисы Надежды Беззубовой (она же автор идеи и художник); беспрецедентного действа, автором фантастически красивого, исполненного поэтической возвышенности текста к коему стал драматург Владимир Аношкин. Потрясающую музыку написал к данному перформансу композитор Владислав Савватеев, сумевший очень органично вплести в ткань своего сочинения народные башкирские мелодии.
Но начнем все-таки с того, что Башкирский государственный театр кукол не так давно получил прекрасный дом, который за очень короткое по меркам строительства подобных объектов время вырос на месте старого здания БГТК, в придачу коллективу достался и амфитеатр, плавной подковой обнимающий центральный вход в дворец детского счастья. И поскольку Уфа стремительными темпами готовилась к своему 450-летию, в «куколке», каковую в процессе передачи ключей от нового дома предупредили, что площадка партера под открытым небом не должна пустовать – ее ведь создали специально под особые представления для ребятни, задумались о том, чем в юбилейные дни амфитеатр станет радовать юную аудиторию…
И идея Надежды Борисовны, уже несколько времени мечтавшей о создании перформанса с большими световыми куклами, пришлась как нельзя кстати. Времени и сил на воплощение дерзкой идеи режиссера Беззубовой ушло немало, помогал Надежде Борисовне весь театр, в каждом цехе уникальный перформанс оставил свой след, были подключены и профессиональные специалисты, что называется, извне, которые после столь плотного и плодотворного общения с «куколкой» теперь считают этот театр своим, сроднившись с ним за время работы. Впрочем, об этом, уважаемый читатель, мы уже рассказали в своем пятничном выпуске.
…Итак, суббота, 7 сентября. Народ устремился к месту события задолго до назначенного часа – 21.00. Напомню, что световое представление специально рассчитано на темное время суток, дабы во всей красе увидеть и оценить палитру оттенков неона, гибкая лента которого обвивает каждую деталь ростовых кукол, созданных из трех видов металла – высотой они в два с половиной метра… Изначально организаторы предупредили народ в соцсетях и на своих носителях о том, что театр продает лишь определенное количество билетов, посчитав все места в амфитеатре с удобными скругленными скамьями, покрытыми деревом; а также достала из своих запасов специальные подушечки-сидушки, чтобы зрители, особенно юные, не дай бог, не мерзли в процессе представления… Но это не возымело никакого воздействия на людей, возбужденных мыслью о том, что «куколка» приготовила сюрприз из категории «Впервые в России» (и это, кстати, чистая правда). Ворота в тайное тайных уфимцы атаковали с боем и как позже, поздравляя коллектив с успехом, сказал директор БГТК Альберт Имамутдинов, сам стоявший с администраторами на контроле: «Ворота брали, как, наверное, в свое время, Зимний дворец!» Поздравила коллектив и министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, пришедшая на премьеру!
Сердце у сотрудников «куколки» – не камень, сначала стали пускать ребятню, рассаживая воробьишек на всех свободных пятачках, затем пристроили представителей старшего поколения (о билетах, естественно, речи не шло), те же, кому мест не хватило категорически, обругав ни в чем не повинных администраторов, проделывали дыры в ткани баннеров, коими, закрывая «зал» от ветра, увесили изгородь, по периметру окружавшую амфитеатр, кто-то подогнал вплотную к ограждению машину и поставил на ее крышу ребятишек-подростков, иные, найдя щели между баннерами и прутьями ограды, прильнули к ним лицами…
Все это напомнило мне времена «Белого парохода», когда на спектакль легендарного Владимира Штейна, поставленный по произведению Чингиза Айтматова, лишний билетик в «куколку» начинали спрашивать за две остановки…
…После волшебства, подаренного собравшимся всей творческой группой – актерами и сотрудниками БГТК, зал под открытым небом взорвался аплодисментами и криками, переходящими в овацию. Артисты вышли на поклон, каждого исполнителя называли по имени, и аудитория аплодировала им снова и снова.







Собственно, время спустя я еще вернусь к этому действу, которое шло под просто блистательное сопровождение заслуженного артиста Башкортостана Александра Верхоземского, читавшего текст, написанный Владимиром Аношкиным. Это, безусловно, было спланировано заранее, поскольку, работая со столь сложными куклами, передвигались каковые на колесиках, естественно, только с помощью актеров (например, Семь девушек ведут четырнадцать артистов, Коня Акбузата – шесть, а за три изрыгающие пламя головы Кахкахи отвечают трое актеров и двое монтировщиков). Более того, артисты еще работали с этими фигурами и с помощью тростей – допустим, поднимая руки Семи девушек в соответствии с рисунком танца, поставленного Файзи Гаскаровым. Плюс все они, помимо помощников из цехов, постоянно страховали друг друга – ведь за каждой куклой тянулся провод, подключенный к розетке, и не наступить на него в темноте, и не запутаться, случайно оступившись, двигая по мелкой плитке амфитеатра тяжелые фигуры, это, скажу я вам, просто каторжный труд и настоящее испытание. Естественно, говорить из них даже с помощью гарнитуры никто бы не смог. И Александр Верхоземский в каком-то смысле «закрыл» эту проблему, изначально прочитав текст, причем с поразительной виртуозностью, с невероятным богатством интонаций и тембральных красок. Добавьте сюда изумительную музыку композитора Савватеева, в прошлом, между прочим, рокера, постоянно работающий на фасаде экран, и вы, безусловно, пожалеете о том, что вас не было с нами! Все прошло замечательно! И весь вечер зрителей восхищали, подарив им уникальное театрально-художественное представление «Сказочный край Башкортостан», замечательные артисты Башкирского государственного театра кукол, которых «зал» в темноте практически не видел, поскольку все они были в черной форме и в специальных перчатках: Виктория Щербакова, Илюза Мухитова, Александр Верхоземский (голос которого звучал в записи, и он вместе со всеми водил по площадке героев древних башкирских преданий), Надежда Беззубова, Гузель Мухамедьянова, Светлана Имамутдинова, Вадим Гатауллин, Залифа и Азамат Шагисултановы, Салават Бикмиев (у которого этот спектакль стал премьерным в БГТК), Виталий Щербаков, Сергей Булка, Райля Гизатуллина, Гульназ Гильманова, Екатерина Кочурова, Рамиля Кубагушева, Миндигаян Сафина, Марат Гиниятуллин, Татьяна Кузьменко, Надежда Прошина, Кристина Латыпова, Алсу Мазитова, Ксения Харитонова, Эмиль Латыпов, Филипп Трощенко.
А теперь я назову имена представителей творческого «штаба» перформанса и тех, кто, как правило, остается за кадром, являясь при том полноправным участником спектакля.
Итак создатели, а также герои невидимого публике фронта: режиссер-постановщик и художник-постановщик Надежда Беззубова, драматург Владимир Аношкин, композитор Владислав Саватеев, художник по компьютерной графике Айгуль Каллимуллина, художник по неоновому оформлению Дмитрий Пилюков и команда его уникальных специалистов из фирмы «ДомNEON»; мастер по изготовлению металлических конструкций Марат Байбурин и его профессиональнейшие коллеги; художники по свету Ильнара Куватова и Юлия Яубасарова; заведующая постановочной частью Лариса Чернышева; звукорежиссеры Алексей Лабунский и Игорь Тишков; видеоинженеры Илнур Хакимов и Роберт Раупов; реквизиторы Зиля Шафиева, Ксения Гудилина, Ольга Абрамова; машинисты сцены Ромэн Хурматуллин, Алик Нургалиев, Вячеслав Латыпов, Максим Салтыков, Фаим Кадыров. И важно внести в этот славный список имя водителя Руслана Сунагатуллина, который был незаменим в этом спектакле буквально на любом участке «фронта»! Впрочем, как и всегда…
Все эти люди, чьи имена были перечислены, начиная от режиссера, которая также поработала на площадке, и завершая незаметными героями закулисья, трудились для того, чтобы зрители на какое-
то время оторвались от суеты и текучки буден, погрузившись в прекрасный мир древних преданий, и насладились не только текстом, музыкой и замечательным видеоконтентом, но и творением рук тех, кто дает жизнь кукле и наполняет ее своим дыханием даже в том случае, когда она из металла, а рост ее достигает двух с половиной метров… Всех с премьерой! Вы сделали это, друзья!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 10-09-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 154     Номер: 64(13808)     Версия для печати

13 сентября 2024 г. №65(13809)


«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.