Пленэр на реке Лемезе
Живопись на пленэре – это прежде всего опыт: выйти из дома на природу и задействовать свои чувства.
Уорик ГОЛДСУЭЙН
Уорик ГОЛДСУЭЙН
В творчестве почти каждого художника случаются периоды, когда приходит внутренняя потребность смены привычного уклада жизни, перемены на какое-то время обстановки. Так было всегда в художественной практике. Видимо, работы только в мастерской становится недостаточно. Необходимы свежие впечатления, новые знакомства, новая обстановка – новая среда. Как правило, все это с избытком решается на пленэре. Именно здесь, находясь на природе, отдыхает или, как сейчас говорят, перезагружается человек. Вот такое волшебство случилось и в нынешнем году.
Стало доброй традицией каждое лето проводить Всероссийский пленэр летней творческой мастерской «Арт-товарищ» на территории Башкирии, которая славится своей богатой и разнообразной природой. При содействии Республиканского учебно–методического центра по образованию Министерства культуры Республики Башкортостан, а также регионального отделения ВТОО «Союз художников России» с 5 по 17 июля был организован пленэр в селе Нижние Лемезы Иглинского района Башкирии, расположенном на правом берегу реки Лемезы.
Необходимо сказать, что идейным вдохновителем и организатором пленэра уже много лет бессменно остается человек влюбленный в изобразительное искусство, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ и Башкортостана Юрий Николаевич Григорьев (увы, в сентябре Юрия Николаевича не стало…). Во многом его стараниями на пленэре собирались единомышленники, люди, увлеченные искусством, которых объединяет еще и профессия педагога. В основе своей - это преподаватели детских художественных школ, студий, училищ.
Надо заметить, что для каждого пленэра всегда удачно подбирается место проведения практики. Учитывается буквально все: проживание, питание, возможность однодневного выезда в другой район или село и, конечно, само место дислокации художников. Работая почти две недели в одном уголке региона, необходимо, чтобы ландшафт данного пространства был максимально разно-
образным, интересным для живописного и графического изображения.
Село Нижние Лемезы замечательно подошло для этих целей. Живописно текущая Лемеза с потрясающей красоты берегами, огромными тополями вдоль реки и приютившимися рядом деревенскими домами. Здесь все сложилось, и плюс ко всему необходимые коммуникации были в шаговой доступности.
В программу летней художественной практики обязательно входят мастер-классы по различным темам и материалам. Для этого приглашаются более опытные художники, способные на практике продемонстрировать владение тем или иным материалом либо прочитать лекцию по конкретной теме. После первых дней выездных занятий устраивается рабочий просмотр, где выставком проводит консультации и дает авторам индивидуально конкретные рекомендации по дальнейшей деятельности на пленэре. Это очень важно. Собираются художники с разным, иногда не очень сильным уровнем подготовки, которым слово поддержки и конструктивной критики необходимо для дальнейшего саморазвития. В этом смысле пленэр становится определенной школой для повышения квалификации в профессии, а затем участникам выдается соответствующее удостоверение. Конечно, постоянное общение между коллегами дополнительно обогащает и привносит определенный шарм. Появляются новые друзья, с которыми вне пленэра участники, возможно, и не встретились бы. География съехавшихся в Нижние Лемезы была обширна. Это и представители Москвы, Кирова, Магнитогорска, Оренбурга, Орска, Уфы, а также менее масштабных населенных пунктов и городов Башкортостана. Каждый художник приезжает на пленэр со своими задачами и планами. Собираются живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства и даже ювелиры. Всех их объединяет любовь к природе, желание поработать под открытым небом, напитаться новыми впечатлениями и, конечно, получить дополнительные знания.
Пленэрная практика необходима художнику. У нее нет минусов. Известно, что, творя на природе, художник обогащает свою палитру новыми цветовыми сочетаниями, новыми колористическими находками. Ведь только на натуре, работая над пейзажем, стараешься писать, передавая состояние дня, погоды… Нигде более этому не научишься. В живописной практике вырабатываются новые технические приемы владения кистью или мастихином. К этому побуждает сама натура, ее разнообразие и непредсказуемость. Когда часто меняются оттенки дня или вечера, скажем, на закате солнца – ты учишься писать быстро, подчеркивая только главное. Пленэрная живопись приучает жестче работать с композицией, решать глубину пространства, правильно расставлять акценты (это часть задач, связанных с построением) и подчеркивать центр. Без этого этюд не получится. При ландшафтном разнообразии и многообразии неопытному живописцу легко растеряться, выбирая, что именно надо изобразить, а без чего можно и обойтись. Своим неисчерпаемым количеством завораживающих деталей природа привлекает всех художников, но особенно графиков. Впрочем, на нынешнем пленэре собрались люди разных пристрастий в изобразительном искусстве. Всего 27 человек. Половина из них графики. Кто-то приехал с пастелью, кто-то привез акварель, были и те, кто использовал другие графические материалы. Каждый нашел для себя необходимый мотив или объект для творческого воплощения.
Атмосфера на протяжении всего пленэра стояла дружеская и рабочая. Никого не надо было заставлять рисовать. Все решалось само. Всеобщая увлеченность любимым делом сплачивала. С любой творческой проблемой всегда можно обратиться к коллеге, вместе обсудить вопрос и получить грамотный совет или помощь. В итоге это сказывается на результате.
…Отдельной страничкой пленэра стали портреты. Героями их выступили местные жители. Некоторые облачились в национальные костюмы и пригласили художников к себе домой. Вообще любой желающий позировать мог попасть в число «натурщиков». Были и детские портреты. Рисовать, а тем более писать человека не так просто, но каждый мог попробовать свои силы на этом поприще.
После двенадцатидневного творческого труда, как правило, проходит выставком, на котором подводятся итоги и отбираются работы для экспозиции, которая традиционно располагается в населенном пункте, где проходил пленэр. В зале Дома культуры села Нижние Лемезы в присутствии местных жителей и администрации Иглинского района была торжественно открыта выставка живописных и графических работ участников пленэра. Каждый художник, по условию организаторов пленэра, подарил Иглинскому району по одной работе.
Пленэрное творчество невозможно переоценить. Для каждого художника это попытка найти что-то новое в своем творчестве, в ремесле, открыть то, чего раньше не знал или чувствовал лишь интуитивно. Результаты работы на открытом воздухе, наработки, сделанные за этот небольшой срок, пригодятся в дальнейшем. Уже в мастерской, переосмыслив накопленный в поездке опыт, художник будет создавать более серьезные, более масштабные работы – в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и представлять их на крупных художественных выставках. Весь этот опыт пригодится и на педагогической ниве. Учителю, благодаря пленэру, будет легче передать свои знания и навыки детям и прививать им любовь к изобразительному искусству и родному краю.
Ринат ШАРАФУТДИНОВ,
член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области, старший преподаватель кафедры архитектуры и изобразительного искусства ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И.Носова.
Фото Валерия ШИРОКОВА.
член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области, старший преподаватель кафедры архитектуры и изобразительного искусства ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И.Носова.
Фото Валерия ШИРОКОВА.
10-09-2024 (0) Просмотров: 86 Номер: 64(13808) Версия для печати