Он стоял у истоков искусства сценографии в Уфе
Сергей Никандров за работой.
В 2020 году потомственная уфимка Наталья Александровна Латышева, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, преподававшая 55 лет в Уфимском училище искусств и сама виртуозный фортепианный исполнитель, передала в дар Мемориальному дому-музею Аксакова уникальную акварель середины 1930-х годов с изображением одного из знаменитых уфимских домов Елены Поносовой-Молло, написанную художником Сергеем Никандровым (1898-1944).
Елена Александровна Поносова-Молло, в девичестве Словохотова (кстати, в настоящее время в нашем городе проживает внук ее родного брата Константина Александровича - уфимский книгоиздатель Андрей Александрович Словохотов), - бедная уфимская дворяночка в двадцать один год, в 1894-м, выходит замуж за пожилого богатого купца, почетного гражданина Уфы Василия Епифановича Поносова. После его смерти (1900 год) она вторично выходит замуж в 1907-м за турецкого подданного Сомона Ильича Молло. В каждом браке родилось по два сына, но занималась ими только бабушка Вера Александровна Словохотова. В 1909 году Елена Александровна покупает в рассрочку у купца Семена Степановича Манаева особняк по адресу: Александровская, 4. Историю эту обстоятельно рассказал в свое время наш известный краевед Анатолий Чечуха.
…Сегодня имя автора акварели - уфимского художника-сценографа Сергея Ивановича Никандрова известно разве что нескольким узким специалистам. Перед революцией он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а уже с 1919-го начал оформлять популярные в то время массовые революционные представления в клубах Уфы и Показательном татаро-башкирском театре.
В Сети размещены воспоминания современника Никандрова - художника-декоратора Николая Алексеевича Блинова (1908-1984), опубликованные его внучкой, где рассказывается о театральной жизни Уфы в первые послереволюционные десятилетия, когда амбиции молодых, самоуверенных комсомольцев часто не соответствовали их профессионализму. К примеру, окончивший школу Евгений Вениаминович Червяков (1899-1942) познавал в 1918-м театральные азы в уфимской студии, затем в Государственном техникуме кинематографии в Москве, а с 1927 года работал актером, сценаристом и режиссером Уфимского театра…
Другое воспоминание, в том числе связанное с художником Сергеем Никандровым, дополняет картину театральной жизни Уфы того времени: «После школы, где я оформлял декорации, меня призвали в Дом комсомола работать художником в «Траме» (речь о самодеятельном театре рабочей молодежи, дававшем агитационно-политические спектакли в «пользу революции», где рабочие после трудового дня выступали вечером на сцене, представления часто проходили в закрытых церквях. Первый ТРАМ открылся в ноябре 1925 года в Ленинграде, и вскоре трамовское движение охватило всю страну. При поддержке ЦК ВЛКСМ была создана советская система театров-студий. Уже в 1929 году на съезде было представлено 60 театральных студий. В ТРАМ в первую очередь принимали комсомольцев или партийцев со стажем работы от 2 лет и возрастом от 16 до 23 – Г.И.). «В ТРАМЕ, – вспоминает Николай Блинов, – я проработал 4 года, до его расформирования. Коллектив был молод. Режиссеры с задором. Что только они ни творили на сцене, как только ни вывертывали все по-своему, особенно классику. Некрашеные фанерные павильоны в пьесах Островского или, наоборот, много декораций, часть их строили в зрительном зале… Вот тогда был ТРАМ, как трам-тарарам! Например, вся сцена была в блестящей жести, - пол и все доверху было обито мятой жестью. Крик, шум! Игра большей частью проходила в зрительном зале. Свет фонарей не стоял на месте, - водили лучами по всему помещению. Невероятный блеск от жести и прожекторов ослеплял зрителя. Вдобавок ко всему – крик! Так нужно было играть. Зритель, оглушенный и ослепленный, выходил из театра очумелый, но, видимо, довольный. В основном зритель был того же возраста, что и актеры, ему все нравилось, и он снова приходил на спектакли. Дом комсомола вел всю работу, что было необходимо в то время на злобу дня, проводились мероприятия, были вечера, посвященные революционным датам и праздникам.
Начал я работу с оформления спектакля Н.И.Львова «Плавятся дни». Сначала режиссер Королев прочитал нам лекцию об историческом материализме как основе нашего творчества. Так как я впервые работал на большой сцене, оформление спектакля было выполнено совместно с Сергеем Ивановичем Никандровым. Он работал главным художником в Башкирско-русском театре Уфы в Доме Аксакова… С ним я был знаком давно, с начала учебы в техникуме, ходили к нему на практику в театр и много смотрели спектаклей… Театры ТРАМа ликвидировали по всему Союзу в 1935 году».
…С 1922 по 1942 год Сергей Никандров служит ведущим художником в Башкирском театре драмы. В 1919 году постановкой пьесы Мухаметши Бурангулова «Ашкадар» состоялось открытие 1-го Башкирского государственного театра в Стерлитамаке. В 1922-м коллектив театра был переведен в Уфу, объединился с татарской труппой Уфимского государственного показательного театра и стал называться Башкирским государственным театром драмы. С 1935 года он получает звание академического. В те годы Сергей Иванович оформляет знаменитый фольклорно-этнографический спектакль по пьесе основоположника башкирской драматургии Мухаметши Бурангулова (1888-1966) - «Башкирская свадьба», историю о башкирских Ромео и Джульетте…
Сергея Никандрова по праву можно назвать старейшим представителем башкирской (уфимской) сценографии. По воспоминаниям, он всегда помогал молодым, начинающим театральным художникам, щедро делился с ними своим огромным опытом. Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури опубликовал в интернете список своих художников за 1919-2001 годы. В ряду известных театральных художников Р.М.Ибатуллина, Г.Ш.Имашевой, М.Н.Арсланова имя С.И.Никандрова стоит первым.
На сайте «Театральные архивы России и русского зарубежья. Именной указатель» указано, что «за свою творческую жизнь, с 1919 года, Никандров оформил более 100 спектаклей в Башкирском театре драмы и Башкирском передвижном театре. В постановках на исторические темы сценограф использовал предметы национального быта; на революционную – приемы конструктивизма и плакатно-схематические образы; в постановках классического репертуара - традиционные изобразительные принципы театрально-декоративного искусства. Со второй половины 1930-х годов Никандров заведовал технической частью БАДТ, работая над инженерно-конструктивным решением оформления спектаклей. Сотрудничал с Русским драматическим театром. С 1920-х годов – участник выставок. Его работы находятся в музее БАТД».
Александра Еварестова.
…О личной жизни Сергея Ивановича известно очень мало. Он был женат на Александре Евграфовне Еварестовой (1890-1886), дочери знаменитого уфимского протоиерея, которая была старше мужа на 8 лет. Сохранились воспоминания многих старожилов города, на протяжении десятилетий бывавших в ее гостеприимном доме, где всегда звучала музыка, собирались за чашкой чая со скромным угощением интересные люди и в сложные предвоенные и послевоенные годы согревались душой и получали поддержку. «В 1919-м работники НКВД дежурили, следили за домом и его обитателями, - вспоминала рассказы своей бабушки Наталья Латышева. - Стояли лютые морозы. Анна Евграфовна жалела их, глядя из окон дома, и, не выдержав их мучений, выносила стакан кипятка и кусок пирога своим, в общем-то, палачам…» В этом гостеприимном, теплом доме обрел свою семью художник Сергей Иванович Никандров. По воспоминаниям Натальи Александровны, внучки Александры Евграфовны Еварестовой-Евладовой, дети (а это был ее отец Александр, 1915 года рождения, и тетя Анна, появившаяся на свет в 1912-м) обожали отчима за доброту и чуткость, поэтому не случайно место его захоронения было выбрано многочисленными членами семьи Еварестовых и их друзьями на Сергиевском кладбище близ дорогой могилы их матери и бабушки Анны Васильевны Еварестовой, супруги священника. Умер художник достаточно рано - в возрасте 46 лет, в 1944-м. Семья не помнит, чтобы его призывали на фронт, - как опытный сценограф он был нужен Уфе. Можно предположить, что Сергей Иванович скончался от перенапряжения (помимо общественной и преподавательской деятельности он оформлял по четыре-пять спектаклей в год) на фоне недоедания и охлаждения, потому что в военное время большие помещения практически не отапливались, - зрители сидели в зале в теплой верхней одежде.
Дом семьи Еварестовых, ранее известный как дом протоиерея Воскресенского кафедрального собора Евграфа Еварестова, по адресу: Карла Маркса, 5, находился практически напротив особняка Поносовой – Молло. Возможно, что акварель была сделана из окон этого дома в редкие часы отдохновения и в атмосфере семейной любви…
Акварель наклеена на серое картонное паспарту того же времени. Размер ее – 25,5 х 31,5 см. Размер паспарту – 29 х 36 см.
В 1919 году в доме Поносовой-Молло располагался штаб 25-й стрелковой дивизии Василия Ивановича Чапаева. До середины 1930-х здесь находился Музей Октябрьской революции, позже – Дом ученых и Башкирский филиал Академии наук СССР. Ныне в этом красивом здании расположен Музей археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН.
Галина ИВАНОВА,
старший научный сотрудник, хранитель Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото предоставлены автором.
старший научный сотрудник, хранитель Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото предоставлены автором.
25-10-2024 (0) Просмотров: 46 Номер: 75(13819) Версия для печати