«Верёвочный мостик» между прошлым и будущим
Еще в октябре в ZAMAN MUSEUM открылась выставка «Веревочный мостик». Она посвящена переплетениям между прошлым и настоящим, сохранению памяти о родных с помощью художественной интерпретации их наследия. А еще – связям между работами авторов разных поколений: фотохудожника середины XX века Марата Исламгулова и молодой художницы Сании Саженской.
Марат Исламгулов начал снимать в середине 1940-х годов, но его талант фотохудожника остался нераскрытым для широкой публики. В экспозицию вошли его работы с конца 40-х до начала 60-х. Многие свои снимки Марат Исламгулов дарил друзьям, знакомым и родственникам, поэтому большую часть представленных фотографий удалось восстановить благодаря чудом уцелевшим пленкам – их нашли в 2016 году в дореволюционном доме в Уфе (улица Свердлова, 88) накануне сноса.
На фотографиях Марата Исламгулова можно увидеть живые эмоции, что не совсем типично для семейных архивов 40-60-х годов ХХ в., ведь мы привыкли к постановочным студийным снимкам. Благодаря этим фото можно представить себе быт, досуг и традиции людей той эпохи, а также понять, как выглядела в те поры Республика Башкортостан – например, шихан Торатау. На фотографиях Марата Исламгулова можно увидеть не только города советского Башкортостана, но и разные поколения – глубоко религиозных людей, родившихся еще в XIX веке, и молодежь с научным мышлением, которая подписывала фото и письма не «сложными» тюркскими именами, а более простыми русскими.
Эти фотографии дополнены в экспозиции записями жены Марата, Лины Гарифуллиной, которая вела дневники с описанием их жизни и рисовала в своих тетрадях в 1949-1954 годах.
В выставку «Веревочный мостик» также вошли восемь работ современной художницы Сании Саженской в смешанной технике, в том числе – инсталляция и видео. В своих работах она исследует процесс миграции, тюркскую и мусульманскую идентичность и семейные связи. Неприкаянность, кочевничество, поиск дома внутри себя через обращение к истории своего рода и семейных связей – вот темы, которые красной нитью проходят через все ее работы. Героями работ Сании становятся незаметные, маленькие люди: трудовые мигранты, бездомные. В качестве материала художница использует повседневные и оттого неприметные для взгляда горожанина материалы (промышленные трубы, баннерную сетку) и вышивку.
Экспозиция ищет рифмы (случайные и намеренные, прямые и неочевидные) между фотоработами, сделанными в середине прошлого века, и произведениями современной художницы. Так восстанавливаются и соединяются прошлое и будущее, протягивая между разными поколениями веревочный мостик.
***
В число участников проекта вошли:
Марат Исламгулов (1930-2016) родился в Стерлитамаке. Получил образование нефтяника, работал по специальности в Октябрьском, в конце 60-х – переехал в Уфу. Фотографией занимался с 14 лет, учился этому самостоятельно. Трудясь в тресте «Туймазабурнефть», получил возможность работать в фотолаборатории и перепробовал почти все отечественные марки фотоаппаратов. Подрабатывал фотографом не только в Башкортостане, кроме того снимал в разных уголках СССР (Казань, Крым, Москва и Московская область, Ульяновск, Новый Афон, Ташкент, Ленинабад).
Сания Саженская (год рождения 1997) появилась на свет в Ташкенте. Окончила художественный академический институт МГАХИ имени Василия Сурикова. Современный художник-монументалист, работающий с широким спектром практик: от масштабных арт-объектов до тотальных инсталляций. Участница групповых и персональных выставок, соавтор курса программы для подростков с опытом миграции «Ильхом» в музее современного искусства «Гараж». Главные темы исследований и художественного языка – визуальный и смысловой ландшафт современного города, миграция, культурное разнообразие. Художница использует скромные производственные и строительные материалы: строительные леса, пластиковые трубы, баннерную сетку, канаты. С помощью этого приема она обращает внимание зрителя на выразительность городского пространства, на истории, которые это пространство содержит.
Диана Хузина – дизайнер. Окончила УГАТУ, программы и курсы в БГПУ и УГНТУ. Работала веб-дизайнером, дизайнером интерьера, позже начала заниматься цифровым рисунком и создавать работы на заказ. С 2012 года исследует историю своего рода и составляет родословные на основе архивных источников. Живет и работает в Уфе.
Выставка в ZAMAN MUSEUM (ул. Мустая Карима, 6 к 1) работает по 8 декабря, вход свободный.
Проект «Веревочный мостик» создан в рамках грантовой программы «Замандаш» музея современного искусства ZAMAN для кураторов, художников, писателей и исследователей, проживающих на территории Башкортостана, Татарстана и Удмуртии, заинтересованных в развитии локальных художественных сред через выставочные и художественные проекты.
Андрей КОРОЛЕВ,
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 1 Номер: 82(13826) Версия для печати