$ - 103.4305
€ - 109.0126

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Магия музыки, рождённой ветром



В Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова с размахом прошел IV Международный этнический фестиваль «Музыка, рожденная ветром», вызвав настоящий фейерверк эмоций.
Это было мощно, ярко, зажигательно! Ведь «Музыка, рожденная ветром» – настоящий праздник во славу этнической музыки, главным героем которого по праву считается символ башкирского народа – КУРАЙ. Фестиваль стал одним из ярких брендов культурной жизни не только нашей республики, но и России. В четвертый раз курай собрал друзей и своих музыкальных «собратьев» с мировым именем.
Ныне музыку, рожденную ветром, представили известные музыканты-мультиинструменталисты и коллективы, зарекомендовавшие себя по всей планете.
Неизменной музыкальной основой проекта выступает коллектив, который заслуженно считается этнобрендом нашего края: Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, известный среди широкого зрителя как НОНИ. Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист Башкортостана Ринат Мухаметзянов. Он же – арт-директор фестиваля (на правом фото).
Зачин проекту дали хозяева фестиваля: зрители стали свидетелями таинства превращения тростника курая в музыкальный инструмент прямо на сцене. Народный артист Башкортостана Артур Гайсаров на таком, на глазах созданном курае в сопровождении оркестра исполнил знаковую народную мелодию «Урал», ставшую негласным гимном башкирского народа. Ансамбль кураистов НОНИ исполнил патриотическую композицию «Северные амуры» Урала Мухамедьярова, а заслуженный артист республики Ильнур Хайруллин – две собственные композиции – «Воспоминания о детстве», а также «Мирас», произведение, посвященное сыну.
Давний друг оркестра – мультиинструменталист, композитор, саунд-продюсер Марат Татурас подготовил для зрителей сюрприз: три премьеры, в одной из которых – «Любовь и свобода» – музыкант впервые исполнил рэп. Второй частью «рояля в кустах» стали два секретных гостя, с которыми были представлены интересные коллаборации. Первая леди Икс – солистка этногруппы «Юрта», лауреат международных конкурсов Сабина Кучаева. В команде с ней, кураистом Артуром Гайсаровым и гостем из Казани – варганистом Ильдаром Гимадиевым довольно эффектно и в чем-то даже таинственно прозвучал современный вариант башкирской народной песни «Сатин». Вторым «секретником» стал солист оркестра Теодора Курентзиса, музыкант с титулом «лучшая труба России» Алексей Никишин, вместе с которым Марат решил… «дать джазу». Прозвучала новая композиция в сложном для оркестра музыкальном размере – 7/16, но коллектив справился с ней на ура!
«НОНИ – моя душа, в нем все самое ценное для меня, преклоняюсь перед этим коллективом! Уже не первый год мы совместно исполняем мои авторские композиции, этому я очень рад! Как рад вообще проведению такого потрясающего фестиваля!» – поделился с нами Татурас. Надо отметить, что Марат настолько был вдохновлен участием в этом фестивале, что основательно подготовился к каждому номеру – менял головные уборы от парика «а ля Боб Марли» до шляпы и тюбетейки.
Обладатель специального приза мирового конкурса «Хомусист-виртуоз мира» в номинации «Лучшая современная игра на кубызе (варгане)», сертифицированный звуко- и варгано-терапевт, мастер авторских варганов Ильдар Гимадиев удивил диапазоном своих страстей – от драйвовой роковой композиции «Танцы природы» совместно с оркестром, которая была встречена бурными овациями, до философских музыкальных эссе на глюкофоне Dzen Drum (более известном уфимской публике как фимбо) и кубызе. Как рассказал музыкант, он узнал о НОНИ два года назад на одном из фестивалей:
«Меня потрясло такое количество интересных этнических инструментов, которые божественно сливаются в едином звучании. Мечтал выступить с ними и был безмерно рад неожиданному для меня приглашению участвовать с оркестром на таком замечательном форуме, как «Музыка, рожденная ветром», и даже счел это за честь! Благодарю за приглашение, очень понравилась организация феста!»
Зрителей первого дня фестиваля покорили своим искусством два уфимских коллектива, которые даровали незабываемые впечатления. Это популярная этногруппа «Йатаган», в нынешнем году отмечающая свое десятилетие, и шоу барабанщиков Rafstyle, чье появление на сцене – всегда праздник, феерия энергии и драйва!
…Второй день «Музыки, рожденной ветром» приготовил для уфимской публики просто бомбические эмоции. Открылся концерт композицией «Легенды степей» Шауры Сагитовой в исполнении Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.

«Цель фестиваля – популяризация этнической музыки, расширение творческих связей оркестра. Сейчас этническое направление стало очень популярным, появляется немало новых интересных групп и музыкантов, которые играют на этнических духовых инструментах. С ними налаживаем связь, создаем новые проекты, тем самым приобретая творческий опыт и открывая новые горизонты. Отбор участников фестиваля – процесс кропотливый. В течение полугода на различных видео-­хостингах и музыкальных платформах знакомлюсь с творчеством музыкантов, работающих в стиле этники. Музыкантов, выступление которых берет за душу, приглашаю на наш фестиваль», – рассказал руководитель оркестра Ринат Мухаметзянов.
По традиции именно курай задал тон и настроение фестивалю. Ансамбль кураистов Национального оркестра народных инструментов представил бравурную башкирскую народную мелодию «Марш на Казань».
Выступление лауреата международных конкурсов Вячеслава Змеу из Молдавии, единственного профессионального в России исполнителя на панфлейте (она же – флейта Пана, она же – най), оставило глубокие впечатления. В сопровождении оркестра он представил четыре любопытные композиции: молдавскую «Хора о любви», цыганскую «Хора стаккато», пополнив тем самым репертуар оркестра новыми национальными мелодиями. Музыкальный шедевр немецкого композитора Джеймса Ласта «Одинокий пастух» и популярный романс «Соловей» Алябьева в перекличке с классической флейтой вызвали бурю зрительского восторга – публика воодушевленно откликалась на каждый пассаж аплодисментами и выкриками «Браво!».
– Второй раз выступаю в Башкирской государственной филармонии. Первый раз представлял программу в Малом зале в рамках проекта с органом. Но с Национальным оркестром народных инструментов выступаю впервые. Маэстро – потрясающий, руководит оркестром очень профессионально! Так как я буквально врываюсь на ваш фестиваль «с корабля на бал», а потом тут же «на корабль», то была всего одна получасовая репетиция. Но мы сыгрались сразу же, будто репетировали несколько дней! Сотрудничество получилось очень интересным. Надеюсь, оно будет не последним. Возникли идеи сделать совместную большую программу, – поделился Вячеслав Змеу.
Фурор вызвало выступление культового ансамбля из Тывы с мировым именем «Хуун-Хуур-Ту». Музыка коллектива – уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора и традиции горлового пения.
Солист группы, исполнитель традиционного тувинского горлового пения Радик Тюлюш рассказал, что музыканты приготовили для уфимского зрителя тувинские народные мелодии в авторской аранжировке. «Наша музыка уникальна сама по себе. Мы бережно доносим до современного зрителя то, что передали нам предки, пытаемся показать это в лучшем виде и сделать вечным. Башкирскую музыку мы знаем. Интересно было ближе познакомиться с башкирским национальным инструментом – кураем, который очень сильно развивается у вас в республике. В Тыве есть похожий инструмент. Хотим отметить, что в НОНИ очень мощные музыканты!» – поделился Радик Тюлюш.
Безусловно, зритель ждал гостей из Тывы!

Все музыкальные истории оригинально «рассказаны» музыкантами: низкий глубокий хоомей – тувинское искусство горлового пения, где исполнитель извлекает сразу несколько нот одновременно, образуя своеобразное многоголосное соло, – словно накрыл всех присутствующих необыкновенной силой воздействия и даже шаманством.
О чем поют тувинцы? О зове предков, красивейшей природе, которая отличается разнообразием ландшафтов, о любви к родине, к женщине... По признанию музыкантов, не всегда свою любовь можно выразить словами – так возник стиль горлового пения сыгыт, где на фоне низкого гортанного звука исполняется звонкая трель в самом высоком регистре, напоминающая игру флейты или свист.
Музыканты, используя разные стили горлового пения, доносили залу рассказ о своем верном друге коне, имитируя его ход. Песнь о неразделенной любви бедного пастуха к красивейшей девушке всех времен (к слову, песня родом из XV-XVI веков) была очень аллегорична. В ней бедный юноша, понимая безысходность своего положения, мечтал стать орлом, чтобы летать над своей любимой, при этом звучал отчаянный крик царя птиц...
А мечта народа создать единое государство и прийти к всеобщему объединению и колыбельная о сакральных местах – Мать-река, верховье Енисея, откуда вышли все тувинцы… Эта композиция очаровала зал звуками природы – ведь невероятно правдоподобно щебетали птицы, выли волки, доносился свист ветра...
Песни лились бескрайние, неторопливые... поэтому очень удивила концовка музыкального сета «Хуун хуур ту» – довольно динамичная композиция с интригующим названием «А-Шу-Де-Ке-Йо», которая оказалась... признанием в любви к девушке. «Когда бываю рядом с тобой, не замечаю, как на небе исчезает созвездие Большой Медведицы, и небо становится лазоревым...» Согласитесь, красиво!
Наша публика не отпускала коллектив, устроив десятиминутные овации. Тувинцы поблагодарили Уфу за теплый прием и признались, что в дальнейшем готовы поработать совместно. И пожелали фестивалю процветания и полных залов!
Своими впечатлениями зрители делились не только на концерте, но и в группах филармонии в социальных сетях:
«Шоу барабанщиков, кураисты и каждый исполнитель НОНИ отработали выше всяких похвал. Отдельное «Браво!» художественному руководителю и дирижеру Ринату Мухаметзянову. Порадовало волшебное звучание флейты Пана в исполнении Вячеслава Змеу. Выступление тувинского ансамбля просто потрясло. Простейшие музыкальные инструменты в руках талантливых исполнителей рождали сказочные мотивы. Не ожидали, что горловое пение настолько многогранно. Спасибо за фейерверк положительных эмоций!»
«Вячеслава Змеу мы слушали в Санкт-Петербурге, но с НОНИ его най звучал в разы лучше!»
«Это был большой праздник, который помог приоткрыть завесу столь магической этнической музыки. Шоу барабанов, сольные номера кураистов, самобытное звучание тувинского коллектива – все было очень запоминающим…»
«Музыка чувств!»
…Четвертый Международный этнический фестиваль «Музыка, рожденная ветром» уже стал историей, канул в музыкальную Лету нашего края.
Напоминаем, что следующий фестиваль пройдет под знаком маленького юбилея. Конечно же, нам бы хотелось, чтобы он был особенным!
Ждем вас на Пятом Международном этническом фестивале «Музыка, рожденная ветром»! До новых встреч, друзья!
Напомним, что первый фестиваль состоялся после масштабного проекта «Курай. Музыка, рожденная ветром». С ним в 2016-2017 годах Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан объездил города Урала, Поволжья и центральных регионов России, завершив концертный тур великолепным выступлением в Москве. За эти годы в фестивале участвовали музыканты из Монголии, Ирана, Узбекистана, Казахстана, Молдовы, России.
Оксана ИВАНОВА.
Фото Ляйсан МИННЕХАНОВОЙ.

Дата создание новости 10-12-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 186     Номер: 86(13830)     Версия для печати

13 декабря 2024 г. №87(13831)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.