Нет в Башкирии театра, о котором бы он не писал…
Строки эти посвящаются 90-летию со дня рождения Суюндука Сахеевича Саитова, известного театрального критика, театроведа, публициста, заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, члена Союза журналистов, Союза театральных деятелей республики…
…Я приехала в Уфу в 1960 году вслед за мужем, по месту его институтского распределения. После окончания Ленинградского университета успела поработать в районной газете Воронежской области. Меньше чем за год моя карьера там скакнула от литсотрудника сельхозотдела до завотделом писем и массовой работы с рабселькорами. Ничего удивительного, если учесть, что, кроме меня, высшее образование было только у ответственного секретаря.
Считая себя достаточно умудренной журналистским опытом, смело двинулась на улицу Карла Маркса, 25 – в редакцию главной газеты республики «Советская Башкирия». Оказалось, что меня могли бы взять на работу лишь разъездным корреспондентом. А это значит, двадцать дней в месяц – командировки в районы. К тому же без знания башкирского или татарского языка за это лучше не браться, сказал редактор. Я согласилась на предложение поработать пока внештатно, а там… «видно будет».
Направили меня в отдел информации, который возглавляла Эсфирь Исааковна Волович. Даже по молодости своей я сразу почувствовала уникальность ее личности: журналист старой закалки, с большим опытом, безупречно грамотная, интеллигентная, необыкновенной эрудиции и добрейшей души. Она определила моим куратором Славу Саитова, литсотрудника отдела, выпускника факультета журналистики Московского университета, красивого, обаятельного молодого человека.
Вообще, время было какое-то светлое, радостное. То ли от хрущевской оттепели, то ли оттого, что были молоды и полны надежд и планов.
Узнав, что я увлекалась спортом, имею второй разряд по спортивной гимнастике, занималась фехтованием, Слава «посадил» меня на физкультурную тематику. Первое задание – подготовить статью о том, почему в Уфе слабо развиваются такие виды спорта, как плавание, гребля, нет ни бассейна, ни водной станции… В Республиканском комитете физкультуры и спорта меня встретили как-то уж очень весело, на серьезную волну перевести разговор никак не удавалось. На все мои вопросы был один ответ: «Зато у нас мотогонщики сильные, один Габдрахман Кадыров чего стоит!» Наконец, перелом в беседе наступил, проблем оказалось много. Так родилась моя первая публикация (критическая!) в «Советской Башкирии» - «Где в Уфе можно научиться грести и плавать?».
Как-то, принимая у меня очередной материал, Слава сказал:
- Пишете вы хорошо, грамотно, гладко, но… скучно! Вас так учили в Ленинградском университете?
Даже через столько лет почти физически чувствую, как покраснела. Настолько меня это задело… Ведь в районке, наоборот, меня хвалили за живость стиля: я часто использовала прямую речь, пейзажные зарисовки… Обиделась, но задумалась. Стала искать какие-то иные формы подачи заметок. Урок усвоила на всю жизнь. До сих пор не то что солидный материал, а даже небольшую информацию не могу написать, не придумав какой-то сценарный ход, зачин, концовку. Или заголовок должна обыграть. Одним словом, нужна «печка», от которой можно было бы плясать. Спасибо Славе! Но пора открыть карты. Мой первый наставник по журналистике не кто иной, как позже известный театральный критик, публицист Суюндук Сахеевич Саитов.
Вскоре я стала работать в многотиражке, и встречи были случайными, но всегда радостными. Наши пути пересекались в театрах, на улице. Видела на экране ТВ - он вел интереснейшие передачи «Час – театру», «Театральный меридиан».
В начале 90-х я работала литературным редактором газеты «Экономика и мы». Она была популярна у читателей и привлекла много хороших журналистов, искусствоведов, театроведов. Многие сотрудничали внештатно, в том числе и Суюндук Сахеевич Саитов, теперь маститый, авторитетный театральный критик. (Славой уже никак не назовешь!) Все материалы проходили через меня как литературного редактора. И я даже осмеливалась порой смягчать его ярко метафорический стиль. Сначала публиковались отдельные материалы, потом мы решили выпускать театральный разворот, вестник Союза театральных деятелей. Придумали немудреное название – «Третий звонок».
Поражала саитовская эрудиция, творческая всеядность и невероятная трудоспособность. Он писал об актерах Башкирского академического, о Сибайском театре, танцовщиках ансамбля Гаскарова, о солистах оперы и балета…
Часто встречались, когда я стала работать в БГАТОиБ. Суюндук Сахеевич не пропускал премьер ни оперных, ни балетных. Иногда для его исследований нужны были какие-то архивные материалы, мы с удовольствием помогали. Он приветствовал издание театрального журнала «Аксаковский дом», и в номере, посвященном Зайтуне Агзамовне Насретдиновой, была опубликована его блистательная статья «Королевский балет Зайтуны».
Спасибо фотохудожнику Антону Гутнику – он запечатлел нас в зрительном зале театра, когда отмечали юбилей Магафуры Галиулловны Салигаскаровой спектаклем «Кармен». Я подарила Саитову свою книгу «Гран-па башкирского балета», он мне – только что вышедшую солидную монографию «Гаскаров» с трогательным автографом.
В последние годы виделись редко, несколько раз в редакции «Рампы». Он уже недомогал, ему трудно было ходить, тем более подниматься по страшной лестнице полиграфкомбината на самую верхотуру.
…Когда пришла скорбная весть о его кончине, несколько дней понадобилось мне, чтобы собраться с силами и написать какие-то строчки в память о незаурядном, талантливом, душевном и добром человеке. 10 декабря исполнится 90 лет со дня рождения Суюндука Сахеевича Саитова.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Антона ГУТНИКА.
Фото Антона ГУТНИКА.
10-12-2024 (0) Просмотров: 50 Номер: 86(13830) Версия для печати