$ - 102.9979
€ - 108.3444

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«О, как могла понять так верно сердца муки!»



14 декабря исполнялось 110 лет со дня рождения Бану Валеевой, выдающейся башкирской певицы, педагога, народной артистки России и Башкортостана, одной из первых, кто начинал славу Башкирского государственного (ныне – академического) театра оперы и балета. Год, связанный с 450-летием Уфы, еще не завершен. И вспомнить имя Бану Нургалеевны в связи с этой и ее юбилейными датами весьма логично и говорит о том, что мы помним тех, кто составил славу нашего города.
Бану Валеева была добрым, красивым, талантливым человеком. Ее жизнь – словно прямой луч света, без зигзагов и поворотов, на виду у всех… Выпускница башкирской оперной студии при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, она всю свою жизнь служила вокальному искусству республики, сначала на сцене БГАТОиБ с первого дня его существования, потом на педагогическом поприще.
Помимо красивого, гибкого лирико-колоратурного сопрано Бану Валеева обладала ярким сценическим даром. Поэтому она не просто исполняла партии в операх русской и зарубежной классики, национальных композиторов, а проживала судьбы своих героинь, вызывая горячий отклик в сердцах слушателей. Шли не на оперу, а на Бану Валееву.
Она родилась в татарской деревушке Шамбулыхчи недалеко от Казани в простой семье, где умели не только честно трудиться, но и красиво отдыхать. Родители любили петь, отец виртуозно играл на мандолине. Девочка с ранних лет радовала умением выводить сложные мелодии узун-кюй, пленяла сельчан звонким, серебристым, гибким голосом. Никто и не удивился тому, что после школы Бану стала учиться в Казанском музыкальном техникуме. Судьба свела ее с замечательными музыкантами – Султаном Габяши и Газизом Альмухаметовым. Очарованные вокальным даром девушки, они убедили ее отправиться в Москву, поступить в башкирскую оперную студию при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Этому всячески способствовал и ее двоюродный брат Фахри Насретдинов, который впоследствии стал известным певцом, некогда его называли татарским Лемешевым.
Мне выпала честь дружить с замечательными женщинами, знаковыми личностями в истории Башкирского театра. В балете это Зайтуна Насретдинова, в опере – Магафура Салигаскарова и Бану Валеева…
Помню, мы встретились с Бану Нургалеевной накануне празднования 60-летия театра. Она любезно согласилась ответить на вопросы анкеты журнала «Аксаковский дом», выпускаемого БГАТОиБ, и пригласила к себе домой. Ее радушие, гостеприимство, так же как воспитанность, интеллигентность, умение вести беседу покорили меня в очередной раз. Вспоминая события далеких лет, певица как бы заново их переживала, одновременно наполняя новым смыслом, обусловленным богатым жизненным опытом. Как сейчас слышу ее голос, красивый и приятный не только в пении, взволнованные, искренние интонации, и мне хочется передать ее рассказ так, как тогда записала его:
«В конце июня 1938 года в Уфу приехали девять новоиспеченных певцов, в том числе и я. Мы – первые выпускники Московской государственной консерватории. Кажется, совсем недавно Екатерина Анатольевна Милькович спросила меня при прослушивании: «Что, деточка, споешь?» – «Татарскую народную песню», – робко ответила я. Мое пение понравилось, и я стала ученицей профессора Милькович, а она – моим любимым педагогом, наставником, другом.
И вот я – певица! Первое, что мы получили от театра, – бесплатный отдых на курорте Шафраново. Факт для меня судьбоносный, потому что там я познакомилась со своим будущим мужем Александром Михайловичем Егоровым, с которым прожили почти 40 лет. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

Из Москвы приехал Петр Михайлович Славинский, дирижер от Бога, я никогда таких больше не встречала. Он собирал музыкантов по всему городу: с радио, из кинотеатров, клубов – изо всех мест, где звучала музыка. С августа начал репетиции, сделал прекрасный оркестр. Познакомился с певцами, изучал наши голоса, возможности, потом репетировал. Петр Михайлович бесконечно уважал и любил певцов, никогда не допускал, чтобы оркестр заглушал голос. Он был нашим Пигмалионом.
А по всему городу уже были расклеены афиши на русском и башкирском языках, извещавшие, что оперой итальянского композитора Паизиелло «Прекрасная мельничиха» открывается оперный театр. Все стремились попасть на премьеру, хотя не каждый-то и знал, что такое опера. «Прекрасная мельничиха» – наш консерваторский дипломный спектакль, мы работали над ним в Москве два года, готовили сразу на двух языках: русском и башкирском.
Никогда не забуду 14 декабря 1938 года. В этот день я ступила на сцену театра, с этого момента я отсчитываю вехи своей творческой жизни. Удивительное совпадение, но это еще и день моего рождения!
Итак, я – Мельничиха. В спектакле участвовали мои коллеги-друзья – Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина… Как я счастлива, что дожила до 60-летия театра!
Джильда, Розина, Виолетта, Лакме, Чио-Чио-сан, Джульетта, Маргарита, Иоланта, Марфа, Амина, Айхылу… Трудно перечислить всех героинь, жизнь которых я проживала на сцене. Но коронной моей ролью была Виолетта из «Травиаты» Верди. Люди до сих пор помнят. На днях в супермаркете меня окликнула незнакомая женщина: «Вы Бану Валеева? Вы незабываемая наша Виолетта! Мы плакали, когда Вы пели…» Бывало, коллега Магафур Хисматуллин, не очень щедрый на комплименты, говаривал: «Как ты ведешь второй акт! Так трогательно, всю душу вкладываешь. Я сам артист, и то слезы подступают».
В 1953 году в Уфе целый месяц гастролировал Сергей Яковлевич Лемешев. Он пел Альфреда, я – Виолетту. Мы так подружились с ним! Он называл меня Банушечкой и говорил: «Сколько было у меня Виолетт, но ты самая хорошая, так тонко все чувствуешь». Вот, скажут, расхвасталась… Но что было, то было, слова из песни не выкинешь. Помню, на сцене Сергей Яковлевич так в роль войдет – по-настоящему целует. Моего мужа даже спрашивали: «Не ревнуешь?» Но тот все правильно понимал.
Своей виртуозностью привлекала партия Лакме из оперы Делиба, она позволяла показать диапазон моего сопрано, его колоратурные возможности. Одна из любимых – роль Амины из «Салавата Юлаева» Загира Исмагилова. В вокальном отношении очень трудная партия. Между прочим, чистое «си» нынешние певицы не берут, снизили на полтона. В этой опере и в «Царской невесте» Римского-Корсакова (партия Марфы) я пела во время декады башкирского искусства в Москве».
Почти три десятилетия выступала на сцене народная артистка России и Башкортостана Бану Валеева. Ее называли башкирской соловушкой-хандугас. С 1961 года Бану Нургалеевна преподавала в Уфимском училище искусств, с 1968 года – на вокальной кафедре института искусств, с 1993 года – профессор. Среди учеников народной артистки Башкортостана – Геннадий Родионов, Танзиля Узянбаева, Вадим Тирон, Олег Кильмухаметов, Салих Сулейманов, Флорида Исмагилова…
В родном селе Шамбулыхчи еще при жизни Бану Нургалеевны, в 1996 году, открыт музей ее и Фахри Насретдинова. Экспонаты постоянно пополняются, обновляются. И есть чем, потому что путь Бану Валеевой в оперном искусстве с самого начала складывался ярко, насыщенно, плодотворно. Внучка певицы Ангелина Абдеева поддерживает связь с музеем, с ее помощью пополняются экспозиции – письмами, фотографиями и другими документами. Драгоценные реликвии оживляют в сознании многочисленных поклонников образ артистки, и в памяти людей всплывают чувства, высказанные в апухтинских строчках:
О, как могла понять так верно
сердца муки
Она, красавица, беспечная на взгляд?
Откуда эти тающие звуки,
Что за душу хватают и щемят?
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.

Дата создание новости Вчера, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 11     Номер: 88(13832)     Версия для печати

17 декабря 2024 г. №88(13832)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.