$ - 102.9979
€ - 108.3444

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Кораблик в море музыки, звенящий голосами



Уже пятьдесят два года бороздит это небольшое судно под флагом с гордой надписью ССМК волны моря музыки… Экипаж у этого кораблика звонкоголосый, потому как ни в одном другом пароходстве вы не найдете столь юной команды, осваивающей все новые и новые пространства в океане (все-таки одного только моря для таких пытливых, мечтающих о славе первооткрывателей маловато…) мировой музыки. Порт приписки у этой шхуны – Уфа.
А расшифровывается хорошо знакомая в Башкирии аббревиатура ССМК – Средний специальный музыкальный колледж. Речь об одной из самых ярких кузниц творческих, а именно – музыкальных кадров нашей республики.
Впервые открывшая свои двери в сентябре далекого уже 1972 года, она продолжает оправдывать свое назначение и те усилия, которые приложил ради ее создания первый ректор Уфимского государственного института искусств Загир Гарипович Исмагилов. Достаточно сказать, что из стен этой уникальной школы вышло множество выпускников, со временем составивших славу Башкортостана. Впрочем, почему со временем? Капитан этого кораблика – директор ССМК, композитор, баянист, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кандидат искусствоведения Ришат Рафкатович Сагитов практически ежедневно выкладывает на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» новости об очередных заслугах и успехах членов юного экипажа возглавляемой им шхуны. Я внимательно слежу за этой «живой газетой» Ришата Сагитова, мысленно восхищаясь талантами питомцев ССМК. Буквально на днях появился новый пост, посвященный тому, что шестиклассница колледжа Изида Бигаева, занимающаяся по классу виолончели у выдающегося наставника – заслуженного работника культуры РБ Марка Данатовича Афанасьева, удостоена звания лауреата третьей премии на Международном конкурсе молодых музыкантов имени Дмитрия Кабалевского в Самаре, а четвероклассница Нелли Акбашева привезла с берегов Волги в родной колледж звание дипломанта этого состязания. Директор поздравляет девочек со столь значимой победой на очень престижном конкурсе и желает им удачи!
И так почти через день, а подчас и каждый день.
Но одно сообщение Ришата Рафкатовича взволновало меня особенно. Речь в нем идет о девочке, услышав игру которой однажды, я сразу же прониклась к ней горячей симпатией, стараясь теперь следить за ее выступлениями. Речь о студентке первого курса Среднего специального музыкального колледжа Виктории Волощук, занимающейся по классу домры у замечательного педагога Елены Викторовны Камаловой. Она стала лауреатом IX Международного музыкального конкурса юных исполнителей на народных инструментах имени Василия Андреева. На нем Виктория, выступив с концертмейстером Юлией Муслимовой, завоевала «серебро», став лауреатом второй премии.
«На сегодняшний день, – пишет Ришат Рафкатович в своем сообщении, – Виктория Волощук по праву входит в число лучших юных музыкантов-домристов России и на пути к тому, чтобы стать выдающейся домристкой, имеющей свой яркий индивидуальный стиль! В тандеме с прекрасным педагогом Еленой Камаловой Виктория постоянно идет по пути поиска новых форм и репертуара».
Я прочитала это и вспомнила также воспитанницу Елены Викторовны, домристку Ирину Куравину, на концерты которой в годы ее учебы в УГИИ я с радостью ходила, а открыла мне эту виртуозную домристку профессор-музыковед Светлана Михайловна Платонова, за что я ей весьма признательна… Теперь Ирина служит в оркестре муниципального ансамбля «Мирас».
Вообще на счету Виктории Волщук (на фото) уже огромное количество побед в конкурсах различного ранга.
Так вот, возвращаясь к конкурсу имени Василия Андреева, скажу, что он проходил в Санкт-Петербурге с 3 по 11 ноября. В нем приняли участие более 200 юных музыкантов из 24 регионов России. В четвертый раз это состязание собрало под своими знаменами на берегах Невы начинающих исполнителей на баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гуслях и гитаре. «Конкурс этот является ярким событием культурной жизни Петербурга, и победа в нем – заявка о себе в большом мире искусства и важный шаг навстречу большим профессиональным достижениям!» – отметил председатель жюри домристов выдающийся профессиональный исполнитель на домре и мандолине, профессор РАМ имени Гнесиных Вячеслав Круглов.
…Самое поразительное то, что примерно в этот же период, ну разве только чуточку раньше, Виктория Волощук участвовала в другом творческом состязании, в конкурсе, который проводил ее родной ССМК в Уфе. Речь о четвертом Всероссийском конкурсе инструментального исполнительства «Время талантов». Он состоялся в столице Башкортостана в сроки с 1 по 3 ноября. И в нем Виктория стала лауреатом первой премии. Воистину у этой девочки бойцовский характер и очень крепкая нервная система!
А теперь вернемся к конкурсу, о котором «Вечерняя Уфа» в ноябре рассказывала коротко, но не смогла вернуться к более подробному повествованию по причинам, не зависящим от автора сих строк.
Напомню, что конкурс, который ранее был региональным и пользовался большой востребованностью, в нынешнем году впервые получил статус всероссийского. И это, добавлю, одно из завоеваний нашего ССМК в числе его достижений 2024 года! Творческое это состязание проводится нашим колледжем и Республиканским учебно-методическим центром по образованию Министерства культуры Башкортостана. Конкурс для талантливых детей и подростков в возрасте от 7 до 18 (включительно) лет проходил на базе самого ССМК, ДМШ №1 имени Наримана Сабитова и УГИИ, предоставившего свой Шаляпинский зал для концерта открытия и завершающего состязания Гала.
Впрочем, точкой отсчета к этому рассказу должно служить упоминание о том, что с 2012 года в России осуществляется федеральный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации». И на основании данного проекта Правительством Башкортостана был учрежден аналогичный вариант – региональный проект «Творческие люди». В нем как раз были установлены региональные показатели. Одним из основных событий в рамках этого варианта и стал четвертый Всероссийский конкурс инструментального исполнительства «Время талантов». В нем приняли участие одаренные музыканты из Башкортостана, а также из других российских регионов – Пермского края, Оренбургской, Саратовской и Кировской областей, Набережных Челнов, Казани, Екатеринбурга, Магнитогорска, Саратова, Димитровграда, Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа…
В адрес отборочной комиссии конкурса было подано 211 заявок. Состязание, напомню, проходило в два этапа. Первый тур был отборочным, он состоялся в образовательных учреждениях до 20 сентября. А вот второй шел в очном формате, как раз с 1 по 3 ноября – на уфимских площадках, упомянутых выше.
Конкурсные прослушивания проходили для сольных исполнителей по номинациям и возрастным категориям:
Народные инструменты
- баян, аккордеон;
- домра, балалайка.
Духовые инструменты
- медные;
- деревянные.
Ударные инструменты.
Как уже рассказывала «Вечерка», 1 ноября конкурс открылся грандиозным концертом в Шаляпинском зале УГИИ. В нем участвовали лучшие силы Среднего специального музыкального колледжа, а также легендарный коллектив русских народных инструментов «Забава», ныне обретающийся под крылом муниципального ансамбля песни и танца «Мирас»; а также председатель жюри в номинации «Народные инструменты» (домра, балалайка) профессор кафедры гитары, домры и балалайки Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России, выдающийся музыкант, домрист, композитор, педагог Александр Андреевич Цыганков, отмечавший 1 ноября день рождения, что, безусловно, добавило всем, кому выпала честь открывать конкурс, особого огня и, скажем так, драйва. Атмосфера под сводами Шаляпинского зала царила невероятная. Сказать, что Александр Андреевич вместе с «Забавой» зажгли так, что у всех причастных к событию в эти мгновения душа переполнялась восторгом, значит, не сказать ничего. Это было феерично, потрясающе настолько, что по венам всех присутствующих словно пробежал пламень, поднимавший зал с мест и заставлявший людей бесконечно кричать «Браво!». Так что событие сие и сами музыканты, и слушатели, безусловно, запомнят на всю жизнь.
Добавлю, что в состав членов «высокого суда» по разным номинациям вошли известные музыканты из числа профессорско-преподавательского состава РАМ имени Гнесиных, Уральской Государственной консерватории имени Модеста Мусоргского, наших УГИИ имени Загира Исмагилова и ССМК. В частности, уже упомянутый профессор РАМ имени Гнесиных Александр Цыганков («Народные инструменты – домра, балалайка» – председатель жюри); профессор Уральской Государственной консерватории, народный артист России, обладатель серебряного диска «За выдающиеся заслуги в баянном искусстве» Виктор Романько («Народные инструменты – баян, аккордеон» – председатель жюри); профессор кафедры народных инструментов УГИИ, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, кавалер ордена Салавата Юлаева, выдающийся баянист Владимир Суханов; преподаватель ССМК, доцент кафедры медных духовых инструментов РАМ имени Гнесиных, солист Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова Фиргат Мусин («Духовые инструменты» – председатель жюри); профессор кафедры духовых и ударных инструментов УГИИ, заслуженный деятель искусств РБ Ильдар Султанов; преподаватель ССМК, почетный работник общего образования России и Башкортостана Гульфия Сафуанова; преподаватель ССМК, заслуженный работник культуры РБ Минивалий Сафин; преподаватель ССМК, заслуженный работник культуры РБ, художественный руководитель ансамбля «Забава» Лира Ястребова; преподаватель ССМК, лауреат республиканских и международных конкурсов Елена Камалова.
Судили члены жюри внимательно, беспристрастно, но сохраняя доброжелательность и с большой симпатией к участникам конкурса.
…Во всех уголках ССМК в эти дни, равно как и в локациях ДМШ №1, творилось нечто невообразимое. Изо всех дверей неслись навстречу тем, кто заглянул сюда хоть на минуту, звуки музыки; на любом свободном пятачке располагался кто-нибудь из юных музыкантов, между этими импровизированными концертными площадками сновали представители принимающей стороны, похоже, в дни конкурсных баталий просто не покидавшие стен alma mater… Ришат Сагитов, и вовсе поселившийся в своем кабинете, внезапно появлялся то на одном пятачке, то на другом… Педагоги нашего колледжа во главе со своим лидером сидели на всех прослушиваниях, всем сердцем болея за своих подопечных; Ришат Рафкатович, ловя меня то в локациях ССМК, то в коридоре Первой музыкальной, радостно сообщал: «Из Набережных Челнов приехал просто уникальный парень, играет на балалайке фантастически – обратите внимание!» А еще он постоянно радовался, мол, гости (а прием им оказали прекрасный, разместив всех с удобствами, угощая радушно и очень вкусно; даже экскурсии по Уфе предусмотрели для тех, кто был посвободнее), судя по всему, довольны организацией, и директор не исключает возможности того, что кто-то из представителей других школ после «Времени талантов», вдохновившись выступлениями орлят уфимского колледжа, выберет наш ССМК для дальнейшей учебы. И это, однозначно, один из мощнейших плюсов конкурса!
…Во «Времени талантов», конечно, пробовали свои силы учащиеся ССМК, что вполне логично, ведь любой конкурс дает не только мощный импульс для дальнейшего развития, но и проверяет на прочность. Это наглядный пример того, что может достигнуть начинающий музыкант, приложив определенные усилия и поставив себе цель очень высоко поднять творческую планку. А посему три конкурсных дня, образно выражаясь, вылились во время постижения и открытия чего-то нового в себе самом, в своем характере, в отношении к избранному инструменту, к музыке, к профессии, которая уже маячит впереди.
…Завершался IV Всероссийский конкурс инструментального исполнительства «Время талантов» церемонией награждения в Шаляпинском зале УГИИ. Торжество вылилось в несколько часов, поскольку жюри было очень внимательно ко всем участникам, и обиженных на состязании, которое принимал ССМК, не было. Организаторы предусмотрели все: начиная от дипломов участников (первыми за которыми поднимались на сцену совсем еще малыши, некоторых из них из-за инструмента-то почти не было видно…) до элегантных свидетельств о лауреатских званиях – их обладателей поощрили денежными премиями. Очень приятный момент: жюри отметило лучших концертмейстеров конкурса, это сразу вывело его в ряд престижных! А в числе этих уникальных аккомпаниаторов были и просто великолепные мастера, тонко чувствующие конкурсантов, которых они сопровождали, преодолевая все рифы состязания.
Венчал событие концерт лауреатов и дипломантов конкурса «Время талантов», которых внимательно слушал не только переполненный зал, но и сидевшие на почетных местах члены жюри, изначально вручавшие на сцене лучшим из лучших знаки отличия.
Зал бушевал, приветствуя каждого участника, поднимавшегося на подмостки. За мной сидела большая группа питомцев ССМК во главе с Викторией Волощук, оглушительно аплодируя своим товарищам по колледжу (а ССМК собрал град наград!). В этом порыве отдать дань любви и приязни тем, кто с ними «одной крови», было нечто очень трогательное. Так что мне и в голову не пришло сердиться на этих «бузотеров», впрочем, столь же горячо приветствовавших и полюбившихся им гостей Уфы. В частности, они устроили овацию и пятнадцатилетнему саксофонисту Семену Тришину (ССМК), удостоенному звания лауреата первой премии (педагог Анатолий Богомолов), и восемнадцатилетнему балалаечнику Борису Хромушину, тому самому юному гению, о котором первым сказал мне Ришат Сагитов – приехавшему из Набережночелнинского колледжа искусств (педагог – заслуженный работник культуры Татарстана Элла Девяшина); а затем, уже без «заводилы» они просто обвально аплодировали своей Виктории Волощук, так же, как и Семен, удостоенной первого места.
Что касается Бориса Хромушина, то, глядя на этого элегантного, изящного, словно тростник, невероятно обаятельного юношу, потрясающе исполнившего на Гала одно из произведений профессора Цыганкова, я вдруг стала думать о знаменитом популяризаторе русского фольклора по всей стране и за рубежом, великом Василии Васильевиче Андрееве, чья встреча с балалайкой произошла просто случайно – он услышал ее звучание в родительском имении, играл на незнакомом ему инструменте деревенский дедок… Андреев заинтересовался, решив освоить балалайку, заказав ее изготовление мастеру из Вышнего Волочка, а затем, время спустя, выполнил собственные чертежи и в итоге прославил этот усовершенствованный инструмент на весь мир. Что-то невероятное было в игре скромного юноши из Челнов, что-то завораживающее, притягивающее к себе таким же магнитом, силой коего обладает балалаечник-виртуоз Алексей Витальевич Архиповский… Боже, как это было красиво! Так что не скудеет земля российская талантами, не перевелись еще на ней уникальные мастера! Вот и наша Вика Волощук, также исполнившая сочинение Александра Цыганкова, которого очень тронуло и вдохновило выступление обоих конкурсантов, из этого же разряда!
А сие значит одно: кораблик с гордым именем ССМК продолжает бороздить волны океана мировой музыки. И семь футов ему под килем!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Ришата САГИТОВА.

Дата создание новости Вчера, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 67     Номер: 88(13832)     Версия для печати

17 декабря 2024 г. №88(13832)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.