Как же рифмуется название «народник» с великим словом «народ»!..
На излете уходящего года отдел «Инструменты народного оркестра» Уфимского училища (колледжа) искусств отметил свое 80-летие. Как гласят официальные документы, началом развития профессионального обучения талантливой молодежи игре на народных инструментах в нашей республике является открытие в 1944 году соответствующего отдела в Уфимском музыкальном техникуме. Факт знаменательный уже тем, что еще не отгремели бои Великой Отечественной, а люди уже начали активно размышлять о мирной жизни, одним только фактом этого приближая окончание огненного лихолетья. Думаю, идеологи данного решения размышляли о том, что в послевоенный период музыкант-народник просто обязан звуками своего инструмента вести за собой людей из ужаса и мрака, связанного с событиями Второй мировой войны, даря им не просто надежду на счастье, но свет счастливой жизни.
Вы думаете, что это слишком пафосное заявление, читатель? Возможно. Но ведь сейчас тех, кто задумывал открытие такого отдела в техникуме искусств, уже не спросишь. А мысль-то вполне здравая и логику свою имеет. Именно об этом я думала в первые минуты юбилейного концерта, посвященного уникальному событию и состоявшегося в Большом зале «кузницы творческих кадров республики», уже перешагнувшей порог векового юбилея. Вы понимаете, наше училище (колледж) искусств возрастом превосходит Уфимский государственный институт искусств, который был основан в 1968 году, следовательно, на сегодня вузу 56 лет!.. И ведь иные из известных педагогов УГИИ имени Загира Исмагилова в свое время прошли школу (и хорошую школу!) Уфимского училища искусств.
Свое 80-летие народники из Уфимского училища искусств отмечали продуманно и солидно. Началось все с конференции «Актуальные вопросы исполнительства на народных инструментах», собравшей под свои знамена тех, кто отозвался на приглашение и был вдохновлен возможностью повысить свою квалификацию. Тем более что организаторы конференции в качестве спикеров пригласили не просто теоретиков, но профессионалов с огромным опытом педагогической работы и выступлений на сцене. Итак: заслуженная артистка Башкортостана, доцент УГИИ Ирина Логинова («Первые домристы Уфимского училища искусств. Значение их деятельности в становлении профессионального обучения и исполнительства на домре в Уфе»). Ирина Валерьевна же сама провела презентацию упражнений для домры «Домра практикум».
В число менторов вошел также уникальный музыкант, бессменный концертмейстер народной любимицы, певицы Назифы Кадыровой – народный артист Башкортостана Гали Алтынбаев, аккомпаниатор Башкирской государственной филармонии имени ХусаинаАхметова. Доклад и практикум Гали Мансуровича, традиционно во время своих выступлений на сцене органично переходящего от баяна к роялю, а также позже берущего в руки мелодику или пианику – сиречь духовой инструмент с клавиатурой (в просторечье – аккордеон для рта), были связаны с искусством аккомпанемента («В чем заключается работа аккомпаниатора»).
Мастер-класс по дирижированию провела в рамках события доцент УГИИ, художественный руководитель Молодежного оркестра русских народных инструментов РБ Оксана Буланкина.
Безусловно, выступили и гранды, играющие, так сказать, тренеры – заслуженный артист России и Башкортостана, кандидат искусствоведения, профессор УГИИ Раджап Юнусович Шайхутдинов; заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, профессор УГИИ Владимир Павлович Суханов; заслуженный артист Башкортостана, профессор УГИИ Олег Николаевич Мельников.
В рамках конференции была отдана дань и истории вопроса. С докладом «О страницах истории отдела народных инструментов Уфимского училища искусств» выступила выпускница УУИ(к) 2000 года, кандидат исторических наук, методист Регина Фирдатовна Латыпова.
Состоялась также видеовстреча с Лилией Шамильевной Каримовой, выпускницей, между прочим, отдела народных инструментов УГИИ 2003 года. Ныне она – преподаватель по классу аккордеона в Пекине.
А еще прошла творческая беседа с членом Союза композиторов России и Башкортостана Алиной Салаватовной Ахметовой.
Существенным дополнением к конференции, заинтересовавшим многих, стала специально подготовленная отделом-юбиляром выставка нотной и методической литературы.
...А венчал конференцию (сразу же после выдачи удостоверений о повышении квалификации тем, кто плодотворно в эти два дня с пользой для себя и избранного ими дела провели в Уфимском училище искусств) юбилейный концерт, открывшийся с самого высокого ранга поздравлений в адрес виновников торжества и теплых слов в адрес преподавателей, выпускников и нынешних студентов отдела, которые произнес со сцены директор УУИ(к), заслуженный работник культуры Башкортостана Шамиль Абдраков. В прологе действа, для которого организаторы выбрали академическую манеру, на сцене царил уникальный юношеский коллектив – оркестр русских народных инструментов Уфимского училища (колледжа) искусств. За дирижерским пультом – художественный руководитель, отличник просвещения России Василий Слягузов. Пронзительной нотой, заставившей многих в зале смахнуть набежавшие слезы, прозвучало в исполнении этого коллектива сочинение, посвященное всем преподавателям отдела, уже ушедшим в надмирное пространство... Речь об Элегии Памяти, написанной профессором Уфимского государственного института искусств, заслуженным артистом России и Башкортостана, баянистом, педагогом Сергеем Михайловичем Тюфяковым. Один за другим всплывали из небытия на установленном по краю сцены экране лица тех, кто стоял у истоков создания отдела, кто учил, отдавал свои силы, опыт и умения будущим звездам исполнительского искусства, кто посвятил себя родному училищу, студентам, великому служению музыке и музыкальной педагогике. И зал притих, а мелодия, бередящая душу, летела со сцены, достигая самых дальних рядов, и трепетал на экране огонек поминальной свечи...
После вполне естественной паузы, позволившей людям немного справиться с нахлынувшими чувствами и воспоминаниями, концерт потек по спланированному организаторами руслу. Теперь сцена была отдана будущему исполнительства на народных инструментах. Самым юным из них был 11-летний Арсений Карпинский, ученик Детской школы искусств Благовещенска. Юный музыкант, стипендиат Главы Республики Башкортостан, уже имеющий в своем «послужном списке» награды различных фестивалей, в частности, не так давно прошедшего в Уфе форума «Время талантов», весьма заразительно исполнил композицию итальянского композитора, аккордеониста Пьетро Фросини, сделавшего в 1954 году аранжировку знаменитого русского цыганского романса «Очи черные» для своего любимого инструмента.
Кстати, буквально на днях педагогу Арсения по классу аккордеона в ДШИ Благовещенска Ирине Юрьевне Сунарчиной было присвоено звание заслуженного работника культуры Республики Башкортостан. Добавлю также, что имя это у меня на слуху, поскольку, бывая на различных конкурсах и концертах юных музыкантов, я часто слышу его и запомнила уже потому, что дети у педагога Сунарчиной невероятно яркие, одаренные, и их отличает безусловная любовь к своему инструменту.
Кстати, сам Арсений поделился после выступления с моими коллегами из ГТРК «Башкортостан», сказав, что со временем собирается поступать в Уфимское училище искусств.
Далее концерт, по всем законам жанра, подобно плавной реке, понес свои воды вперед, а зал отдавал должное всем его участникам, представившим те инструменты, искусством игры на которых учат преподаватели отдела-юбиляра, а это баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара... На сцену поднимались гости, поздравлявшие виновников торжества – профессор УГИИ Владимир Павлович Суханов, в 1968 году окончивший Уфимское училище искусств и всегда рассказывающий о том, что те четыре года, которые он провел в учебных аудиториях УУИ, были для него счастливыми; профессор УГИИ Олег Николаевич Мельников, в свое время преподававший в Уфимском училище искусств.
Очень точно была выбрана ведущая вечера, в этой роли зал увидел преподавателя вокального отдела Уфимского училища искусств Эльвиру Рахимкулову. Ее яркий конферанс, живая манера общения с залом, чувство сцены и абсолютная свобода, незашоренность в каком-то смысле, двигали вперед традиционный ход концерта, по сценарию задуманного в академической выстроенности номеров. Большая площадка (а сцена Концертного зала УУИ достаточно велика) подчас магически действует на исполнителя, сковывая его в эмоциях и яркости реакций. Исполнители на народных инструментах для меня лично – это особая манера безмолвного диалога между солистами, если речь идет, скажем, об ансамбле; народник всегда артистичен и невероятно естественнен в своих оценках, переглядываниях с партнером, с залом. Сие всегда театр, праздник, фейерверк эмоций! В этом смысле легендарная «Забава», ныне обретающаяся под крылом муниципального ансамбля песни и танца «Мирас», – ярчайший пример такого необычного театра, своеобразного карнавала переживаний, даже страстей, увлекающих зал за собой, подчиняющих его себе и позволяющих публике буквально слиться в своих эмоциях с музыкантами. Забегая вперед, скажу, что «Забава» (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РБ Лира Ястребова), завершившая торжество, вновь зажгла, сумев стереть невидимую, но подчас непреодолимую границу между сценой и залом, позволив последнему взорваться бурей эмоций.
...В концерте в честь 80-летия отдела было предусмотрено абсолютно все – связь поколений, которую символизировали выступления и самых младших ревнителей искусства игры на народных инструментах, и самых старших, в частности – заслуженного деятеля искусств России, заслуженного работника культуры Башкортостана, баяниста, создателя уникального ансамбля русских народных инструментов в Стерлитамаке Владимира Ивановича Турченко, отдавшего дань любви и благодарности своей alma mater.
Идеологи концерта даже привлекли к выступлению в нем педагога УУИ, знаменитую джазовую диву, заслуженную артистку Башкортостана Ирину Остин, некогда занимавшуюся в Уфимском училище искусств по классу аккордеона у великого, как сказала сама Ирина Михайловна, Владимира Владиславовича Башинского, музыканта-виртуоза, выдающегося педагога, заслуженного работника культуры России и Башкортостана. В течение 35 лет он работал в УУИ(к) преподавателем по классу баяна и аккордеона, немалое количество своих питомцев выпустил в большую творческую жизнь. И конечно, Ирина Остин, отдавая дань памяти и любви своему дорогому наставнику, не могла отказаться от предложения коллег по училищу искусств. Вместе с ней на сцену вышли пианист, заслуженный артист РБ Игорь Атапин, басист, также педагог УУИ Сергей Оськин и третьекурсник отдела музыкального искусства эстрады Евгений Ишемгулов (барабаны). Ее песня, написанная на стихи Лейлы Альмухаметовой, внесла некое оживление в классический строй вечера, и в этом, безусловно, была своя изюминка.
Вечер, набирая градус творчества, потихоньку продвигался к финалу, являя залу все, чем богата палитра отдела «Инструменты народного оркестра» – так именинник называется сейчас. А в зале собрались не только гости и выпускники прошлых лет, но и племя младое незнакомое, ныне заполнившее аудитории и коридоры УУИ(к), а также педагоги, сегодняшние и ветераны, те, кто посвятил этому учебному заведению свою жизнь. Были представлены все инструменты, коими славен отдел-юбиляр, на подмостки выходили, помимо солистов, разные составы – ансамбли, дуэты, квартет. Добавлю: квартет аккордеонистов, исполнивший композицию «В пещере горного короля» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт», дебютировал на торжественном вечере. Его создатель и художественный руководитель – педагог Уфимского училища искусств по классам аккордеона и дирижирования, также он ведет концертмейстерский класс, историю исполнительства на народных инструментах, педагогическую практику и оркестр народных инструментов первого курса; член президиума международного альянса аккордеонистов (Китай) Игорь Валерьевич Гребенкин. Коллектив появился на свет осенью уходящего года, и его первое публичное выступление состоялось в рамках концерта в честь 80-летия. Этим трем девочкам и единственному представителю сильного пола в квартете Ярославу Лопатовскому, конечно, пришлось поволноваться, и уже чуть позже, получая в гардеробе свое верхнее платье, они все еще продолжали обсуждать какие-то детали стартового выступления, скажем, кто из них, по мнению коллег, вступил не вовремя... Они спорили, не замечая присутствия журналистов. И еще: фотокорреспондент «Вечерки» Лилия Загирова в процессе их дебюта потратила немало времени на то, чтобы поймать тот момент, когда Ярослав движением головы отбросил на лоб свою свисающую очень низко челку и открыл лицо, не видное за модной прической молодого человека.
Замечу также, что Игорь Валерьевич Гребенкин, а именно он пригласил журналистов «Вечерней Уфы» на торжества в честь 80-летия отдела, является пламенным мотором, душой и, если не ошибаюсь, организатором прекрасного Международного фестиваля-конкурса «Аккордеониссимо»!
...В общем, торжество в честь своего 80-летия отдел «Инструменты народного оркестра» отметил ярко, качественно и с размахом. Эти события стали своеобразным боевым крещением для не так давно принявшей бразды руководства отделом Айгуль Сергеевны Феоктистовой, а испытание было не из простых, прямо скажем. Всех педагогов, питомцев этого уникального отдела, а также руководящий состав Уфимского училища искусств колектив «Вечерней Уфы» поздравляет со знаменательной датой и желает дальнейшего процветания!
И завершая разговор, добавлю: талантливый музыкант, играющий на народных инструментах, его дарование и мастерство, те эмоции, которые он будит в нас, - это некое олицетворение души самого народа. И такие поцелованные Создателем люди всегда вызывают в нас чувство восторга, любви и глубочайшего признания. Так что, господа, если будете выступать – приглашайте, мы с великой радостью придем вас слушать!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 0 Номер: 90(13834) Версия для печати