Три в одном… Конечно же, театре
Минувший год завершился для коллектива Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан прекрасными новостями. Сразу три актрисы получили к новогодним и рождественским праздникам потрясающий подарок.
На заседании Совета по культуре и искусству Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров торжественно поздравил с присвоением почетного звания народной артистки Республики Башкортостан Татьяну Григорьеву, а буквально через несколько дней из рук Первого заместителя Премьер-министра Правительства республики Урала Кильсенбаева удостоверения о присвоении того же высокого звания – за вклад в развитие театрального искусства получили Валентина Гринькова и Айгуль Шакирова.
У каждой из них за плечами колоссальный опыт – все они, в юности решив посвятить жизнь сцене, по сей день остаются верны своему призванию, ни разу не свернув с выбранного пути. Пути, на котором, совершенно точно по Чехову, главное – не слава, не блеск, а та самая вера, которая дает и надежду, и силы, и вдохновение.
Хотя, конечно, в судьбах наших сегодняшних героинь уже были свои «минуты славы». Валентина Гринькова, приехавшая в Уфу в 1989 году, вошла в жизнь театра негромко, но уверенно, сыграв в первые же сезоны роли Людмилы Шутовой в «Матросской тишине» по пьесе Александра Галича, Лиззи в «Продавце дождя» по пьесе Ричарда Нэша, Хлои в «Группе» Александра Галина, Фру Линне в «Кукольном доме» Генрика Ибсена. Были роли комедийные, были характерные, но все они покоряли удивительным ощущением сценической правды, которая является высшим мерилом мастерства.
Для Айгуль Шакировой «звездным часом» была, конечно же, роль Марии Стюарт в спектакле «Ваша сестра и пленница...» по пьесе Людмилы Разумовской, которую она, вчерашняя студентка, играла перед Государственной экзаменационной комиссией перед вручением диплома, а потом росла вместе с этой постановкой своего Мастера – Михаила Исаковича Рабиновича, взрослела, мудрела на протяжении целых шестнадцати лет. И играла другие ничуть не менее интересные роли – Варвару Михайловну в «Дачниках» Максима Горького, Баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Купаву в «Снегурочке» Александра Островского.
А Татьяна Григорьева – это, безусловно, в первую очередь та самая Снегурочка, фантастически красивая дочь Мороза и Весны, мечтающая о любви и идущая на все ради этого прекрасного чувства. Снегурочка пленила сердца не только жителей Берендеева царства, но и зрителей многих городов России, где театр играл на гастролях этот спектакль. Потом в творческой биографии актрисы появились Груше Вахнадзе в спектакле «Кавказский меловой круг» по пьесе Бертольта Брехта, Эмили Уэбб в «Нашем городке» Торнтона Уайлдера, Гермиона в «Страстях по Утрате» по мотивам шекспировской «Зимней сказки» и образы многих-многих других героинь.
…Театральная фортуна – дама капризная, и бывает, что за взлетами, яркими премьерами и творческими победами могут наступить времена, когда приходится не один сезон ждать новых ролей и репетиций, стоически переносить эти моменты, играть идущие спектакли, черпая вдохновение в книгах, музыке, педагогике. И это тоже часть актерской профессии – суметь в непростые периоды сохранить в себе веру в Театр.
Ушедший театральный год подарил замечательным актрисам яркие творческие события. Работа Татьяны Григорьевой в спектакле «Метель», где она играет роль Прасковьи Петровны, была по достоинству оценена на Международном фестивале «М@рт.контакт» в Беларуси. А в премьерном спектакле «#ЛЮБЛЮНЕМОГУ» она сыграла героиню, близкую и понятную многим: Она переживает встречу с прошлым, там, где был Он, и в гулком пространстве аэропорта оба ищут несуществующие ответы на очень важные вопросы.
Айгуль Шакирова оказалась занятой сразу в двух премьерных спектаклях на Камерной сцене – и оба они основаны на реальных событиях. В вербатиме «#Уфа, я люблю тебя!» она абсолютно полностью доверяется зрительному залу, делясь своими личными моментами взаимоотношений с городом «трех шурупов», а в пронзительном спектакле «Разлуки нет...» вместе с партнерами рассказывает удивительную историю любви народного поэта Башкортостана Мустая Карима и его супруги Раузы.
В рамках Творческой лаборатории в эскизе «Оленькин цветочек», посвященном полной драматизма судьбе Ольги Григорьевны Аксаковой, внучке знаменитого писателя Сергея Аксакова, Валентина Гринькова сыграла главную роль, подарив зрителям встречу с истинным театральным чудом сопричастности происходящему на сцене, погруженности в атмосферу дворянской семьи с уходящими в прошлое понятиями о чести, достоинстве, жертвенности. А любовь Валентины Александровны к поэзии, понимание ее, умение доносить заложенные в рифмованных строках смыслы в полной мере проявились в премьерном спектакле театра «Руслан и Людмила», где актриса предстала в образе Старухи Людмилы – уже все пережившей, все знающей охранительницы главных героев, ведущей их по пути испытаний навстречу друг другу.
...Актерские судьбы складываются прихотливо: уж слишком зависима эта профессия – от случая, обстоятельств, удачи. Но время всегда все расставляет на свои места, и награды, нашедшие своих героинь, – лучшее тому подтверждение.
Елена ПОПОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 3 Номер: 1(13836) Версия для печати