Мастер-классы с душевной атмосферой
Практически под финал года наш город посетили с концертом и мастер-классами известные исполнители из разных уголков Европы: скрипач Сергей Тютюник (Финляндия) и виолончелист Искандеор Ханнанов – выпускник Базельской академии музыки (Швейцария). Еще один участник этой арт-группы – кларнетист Ренат Раков представлял Санкт-Петербург.
Организатором этих событий стал заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, композитор и дирижер Азамат Хасаншин. Поводом для сей творческой встречи стало важное событие в культурной жизни региона: концерт-закрытие V Международного фестиваля современного искусства «БашкортARTстан». За день до концерта гости решили посетить Концертный зал имени Ф.И.Шаляпина для того, чтобы поделиться своим педагогическим и музыкантским опытом с молодыми коллегами-студентами из Уфимского училища искусств, Среднего специального музыкального колледжа и УГИИ имени Загира Исмагилова. Коучами выступили Сергей Тютюник и Ренат Раков. Свое мастерство они продемонстрировали, исполнив сольные сочинения композиторов XX века: Тютюник сыграл Сонату для скрипки финского композитора Уско Мериляйнена, а Раков – III часть из «Квартета на конец времени» французского композитора Оливье Мессиана, которая носит поэтичное название ««Бездна птиц».
Первыми на мастер-классе показались скрипачи – Анна Будылина (I курс ССМК) и Рената Исмагилова (II курс УГИИ), обе – ученицы заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, заведующей кафедрой струнных инструментов, профессора УГИИ Флюры Булатовны Ситдиковой. Со вторым коучем смогли позаниматься трое кларнетистов: студенты УУИ – Кирилл Сорокин (II курс) и Назгуль Аглямова (III курс) – класс Михаила Владимировича Бычкова, и студент УГИИ – Роберт Бикбаев (I курс), класс заслуженного деятеля искусств РБ, профессора УГИИ Ильдара Махмутовича Султанова. Эти начинающие исполнители подготовили сложную программу как и в техническом, виртуозном, так и в художественном плане. Мягко направляя, давая ценные профессиональные советы, наставники за небольшое время (15–20 минут, выделенных на каждого участника мастер-классов) добивались нового уровня в игре учеников. Ребята изо всех сил старались сразу же после замечаний реализовать наилучший исполнительский вариант, связанный с предложенной коучем концепцией. Безусловно, работа с приехавшими музыкантами оказала положительное влияние на формирование очередных интерпретаций и, думается, во многом открыла для творческой молодежи новые художественные ориентиры.
На мастер-классе царила весьма приятная атмосфера. Стоит обратить отдельное внимание на этот факт, так как подобные события обычно носят несколько напряженный характер: все дело в том, что для любого молодого музыканта даже сыграть на публике – это уже своего рода подвиг! А когда, после исполнения на глазах у слушателей, высококлассный специалист европейского уровня делает тебе замечания, дает специфические указания, которые ты должен выполнить почти что сиюминутно, – это своего рода задача «со звездочкой», как говорят математики. Иногда на мастер-классах можно наблюдать следующую картину: подопечный становится скованным, начинает излишне переживать, и совместная работа останавливается, что приводит к нулевому результату. Данный же мастер-класс был совсем другой историей: после первого же исполнения произведения наставники сразу озвучили успехи учащихся в игре и в дальнейшем исходили уже из этого. Когда же речь заходила о минусах – очень мягко, но четко и емко гости указывали на проблему и ее решение. Даже для автора данных строк, не являющегося музыкантом-исполнителем, это событие стало весьма полезным и интересным.
А на следующий день в Малом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова прошел концерт музыкантов под названием «Модерн: XX век». Тем самым закрылся V, юбилейный (!), Международный фестиваль современного искусства «БашкортARTстан». В зале, заполненном публикой всех возрастов (что, надо признаться, очень редко бывает на концертах современного искусства), звучала самая разная музыка, но все произведения объединяла одна тематика – высокий пафос, связанный с Сопротивлением и с борьбой с фашизмом, с трагедией еврейского народа. Знакомство с редкими для нашего города сочинениями (например, Кларнетовый квартет Хиндемита, прозвучал впервые в Уфе) – важное событие для слушателей, и я бы даже сказала, для искушенной уфимской публики – лакомый кусочек. Перечислим раритеты: «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана, VI Соната для скрипки и фортепиано Мечислава Вайнберга и уже упомянутый Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Пауля Хиндемита. Трое музыкантов-гостей (еще раз назовем их – Сергей Тютюник, Искандеор Ханнанов, Ренат Раков) и выступивший в качестве пианиста композитор и дирижер Азамат Хасаншин исполнили сочинения стиля Модерн. Такая музыка выявляет парадигму того периода ХХ века, который характеризуется мировыми войнами и страшными потрясениями. Подобные произведения до сих пор относят к современному академическому искусству, несмотря на то, что некоторым из них уже более века. Услышав в перерыве диалог слушателей о том, что «хотя музыка и сложная, но мелодика очень приятная», можно резюмировать: концерт нашел свой отклик у публики.
Надеемся, что фестиваль «БашкортARTстан» продолжит свою дальнейшую деятельность. Очень хочется, чтобы программ, связанных с серьезной музыкой, было бы в нашем городе больше, а публика будет радовать музыкантов своим присутствием на концертах современного академического репертуара. Возможно, сегодня это именно то, что и должно звучать в наших концертных залах – указывая одновременно и на противоречивость, и на гармоничность нашего мира.
Айша АЗАМАТОВА,
студентка пятого курса Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.
Фото предоставлено литчастью филармонии.
студентка пятого курса Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.
Фото предоставлено литчастью филармонии.
Вчера, 07:00 (0) Просмотров: 14 Номер: 2(13837) Версия для печати