Благо дари
"Детский альбом" стал взрослей на целую главу
Окончание, начало в №№ 108-109, 111.
Третья глава "Детского альбома" (непосвященным следует объяснить, что речь идет о проекте Благотворительного образовательного фонда "Мархамат" и Башкирского государственного театра оперы и балета, который знакомит юных слушателей с шедеврами мировой музыки, а также с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной словесности), в отличие от предыдущих связанная с некой визуализацией, имею в виду работу в режиме онлайн художника по песку Виктории Пархоменко, специально приехавшей из Анапы, вызвала у некоторых великовозрастных слушателей, а в данном случае - и зрителей, суждения, несколько меня насторожившие. И вот почему...
Каждая из глав "Детского альбома", а он, что называется, "спланирован и расписан" на два года вперед, самодостаточна. Каждая из их, если так можно выразиться, являет собой законченное произведение, целостность коего, а также сопряжение в его рамках близких по сути идей, не требуют каких-то добавочных красок и акцентов. Последние в контексте существующего действа, просчитанного и выверенного по времени в буквальном смысле слова с секундомером в руке, воспринимались бы, думаю, "виньеткой ложной сути". И, как вы понимаете, содержательная составляющая всех и каждой из глав продумана и складывается по мысли "генералитета" проекта в некий курс или, если хотите, процесс образовательного и воспитательного характера, эстетическое и нравственное начала в котором выдвигаются на первый план.
Исходя из этого, не трудно понять, что Чтецы, выходившие к залу в двух предыдущих главах и тратившие весь жар своей души, дабы юная аудитория услышала именно Слово, стократ усиленное красотой Музыки и облегчившее для кого-то восприятие ее, безусловно, подготовили детей к третьей главе. Если бы не они, то в Концертном зале Уфимского училища искусств, радушно принявшего подопечных "Мархамата", не произошло бы того погружения в "материал нового урока" и не возникло таинства массовой медитации. Ведь подобные откровения тщательно готовятся, и достигнуть их возможно только опытным путем. А опыт, пусть пока и не слишком большой, у завсегдатаев "Детского альбома" уже есть. И накопления эти сложились благодаря тому, что ранее происходило в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан, с чьих подмостков звучали произведения Прокофьева, Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича и, конечно, Гофмана и Пушкина...
Еще одна немаловажная деталь, о которой мне хочется упомянуть в обязательном порядке. Век, позволяющий ребенку открывать вечные истины с помощью героев книг и великой литературы, давным-давно сменился веком визуального восприятия мира. Безусловно, Виктория Пархоменко на наших глазах окунулась в процесс сотворения такового. И следить за этим было не просто интересно, а фантастически интересно: у многих рождение на экране новой жизни вызывало восторг, от которого перехватывало дыхание... (Во время исполнения симфоническим оркестром БГТОиБ скерцо Поля Абрахама Дюка "Ученик чародея" Виктория Викторовна и вовсе сотворила некую поэму из песка, невольно вступив в соперничество, причем успешное, со знаменитым мультипликационным фильмом студии Уолта Диснея. Напомню: американцы в свое время тоже обратили внимание на скерцо Дюка, написанное на основе стихотворения Гете). И все же услышать, почувствовать и ощутить Слово, однозначно, гораздо труднее, особенно для большинства наших детей, чтение для которых не является привычным уже потому, что их родителям книга тоже не стала другом. А когда в "Детском альбоме" намеренно соединяют Слово и Музыку, восприятие коей происходит для ребятни тоже не всегда легко, мы усложняем залу задачу, заставляя его трудиться, взываем к работе мысли и души...
Так что я не вижу смысла в том, чтобы сопоставлять главы, сравнивая их по тому принципу, какая из них лучше... Повторюсь, занятие сие не слишком благодарное, более того - оно лишено черт благородства, которое стремится воспитать в юной аудитории "родительский комитет" проекта. "Детский альбом" поступательно развивается - вот что главное, вот что вменили себе в задачу его идеологи.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
17-06-2014 (0) Просмотров: 1 278 Номер: 116(12514) Версия для печати