Впечатление
Казалось бы, лето, не до балета...
Но зрители, пришедшие на премьеру, опровергли этот тезис
Башкирский государственный театр оперы и балета закрыл очередной творческий сезон. В завершение его на сцене Дворца культуры химиков состоялась премьера балета “Двенадцатая ночь”, в основу которого легла комедия Вильяма Шекспира.
Можно было поставить в афишу, например, “Лебединое озеро”, созданное при, что называется, непосредственном участии Юрия Григоровича. Это беспроигрышный вариант даже под фонограмму, аншлаг обеспечен, нервы работников отдела маркетинга - в целости и сохранности. Но хотелось порадовать зрителей чем-то новым, несмотря на то, что в условиях капитального ремонта исторического здания БГТОиБ сделать это нелегко. Да просто рискованно ставить премьеру балетного спектакля на сцене дворца культуры, приспособленной, главным образом, под концертные программы, без оркестровой ямы, с минимальной светотехникой. И времени на подготовку было отпущено мало.
Но всегда выручают энтузиасты, влюбленные в своё дело. Ринат Абушахманов, танцовщик, балетмейстер, вдохновленный поддержкой руководства, в рекордные сроки написал либретто, определил композиторов, из чьих произведений можно составить балетную партитуру, вспомнил свои хореографические наброски на шекспировский сюжет (а они были, поскольку мечта о “Двенадцатой ночи” вызревала давно), и уже в начале мая артисты приступили к репетициям.
Симфонический оркестр под руководством дирижёра Германа Кима стал осваивать музыку Адольфа Адана, Лео Делиба, Жоржа Бизе, Феликса Мендельсона. Художник Равиль Ахметзянов, скованный рамками весьма скромных финансов, принялся за декорации и костюмы.
Итак, два вечера во Дворце культуры химиков - два представления с разными составами исполнителей. Пролог сразу обрушил на зрителя всю мощь компьютерных эффектов. Сцена морского шторма, кораблекрушения, разлуки брата и сестры пошла ярко, динамично, моментально заинтриговав зал.
Хореография, как и заявлял с самого начала постановщик, представляет собой сплав неоклассики и гротеска с элементами абсурда. Правда, гротеска можно было смело добавить, зрителям такое нравится. Но, пожалуй, не меньшие симпатии вызвали романтические, лирические сцены. Например, адажио Оливии и Себастьяна во втором действии - в классическом стиле, с красивыми, высокими поддержками в исполнении Софьи Гаврюшиной и Сергея Бикбулатова в первый вечер, Гульнары Халитовой и Руслана Абулханова - во второй. Очаровательны обе Виолы - Гульсина Мавлюкасова и Валерия Исаева. Им удались и комичные пассажи, и лирические моменты, обе показали себя прекрасными актрисами, в распоряжении которых - танец, мимика, пантомима.
Смех чаще всего вызывала знаменитая троица - сэр Тоби (Дмитрий Марасанов и Артур Новичков), сэр Ендрю (Саръян Сулейманов) и дворецкий Мальволио (Ильдар Маняпов и Андрей Брынцев). Особенно Мальволио. Для этого смешного, напыщенного и глуповатого персонажа исполнители не пожалели красок, используя и экпрессивную хореографическую лексику, и весь арсенал актерских средств. Чувствуется, что они соскучились по чему-то новому, острохарактерному, даже эпатажному.
Центром интриг скучающих придворных стала камеристка Мария. В первый вечер ее выразительно сыграла Лилия Зайнигабдинова. Видимо, девушку вдохновил недавний успех в Сочи - Лиля стала дипломантом Международного конкурса Юрия Григоровича “Молодой балет мира”. А после спектакля в ответ на комплименты танцовщица уверенно “обвинила” в достижениях на конкурсе и на сцене своего педагога:
- Это всё - благодаря Галине Георгиевне Сабировой!
Во второй вечер в роли Марии хороша была Римма Валеева.
Зажигали зал массовые танцы, хотя хотелось бы их побольше, особенно в первом действии. А красочный финал с карнавалом и фейерверком из конфетти вообще вызвал настоящий ажиотаж и поднял настроение публики.
Этому способствовали и услаждающие слух мелодии, главным образом, замечательного балетного композитора Адольфа Адана. Оркестранты, героически преодолевая неудобства и технические трудности, под умелым, профессиональным руководством Германа Кима делали всё возможное, чтобы донести красоту музыки до слушателей.
В целом спектакль сейчас, конечно, уязвим для критики. Когда же он будет переноситься на обновлённую родную сцену, многое, безусловно, улучшится, усовершенствуется. А пока всё перекрывает увлеченность артистов, постановщиков, вспомогательных служб, охваченных единым стремлением - доставить людям удовольствие. И, судя по аплодисментам и крикам “браво”, никто из зрителей не пожалел, что посвятил летний вечер балету.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: сцены из балета “Двенадцатая ночь”.
Фото Александра
ДАНИЛОВА.
НА СНИМКАХ: сцены из балета “Двенадцатая ночь”.
Фото Александра
ДАНИЛОВА.
2-07-2014 (0) Просмотров: 1 960 Номер: 127(12525) Версия для печати