СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ?
Током может и убить...
В Уфимской художественной галерее открылась выставка картин Ольги Цимболенко "Электричество". Названа она так потому, что, по мнению автора, ток отражает способность искусства пробуждать и оживлять людей.
Любителей реалистической живописи должен предупредить - Ольга творит в современной авангардной манере и на самом деле равнодушными посетителей не оставляет. Цимболенко настолько неожиданный новатор, что, на первый взгляд, даже не затрудняет себя подписями к полотнам. А чуть позже замечаешь, что она таковые все же подписывает - на рамах сбоку. Так уж, видимо, хочется ей быть не похожей на других - даже в мелочах...
Я не отношусь к ценителям новаций в современном искусстве, мне по душе реализм, классика - мировая, русская и башкирская. Но и моя засахарившаяся, дремучая душа способна воспринять и авангардные (они, кстати, и поныне на передовых позициях) живописные работы Гогена, Пикассо и других столпов. А недавно я приятно удивился картинам Церетели, которые экспонировались в Уфе. И дело не в известных на весь мир именах, а в том, что произведения этих мастеров, выражаясь современным сленгом, цепляют. И не возникает чувства, солидарного фразе Промокашки из телефильма "Место встречи изменить нельзя", воскликнувшего: "Так и я смогу, ты "Мурку" сыграй!". А так, как рисовал Ося Бендер на палубе агитпарохода, делая к тому же на полотне надписи типа "Ура!", я, уверен, смогу. Может, даже и лучше.
И тут я подошел к щекотливому моменту. Поскольку, с одной стороны, подкралась мысль, что творить, как Цимболенко не так уж и сложно. Резкая, экспрессивная деформация образа (сиречь гротеск), искаженная перспектива, подчеркнутые контуры, яркие пятна, портреты, похожие на лица мумий, - словом, полный обязательный набор примитивизма. Но!
Наивная картина, собственно, написанная в жанре примитива, - она не хорошая и не плохая, она такая, какой получилась у художника. И критиковать непонятного для вас новатора так же бесполезно и грешно, как наказывать ребенка, который не знает, за что его поставили в угол. Другое дело, что наивное искусство как бы освещено улыбкой простака, деревенского или городского дурачка, а у Цимболенко, мне кажется, преобладает угрюмость. Во многих работах мрак как в творчестве людей с отклонениями. Хотя любое творчество уже само по себе не норма, а нечто вроде бзика.
Как написала в одном своем комментарии соавтор многих работ Цимболенко Галия Ли: "Я думаю, необязательно понимать фотографию или картину, да и невозможно понять, но можно почувствовать". Можно. Жаль только, что простоял я у полотен Цимболенко всего полчаса и, наверное, полностью не проникся. А с другой стороны, и Ольга ведь все выставленные сорок девять картин сотворила меньше чем за три года. Хотя, если опять-таки побеспокоить тени великих, Модильяни и Лотрек не рождали свои шедевры в течение десятилетий. А нарисовать "нетленку" могли и на ресторанной салфетке.
Ольга сталкивалась со всяческими отзывами, она самостоятельный и сформировавшийся художник с собственным почерком. Но знаете, чего мне на выставке не хватило? Хотя бы одной работы, в которой она показала бы, что владеет классическим рисунком. И такие доморощенные критики, как я, смолкли бы, уткнувшись, так сказать, в тряпочку. Но в любом случае, пусть светит... И мягкой посадки ее "батарейкам"!
Кстати, Ольга Цимболенко, конечно, не могла не предпринять для своей "персоналки" пиар-ход. Какой? Приходите на выставку, и узнаете. Добавлю только, что есть возможность получить приз из рук художницы. Выставка продлится до
12 августа.
Фларит ШАКИРОВ.
Фото автора.
Фото автора.
1-08-2014 (0) Просмотров: 1 418 Номер: 148(12546) Версия для печати