СИЛЬНАЯ ДОЛЯ
Как Платонов всколыхнул застоявшуюся воду...
Предваряя акцию "Театральная ночь", в Концертном зале Уфимского училища искусств прошел необычный вечер. Оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета под управлением дирижера, художественного руководителя БГТОиБ Валерия Платонова сыграл программу, получившую название Rocksymphony. Она вобрала в себя "Пинк Флойд"-сюиту и сочинение екатеринбургского композитора Валентина Барыкина "Симфонические метаморфозы" на темы рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - Суперзвезда". Наш внештатный корреспондент собрал некоторые суждения слушателей, присутствовавших в тот вечер в зале УУИ. Предлагаем их вашему вниманию.
Женщина без музыкального образования, очень хорошо знакомая с творчеством "Пинк Флойд" и жанром рок-оперы:
- И "Пинк Флойд", и Уэббер были сыграны великолепно. В Уфе наконец-то стала звучать такая музыка. Это очень здорово и, кстати, важно для неподготовленной публики. Слушала, можно сказать, сердцем.
Ирина, педагог-музыкант:
- Зачем играть такие программы - музыку, которая не предназначена для симфонического звучания? Ведь есть столько хорошей музыки!
Володя, выпускник УГАТУ:
- Нынешний симфонический концерт интересен выбором программы. В Уфе нечасто можно услышать хитовую рок-музыку второй половины XX века, переложенную на академическое исполнение. В этом виноваты провинциальный консерватизм и предвзятое отношение к подобным сочинениям, характерное для большей части людей, работающих в сфере культуры. Считается, что симфонический оркестр предназначен исключительно для классической академической музыки, а что-то иное, выходящее за данные рамки, играть не принято. Подход к этому концерту был, очевидно, иным. Дирижёр Валерий Платонов взял на себя серьезный труд организовать работу оркестра таким образом, чтобы последний сыграл не для галочки, а с полной отдачей. Сыграл, думая о тех, для кого он и сформирован - для слушателя, а не для того, чтобы отработать часы. Уверен, Валерий Платонов выкладывался на полную и во время репетиций, и во время самого концерта.
В момент выступления я просто чувствовал, что определенная часть участников оркестра получает кайф от своей работы. Но были заметны и откровенно скучающие музыканты. И они не смогли (по тем или иным причинам) прочувствовать и передать слушателям необходимые энергию и воодушевление, с которыми маэстро Платонов подошел к этому концерту. Тем не менее дирижер и оркестр смогли разогреть интерес к такой музыке, дав нам возможность услышать в родном городе качественные и красивые вещи. И их усилия повлекли за собой аншлаг и были отлично восприняты слушателями разных возрастов. Мне кажется, подобный выход за привычные рамки способен вернуть в концертные залы и театры молодежь гораздо эффективнее, чем все слова, направленные в ее адрес. Пустым фразам уже никто не верит. Нам нужно предоставить качественный выбор, тогда и мы ответим вниманием.
Еще одна Ирина, но на сей раз студентка:
- Замысел Платонова, несмотря на все косяки (их просто не хотелось замечать) - удался. Моментами в исполнении как бы чувствовалась натуга - не было полной свободы, полёта... Понятно - дирижёр не может сесть и сыграть вместо музыкантов.
Очень понравилось соло гобоя. Гобоист Андрей Тирон молодец, слушать его игру было просто наслаждением. Устроилась в кресле и расслабилась - ни за одну ноту не переживала. Звук лился очень мягко, на непрерывном дыхании - у Тирона, наверное, есть свой секрет...
Высоких похвал достоин также тромбонист, сумел замечательно передать образ царя Ирода. Мне кажется, он, как и другие музыканты оркестра, познакомился с оригиналом, послушал его заранее. Ну а если нет, то это похвала его чутью, мастерству. Струнная группа тоже понравилась. А ударники-то какие молодцы!
Обрадовалась, что было только симфоническое звучание. Так, как поют в оригинале (я люблю исполнение рок-оперы Уэббера, записанное на лицензионном аудиодиске), невозможно "перепеть". Так не исполнит никто.
Валентин Барыкин создал сюиту по Уэбберу очень талантливо. Не испортил замысла первоисточника, тонко его уловил. Ведь это не точная библейская история... Яркие образы, созданные в рок-опере, не изменились, характер каждого персонажа - Иуды, Иисуса, Марии, Пилата - сохранился.
Яна, музыкант:
- Моя знакомая после концерта целый час делилась со мной впечатлениями: "Чтобы в Уфе услышать такую музыку!.. И в таком исполнении!.." Это оказалось хорошим подарком к её дню рождения.
Как только увидели переполненный зал - сразу прониклись значимостью данного события для многих людей. Не знаю, с чем связан такой большой наплыв публики. И давно не встречала, чтобы слушали с таким увлечением. По-настоящему слушали. Впитывали. Поглощали. Какая была тишина!
Работа дирижёра - настоящий профессионализм! Первый раз ощутила такую энергию. Поняла, почему Платонову дали "Золотую Маску". Главное - он раскрыл идею этой музыки, её глубину. Это же рок! Когда рок-музыку исполняет симфонический оркестр, глубина раскрывается ещё больше - благодаря профессионализму композиторов - Уэббера, Барыкина, авторов прозвучавших композиций. Очевидны масштабы мышления этих людей. Живые инструменты оркестра делают эту, казалось бы, тяжёлую музыку какой-то психоделической.
Ксения, работает в частной фирме:
- Мне очень понравилось. Если молодёжь пошла бы в оперный театр на классический спектакль, например, Моцарта, то, наверное, не получила бы таких впечатлений. Кроссовер воспринимается не как какая-то древность. И прекрасно, что у дирижёра Валерия Платонова хватает смелости, чувства риска, чтобы бросить вызов консерватизму, чистому академизму и заинтересовать широкую аудиторию. Безусловно, ему это удалось. Сужу по восторженной реакции публики и по собственным эмоциям - чувствовала лёгкость, хотелось летать. Сложно было усидеть на месте - моментами тянуло пританцовывать. Мелодии остались со мной. Неподалёку от нас с мамой сидел мальчик лет шести-семи: между номерами, во время аплодисментов он хлопал дольше всех и смеялся от радости.
Татьяна, учится в вузе:
- Это было неописуемо! Сняла для мамы на телефон два отрывка - пять и четыре минуты. И ей стало ужасно обидно, что она не попала на концерт. Шикарное исполнение. Особенно мне понравилось, как дирижёр разыграл сценку, когда пианист продолжал колдовать над клавишами - в Платонове живёт актёр! Хочется, чтобы такие современные концерты продолжались. В зале встретила друзей, одногруппницу, потом в Сети мы делились мнениями, выкладывали фотки. Жалко только, что это было не в оперном...
Ринат, друг Татьяны:
- Основная идея - это то, что симфонический оркестр может показать свою силу, мощь. Важно, чтобы такая мощь раскрывалась, как гроза: много инструментов, много людей. С детства люблю музыку, сам писал какие-то композиции. Часто хожу на симфонические концерты. Не во всех программах есть подобная сила. Если человек окажется на них случайно, иной раз его не зацепит, и он больше не пойдёт. Этот концерт выделялся из всех: показал напор, напряжение, энергию - прямо мурашки шли по коже. Исполнение было на высоте. Такое мощное звучание отозвалось в каждой клеточке.
Сразу обратил внимание на то, сколько пришло людей. Интересно было чувствовать аудиторию: как будет реагировать публика? На этот раз не было равнодушных.
Жанна Михайловна, врач:
- Приятно удивлена, поражена, была в восторге. Очень деликатное, профессиональное изложение рок-музыки в симфоническом варианте. Конечно, отметила сразу же изменение настроения исполнителей. Оркестр звучал совсем по-другому. И особенно, конечно, порадовала с большим вкусом подобранная программа, которая объединила слушателей разных возрастов, разных музыкальных пристрастий и предпочтений. Супераншлаг подтвердил чувство музыкального голода, который, надеюсь, теперь сможем утолить. Огромное спасибо организаторам и исполнителям. Ждём новым встреч с такими высокопрофессиональными музыкантами.
Даша, школьница:
- Первый раз была на симфоническом концерте. Честно говоря, не ожидала, что буду настолько восхищена. Сочетание рока, джаза и симфонической музыки позволило легче войти в непривычную для меня атмосферу. Оркестранты как бы проложили мне мостик к сложной музыке. Думаю, что буду ходить на симфонические концерты.
Нелли Ахнафовна, юрист:
- Меня как патриота Уфы переполняет чувство гордости за то, что симфонический оркестр оперного театра, по существу, вытащен из ямы. Он способен солировать на сцене, а не только "обслуживать" балерин и певцов. И это возможно благодаря специалисту-дирижёру и процессу становления здорового коллектива. Я видела счастливые лица оркестрантов. А зрители ждут новых встреч с тем, кто всколыхнул городскую общественность.
Татьяна, работник социальной сферы:
- Мне понравилось, что такой концерт состоялся в Уфе, что там была потрясающая атмосфера. Оркестранты прониклись музыкой, которую исполняли. Конечно, ими руководили. Но важно, что они были оценены, именно им аплодировали. На других симфонических вечерах я не бываю, у меня нечастый опыт их посещения. Меня впечатлил этот концерт. Второе отделение - Уэббер - понравилось больше - может быть, такая музыка была ближе моему сердцу.
Василий, учитель:
- Вокруг меня молодёжь живо реагировала. Например, перешёптывалась: "Что такое интерлюдия? Что такое метаморфозы?" Приходилось прямо по ходу дела объяснять, и юные очень внимательно воспринимали.
Марина, молодая мама:
- Я вообще в полном восторге. Чудесно, что пригласили таких артистов, как саксофонист Мурат Арсланбеков и пианист Руслан Воротников. Они украсили программу.
Семья меломанов:
- Дирижёру и всем музыкантам - слова нашей благодарности за замечательный концерт! Особо впечатлило второе отделение - свежо, бодро и мощно! Браво! Бис! Очень ждем продолжения!
Пришедший на концерт коллега-дирижёр:
- Платонов сделал абсолютно всё, что необходимо.
Педагог УГИИ:
- Каких музыкантов выпустил Уфимский государственный институт искусств - говорю и об оркестрантах, и о дирижёре!
Студент УГИИ:
- Живые компьютерные эффекты в "Пинк Флойд" просто завораживали! С первого звука до последнего - "обрушения скалы" - они здорово сочетались с симфоническим оркестром.
Учащийся УУИ:
- До этого концерта я не знал музыку "Пинк Флойд". Поэтому, сидя в зале, воспринимал ее просто как любую музыку - драматичную, тянущуюся как-то длительно и заставляющую следовать за собой...
Записал Павел ПОСПЕЛОВ.
На снимке: Валерий Платонов.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
И ЕЩЁ...
24-10-2014 (0) Просмотров: 1 606 Номер: 205(12603) Версия для печати