$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

БЛАГО ДАРИ

Этот ключ к любому сердцу подойдёт


Этот ключ к любому сердцу подойдёт

"Вечерка" уже сообщала читателям о том, что в минувшие выходные Благотворительный образовательный фонд "Мархамат" представил своим юным подопечным, в числе которых есть и те, возможности здоровья коих ограничены, очередную главу "Детского альбома". И это проект, призванный знакомить ребятню с произведениями больших композиторов и миром большой литературы. В субботу новой главе "Альбома" рукоплескал Стерлитамак, в воскресенье - Уфа.
...Идея пятой главы возникла в дни сочинской Олимпиады, поскольку в каком-то смысле лежала на поверхности. Согласитесь, трудно не отреагировать адекватно в тот момент, когда объединенный детский хор страны накрывает тебя прозрачной волной своих голосов... Так родилась мысль в обязательном порядке показать в рамках проекта фонда "Мархамат" Образцовый хор мальчиков "Маленький принц" (руководитель - Людмила Федоровна Герасимова), представлявший на Играх четырехлетия не только Башкортостан, не только Стерлитамак, но и свою родную Детскую музыкальную школу № 3 (директор - Ирина Евгеньевна Столбецова).
Музыкальная составляющая нынешней главы определилась достаточно быстро, поскольку худруку "Альбома" дирижеру Раушану Якупову очень хотелось, чтобы в Башкортостане прозвучала трехчастная кантата "Звездочет" (иные называют ее "Звездочеты"), которую наш друг Батин, композитор из Перми, создал именно для хора мальчиков, за основу взяв поэтическую сказку пермского же детского писателя Льва Кузьмина. Да-да, читатель, речь о том самом Дмитрии Батине, который специально для третьей главы проекта, имя коего точь-в-точь повторяет название фортепианного цикла Чайковского, оркестровал это чудесное произведение Петра Ильича (согласитесь, сие было не просто логично, но рискну добавить - необходимо) и подошел к предложенной нами работе настолько тонко, с таким вкусом, что был сразу оценен музыкальным сообществом России. Кстати, "Вечерка" уже рассказывала о том, что судьба "Звездочета" оказалась столь же завидной, если не сказать - звездной, то есть складывается счастливо.
Имея в основе такой козырь, дальше мы уже выстраивали программу по принципу обрамления бриллианта, требующего соответствующей оправы. Возникли мысли о хоровых сценах (имеются в виду, естественно, детские) из таких опер, как "Кармен" Жоржа Бизе и "Пиковая дама" Петра Чайковского...
А еще Якупов мечтал исполнить с ребятней из "Маленького принца" и симфоническим оркестром кантату Свиридова "Снег идет", в которой Георгий Васильевич обратился к стихам Бориса Леонидовича Пастернака. В итоге в "хоровой" главе прозвучала ее третья часть, и чистая слеза мальчишеских голосов, выводивших: "Не спи, не спи, художник. Не предавайся сну...", увлажнила глаза большинства взрослых, собравшихся со своими чадами в Городском дворце культуры Стерлитамака и в Уфимском училище искусств. А еще наши пацаны а капелла исполнили забавную итальянскую песенку и в финале программы просто взорвали пространство обоих залов своей "коронкой", послушать которую за месяц до описываемых событий мы с Раушаном Ахметовичем и менеджером "Мархамата" Ксенией Афанасьевой специально приезжали во второй по величине город республики - на торжественный концерт, посвященный празднованию Дня учителя. Впрочем, тогда нас смутила аранжировка... Но при наличии такой жемчужинки, как "Маленький принц", разве что-то может помешать, остановить нас? Нет, конечно. И в пятой главе "Веселый ветер" Дунаевского (а своеобразным прологом для всего действа стала знаменитая увертюра Исаака Осиповича к кинофильму "Дети капитана Гранта", только на последних тактах которой на сцену выходил ведущий проекта Александр Кузьменко - такая вот получилась "рамка", полная жизни и свежести морского бриза)... звучал в потрясающей оркестровке Дмитрия Батина. Это я к вопросу о тонких связующих многих хороших и талантливых людей нитях...
...И все бы было прекрасно, но в воздухе оставалось висеть облако нерешенных вопросов, касающихся того, каким образом мы сможем соединить столь разные "куски", совпадают которые во времени и пространстве пока лишь за счет хора "Маленький принц" и симфонического оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета... И совпадают условно, с большими зазорами.
Время шло, мы мучительно искали варианты литературного текста, способного уравновесить картину нарождающегося мира, четко при том понимая, что и Чтец нам необходим особый (ведь у "проводника" в каждую главу - свои задачи). Ныне нам нужен был тот, чей голос, его тембральные краски очень логично бы сосуществовали с дискантами и альтами тридцати семи главных действующих лиц, не нарушая при том строя, течения столь светлого ручья, не раня звонкого того ключа решительным вторжением извне...
И родилось название. Внезапно всплыло из глубин памяти, омыв теплом открывшейся перспективы и ощущением удачи - "Мальчики" Александра Рекемчука! Замечательная повесть "Мальчики", экранизацию которой помнят те, кому сегодня где-то сорок-сорок пять лет... И вообще, как-то раньше, в поры нашего пионерского детства, все, что касалось литературы, музыки и кино для ребятни, было иным. Все это было качественнее, лучше, а в чем-то даже ярче, надежней, талантливей... Я не пытаюсь брюзжать, вспоминая минувшие годы. И, понимая, что убедить иных из вас трудно, советую лишь: найдите в Сети повесть Рекемчука (к сожалению, историю, в основу коей легла судьба композитора Родиона Щедрина, не переиздавали
с 1970-х годов...) и прочитайте. Сначала сами - не пожалеете. А потом тихонечко подсуньте ее собственному отпрыску, проявляющему исключительную осведомленность во всем, что касается уже навязшего в зубах "многотомного" процесса обучения юного Поттера в школе Хогвартс. (Скучно же! Со второй книги ты начинаешь понимать, что образная палитра у госпожи Роулинг скудна, а приемы постоянно повторяются...) Короче, вы сделайте то, о чем я прошу, а там посмотрим, чья возьмет...
И вместе с названием упомянутой выше повести сознание вытолкнуло на поверхность и имя - Рима Харисова. Конечно! С ребячьим хором сможет совпасть только Рима Талгатовна - старший преподаватель театрального факультета Уфимской государственной академии искусств, призер и лауреат (более того - обладатель первой премии) Республиканского конкурса чтецов "Мастер слова", который ежегодно проводит СТД Башкортостана. Харисова - талантливый педагог, артистическая натура, человек, очень точно чувствующий слово и способный протранслировать свои ощущения залу, владеющий ремеслом постановщика. Ей по силам самостоятельно срежиссировать текстовые отрывки, не просто найдя образ, но перевоплотившись в мальчика-хориста... Именно тогда мы поняли, что найдены и Книга, и Чтец, который, пропустив ее через сердце, одарит зал новым знанием.
Илюзя КАПКАЕВА.

Этот ключ к любому сердцу подойдёт Этот ключ к любому сердцу подойдёт Этот ключ к любому сердцу подойдёт

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Окончание следует.


ВАЖНО!
Пятая глава проекта "Детский альбом" вышла в свет благодаря гранту президента Республики Башкортостан.
В числе тех, кто поддержал "хоровую" главу нашего "Альбома", - Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан; группа компаний "Дортрансстрой"; руководство и сотрудники Городского дворца культуры Стерлитамака и Уфимского училища искусств; научно-методический центр "Эдвис".

Дата создание новости 7-11-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 864     Номер: 214(12612)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.