Знай наших!
И, может быть, Синяя птица над их головами кружится...
На днях учащиеся Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева вернулись из Москвы, став лауреатами Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов. Легко ли покорилась ребятам эта вершина и вообще - что дают подобные турниры?
И в самом деле, различных фестивалей, смотров ныне так много, что порой не успеваешь разобраться в значимости оных. Но представьте себе, что конкурс, о котором идет речь, проводился впервые. Нет, разумеется, балетно-хореографические испытания не редкость, но они ещё никогда не проходили в номинации "характерный и народно-сценический танец". Для самодеятельных артистов и коллективов были, для профессиональных - нет.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов учрежден в 2012 году Правительством и Министерством культуры России и задуман как четырехлетний цикл с чередованием специальностей. Уже состязались классические танцовщики, хореографы, на сей раз - характерные исполнители, а на будущий год планируется номинация "современный танец".
...Известие о конкурсе вдохновило Ильнура Рафиковича Аюпова - преподавателя народно-сценического танца в БХК. Времени было в обрез, чуть больше месяца, поэтому график репетиций сверстали довольно плотный. По конкурсному положению можно было готовить для выступления соло, дуэт или трио. Аюпов выбрал золотую середину и нашел подходящих исполнителей - Ильяса Фазлиева и Сергея Боссерта.
В обязательную программу входил этнографический танец той местности, где проживаешь, то есть башкирский. Для произвольной решили сделать "Матросский". И на счастливый случай (если пройдут во второй тур) аргентинский - маламбо. Это типично мужской танец. С его помощью южноамериканские ковбои доказывали на танцевальном "ринге" свою доблесть и силу. Необходимы просто виртуозная техника ног и длительный упорный труд, а в музыке, под которую его исполняют, главное - ритм.
Хореографию всех номеров Ильнур Аюпов сочинил сам. Опытный танцовщик с двенадцатилетним стажем, некогда он окончил Башкирский хореографический колледж, впитав его лучшие традиции от лучших педагогов - Серафимы Сатаровой, Татьяны Елисеевой, Земфиры Габдулхаковой, Марата Каримова... Работал у гаскаровцев, во время армейской службы танцевал в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, сейчас - артист муниципального фольклорного коллектива "Мирас". В 2011-м, завершив учебу в Челябинской академии культуры и искусств, стал дипломированным педагогом-хореографом, четвертый год преподаёт. Вот он, на снимке (справа), с учащимися девятого класса БХК, возможно, тоже будущими лауреатами Всероссийского конкурса.
Ребята тоже не подвели, репетировали с увлечением, с полной отдачей физических и душевных сил.
Ильясу Фазлиеву семнадцать лет, родом из Нефтекамска, занимался в студии эстрадно-спортивного танца "Виктория", с коллективом побывал во Франции, Германии, Болгарии, выступал в Кремлевском дворце съездов. Родители (папа - сварщик, мама - бухгалтер) привыкли к ранней самостоятельности единственного сына и отпустили учиться в Уфу.
Сереже Боссерту пятнадцать лет, занимался в Школе искусств в родном Ишимбае, где заметили способности мальчика и посоветовали продолжить обучение, обратившись к профессионалам.
...И вот они в Москве. Их поселили в шикарной гостинице "Аструс". Конкурс проходил в театре имени Натальи Сац. Это первый в мире профессиональный театр оперы и балета для детей - с великолепной сценой, хорошими репетиционными залами. Расписание репетиций составлено было удобно, наши ребята без очередей могли спокойно зайти, подготовиться...
Соперники собрались сильные. Съехались в Белокаменную юные танцовщики со всех уголков России. А это, помимо самой Москвы, Астрахань, Дербент, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Нальчик, Новосибирск, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Элиста, Якутск, Ярославль... До финала дошли пятьдесят три участника. Уфимцев покорили ребята из студии ансамбля Моисеева, которым досталось "золото".
В составе жюри - знаменитости балетного мира: Юрий Григорович (председатель), Николай Цискаридзе, Вячеслав Гордеев, главный балетмейстер Моисеевского ансамбля Елена Щербакова...
- У нас была установка: без дипломов не возвращаться! - рассказывает Ильнур Рафикович. - А дипломы идут после пьедесталов, так что мы программу, можно сказать, перевыполнили: у Ильяса - серебряная награда, у Сергея - бронзовая. Волновались, конечно. Но мы так их тренируем, чтобы готовы были к любым ситуациям, чтобы стабильно работали на сцене. Наши питомцы серьёзно подходят к будущей профессии. Собственно, они уже в ней. Фанаты своего дела, на них можно положиться, их захватывает стихия народного танца, и они свободно в ней себя чувствуют. Крепкие в технике. Если в ансамбле солисты во время трюков меняют друг друга, то в данном случае пришлось нелегко. В башкирском танце выполнили шесть трюков вдвоем, у каждого было по три техники. Все, что намечалось, сделали, без срывов. На репетициях специально усложняли дыхание, чтобы потом, на сцене, спокойнее себя чувствовать. Матросский танец конкурсное братство встретило тепло, уже в середине были аплодисменты, а в конце зал просто взорвался. И башкирский номер приняли хорошо. Я старался представить в этой миниатюре мужской характер... В заключительном туре - аргентинский, тоже успех. Делали ставку на разнообразие, и расчёт оправдался.
- Что дают такие конкурсы?
- Это большой шаг в нашей профессии, - считает Сергей, - большой опыт. И характер закаляется.
- Ильяс, отныне ты "серебряный танцовщик"... Поднимает настроение такое звание?
- Хочется ещё лучше танцевать, - отвечает юноша.
- Все получается в технике танца?
- Сразу всё не получается. Надо много работать, - молодой человек делает паузу. - Если какие-то движения не выходят, нужно пробовать, повторять бесконечно. В конце концов получится.
- Какие танцы больше нравятся? Национальные или, может быть, экзотические, например, латиноамериканские...
- Маламбо нравится. Гопак. Русский и башкирский тоже... Вообще люблю танцевать, - лицо у Ильяса Фазлиева становится мечтательным. - И много значит поддержка родителей. Знают, что это для меня важно. Если поставлю цель, добиваюсь, и они понимают: зачем сына ограничивать?
- Ильяс, - спросила я, уже завершая нашу беседу, - после учёбы думаешь, наверное, в гаскаровском ансамбле танцевать?
- Хочу попробовать попасть в ансамбль имени Игоря Моисеева, - уверенно произнес мой собеседник. - Давно наслышан об этом коллективе, смотрел записи, кино, а в этот раз в Москве увидел, что называется, живьем и совершенно покорен. Решил попасть туда. Много работаю над собой.
...Оригинальное здание театра Натальи Сац венчает его эмблема - скульптурное изображение Синей птицы. Напомню, что "Синяя птица" - легендарная постановка МХАТа по пьесе Мориса Метерлинка, музыку к которой сочинил композитор Илья Сац, отец основательницы детского театра.
- Папа, - спросила тогда девочка, - кто такая Синяя птица?
- Это птица счастья, - пояснил отец. - Только, говорят, поймать её невозможно.
- А я, когда вырасту, поймаю! - твердо заявила дочь.
Наталья Ильинична многого добилась, главное дело ее жизни - создание музыкального театра для детей. Только, разумеется, волшебство здесь ни при чем. Синяя птица приносит счастье и удачу тем, кто умеет трудиться, у кого есть ясная и твердая цель. Я думаю, нашим ребятам из Нуреевского колледжа со временем тоже удастся приблизиться к ней. И, как знать, может быть, она дастся им в руки...
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКЕ: Сергей Боссерт, Ильнур Аюпов и Ильяс Фазлиев.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКЕ: Сергей Боссерт, Ильнур Аюпов и Ильяс Фазлиев.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
11-12-2014 (0) Просмотров: 2 042 Номер: 239(12637) Версия для печати