$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Палитра Чувств и ощущений

"Я ветер детства в памяти несу..."


 "Я ветер детства в памяти несу..."

Как хорошо, что работа персональной выставки марийской художницы Светланы Шамаевой, развернутой в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова (улица Расулева, 4), продлится до середины марта! Вы можете успеть полюбоваться пейзажами, натюрмортами, жанровыми зарисовками, портретами живописца, почувствовать солнечность и легкую воздушность полотен, что достигается благодаря знаменитой белильной прописи, полузабытой технике эпохи Возрождения. В каждой картине отражается личность автора, живая частичка её "я". Сельские корни Светланы, близость к природе и гармония с окружающим миром привносят в её творчество обаяние нравственной чистоты, добрый свет и какую-то особую лучезарность. При следующей встрече вы с первого взгляда узнаете её почерк и, даже не прочитав имени автора картины, безошибочно определите: "ЭТО ШАМАЕВА!".

- Светлана Самиевна, думаю, что Вы назвали свою выставку "Всё родом из детства" не случайно. Ведь всё хорошее и важное для человека начинается в раннем возрасте...
- Мне кажется, именно первые жизненные впечатления формируют мироощущение человека. С обретением знаний, опыта оно, конечно, развивается, совершенствуется, но основа остаётся. Я выросла в деревне Староарзаматово Мишкинского района Башкирии, среди простых людей, крестьянских тружеников. Так хорошо помню всё! Например, пору сенокоса. Нас, детей, брали с собой, и это было событие, мы радовались росе на лугах, запаху трав, походам к роднику за водой, вечерним кострам, хороводам. Даже в звоне косы (когда ее затачивали бруском) слышалась мелодия. Женщины одевались в простые платья, кофточки, юбки, повязывали на голову платки, косынки, и всё им так шло, и было удивительно красиво!
А моя бабушка Назипа, с её сказками, песнями, мудрыми наставлениями, рассказами о народных традициях... Ведь это никуда не уходит, согревает меня, даёт силы и для жизни, и для работы.
Вот картина "Утро". Девочка за столом, самовар, каравай хлеба, солнце в окне, радость наступающего дня - всё из моего детства...
- Девчушка, родившаяся в деревне, вдали от музеев и картинных галерей, стала художником... Какие обстоятельства, какие люди помогли Вам раскрыть свой дар?
- Вы удивитесь, но в школьные годы я рисовала, как обычные девочки - цветочки, листочки... Не думала тогда, что стану художником. Всё пришло гораздо позже. Поступила в медицинское училище, и однажды нас повели на экскурсию в музей имени Нестерова. Вот тут-то и нашло на меня что-то. Наверное, это чувство можно назвать озарением... Потрясли картины русских художников - те же леса, речушки, избы, что у нас, но до чего здорово нарисовано! Как это у них получается?.. И я поступила на вечернее отделение художественной школы. Полезной была работа в объединении "Агидель", где занималась росписью по дереву, лаковой миниатюрой. Здесь познакомилась с известным художником Леонидом Крулем, который стал моим мужем и многому научил меня. Ещё во время учёбы в Уфимском училище искусств начала участвовать в различных выставках.
- Как рождается сюжет, замысел картины? Скажем, принесла домой ромашки, поставила в вазу и подумала: "А хорошо бы их запечатлеть!"...
- Да сюжеты, собственно, искать не надо, их множество вокруг! Главное, преподнести по-особому. Не просто изобразить те же ромашки, а передать настроение, своё отношение, чтобы зрители почувствовали, как я радуюсь этим цветам и хочу поделиться своими ощущениями с людьми.
- Существуют в искусстве, а скорее, в восприятии человека некие художественно-литературно-музыкальные ассоциации, аналогии... Допустим, Левитан - Чехов - Рахманинов. Или Суриков - Пушкин - Мусоргский... А вот вы могли бы назвать имена, созвучные Вашему творческому мировосприятию?
- Для меня это фольклор! Народные песни, танцы, гулянья - вот что меня волнует и вдохновляет. Завораживают старинные обряды. Например, свадебные. Как всё обставлено, что говорят, поют, какие-то даже спорные, быть может, моменты... Традиции уходят в глубину времён, потому-то они становятся для нас особенно таинственными, волнующими. Наверное, ещё от бабушки мне пришло это - на уровне, возможно, святости - отношение к народному творчеству.
- У Вас есть любимые художники - башкирские, русские? Кто-нибудь повлиял на Вас особым образом?
- Прежде всего Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. Кстати, он с самого начала говорил, что я стану настоящей художницей, и дал мне рекомендацию для вступления в наш профессиональный Союз. Благодарна Адии Хабибулловне Ситдиковой, я восхищалась ею и училась у неё, да просто мы дружили - душевно, тепло, по-женски... Из зарубежных классиков мне близки Тициан, Рембрандт. Каждый раз изумляюсь, как давно старые мастера создавали свои картины и насколько они современны ныне, насколько о многом они говорят нам сейчас. Из русских художников ещё в юности открыла для себя Валентина Серова, пережила потрясение его картинами "Девушка, освещенная солнцем" и "Девочка с персиками". Меня просто заворожило волшебство света, то, как он сумел передать очарование женского взросления... И я написала свою девушку, освещённую солнцем, с персиками в руках. Может быть, это воспринимается как подражание, но хотелось самой прикоснуться к чуду, испытать себя в мастерстве.
- Что для Вас есть национальная тема, воплощенная в рисунке, на полотне? Вы ведь не раз говорили о том, что мечтаете написать картину о марийском танце...
- Марийское, национальное, народное - это и есть я, моя жизнь, моё творчество. Люблю писать портреты землячек в национальных костюмах. Смотрите, вот "Деревенские певуньи", дорогая для меня работа. Эти женщины красивы и лицом, и душой, я их люблю и, надеюсь, люди, которые смотрят на полотно, понимают мои чувства. Картину о марийском танце задумала давно. Хочу передать своеобразие пластики, ритма, красоту древнейшего искусства. Но главная мысль - танец объединяет. Возможно, работу назову "Верёвочка". Это образ. Как вьётся верёвочка, так плетутся человеческие связи, отношения. Как прочна верёвка, так мы крепки в труде, дружбе, любви.
-У Вас бывают творческие кризисы? Какие качества необходимы художнику и какие именно Ваши качества помогают Вам? Куинджи, например, придавал большое значение самодисциплине и трудолюбию, говорил, что художник должен спать с карандашом и альбомом...
- Я постоянно думаю, как много не сделано. Вот это хотела... А ещё то... Как написать интереснее, глубже?.. Как люди воспримут?.. Выдержат ли мои картины испытание временем?.. Дисциплина, труд - само собой, но для меня важна поддержка окружающих, понимание родных, друзей, коллег. Часто спрашиваю себя: для чего я всё это делаю?
- И для чего?
- Для будущего. Ведь общаясь с прошлым, мы обращаемся к будущему, хотим, чтобы потомки нас услышали.
Беседовала
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Светлана Шамаева; фрагмент ее выставки, развернутой в Доме-музее; работы нашей ге
роини.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.



 "Я ветер детства в памяти несу..."  "Я ветер детства в памяти несу..."  "Я ветер детства в памяти несу..."

Дата создание новости 20-02-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 909     Номер: 33(12681)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.