Палитра
“Тайна жизни” Владимира Загитова
В Уфимской художественной галерее завершила свою работу выставка произведений живописца из Башкортостана Владимира Загитова, которую автор назвал “Тайной жизни”. В своеобразном “прологе” к этой экспозиции он обращался к зрителю с такими словами: “Я хочу, чтобы человек, пришедший на выставку, получил вдохновение и радость. Отбросил суету своего ума и погрузился глубоко внутрь своего духовного сердца, где всегда царят Покой, Мир и Любовь”.
В дни работы выставки Владимир практически не уходил из зала на Революционной, отвечая на вопросы зрителей, проводя экскурсии. В дополнение к живописному зрелищу он играл для гостей на восточных музыкальных инструментах - лютне и дарбуке, задавая особое настроение и вибрации, делясь с посетителями своим ритмом - жизни, сердца...
Удивительно гармонично мелодии этих инструментов, уводившие нас в доселе неизведанные, таинственные пространства, сливались с тем миром, который представил в своих полотнах живописец. Они помогали людям воспринять эмоционально-поэтический ряд, созданный художником. Искусство Владимира Загитова не укладывается в общепринятые рамки, не выносит догм и систем. Оно раскованно, свободно, современно по содержанию и форме и направлено на рождение у публики широких ассоциаций.
В его картинах во всём величии предстают горы, деревья, море. И среди вечной природы - человек, который рисует, молится, любит, играет на музыкальных инструментах... Он объединён с морем и горами, являясь частью этого великого пространства. Загитов создаёт свой уникальный мир, в котором он - творец. Именно такой смысл заключён в его композициях “Художник”, написанных в 2010-м и 2013 годах. Полотно “Рождение солнца” (2011) вылилось в мажорное панно, где ритмы ярких красок и динамичных линий рождают ощущение бесконечности жизни. В картине “Сокровище” (2014) её герой, словно улавливающий с помощью морской раковины музыку волн, воплощает авторскую идею о хрупкой, неповторимой красоте подлинного пространства. Энергия человеческого сознания, вдохновения, словно стремительный поток, бурлит в композициях “Восход”, “Волны струн”.
Современен изобразительный язык, который отличает манеру этого художника. Он трансформирует в своём творчестве традиции авангардного искусства начала ХХ века. И здесь автор - властелин света, цвета, формы, которые доносят до зрителя биение его поэтического сердца. Загитовские холсты благодаря крупным планам и пластике воспринимаются как фрагменты монументальных фресок, а чистота цветовых отношений - как воплощение искренности и эмоциональности авторских интонаций, пронизанных стремлением художника отразить поэтические и духовные грани бытия.
Над одним из самых больших своих полотен “Древо жизни” (2015) Владимир Загитов работал больше пяти лет, создавая множество эскизов, набросков. Изображённый на холсте мужчина как бы в одно целое сливается с деревом, становясь самой природой, продолжая её, постигая непреходящие законы жизни.
...В один из дней работы экспозиции, после того, как зрители и отдавшие должное “лекции” Загитова благодарные слушатели - ученики 39-й гимназии покинули галерею, мы с Владимиром подошли к “Древу жизни”. На мой вопрос, как возник замысел произведения, он ответил:
- Любая картина рождается благодаря некоему жизненному опыту, переживаниям, к которым так чувствителен каждый художник. О чём моя душа болит, о том я и говорю в своих работах. Вдохновили меня на эту картину строки из ветхозаветного повествования, содержание коего сводится к поразительной мысли: каждый человек, развиваясь, становится своего рода деревом, которое будет плодоносить, а птицы станут укрываться в его ветвях...
...Картина “Танец” - одна из новых работ художника - напомнила мне “Танец” Анри Матисса...
- Да, я обожаю Матисса, - тут же отозвался Владимир. - Подолгу рассматриваю его работы в Эрмитаже, в Пушкинском музее (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве - А.С.). Значимые художники для меня - Пабло Пикассо, Жоан Миро. Считаю, что Матисс открыл в живописи чистоту цвета на грани духовной составляющей. Это созвучно моим устремлениям. При том у моей работы иное содержание. Здесь - образ танца народов Средиземноморья. И это объединяющий воинский танец. У него особенная энергия, настрой. Моя мама, художник по профессии, говорила мне, что главное в живописи - тон. В этой работе я иду по пути разработки единого тонального решения как метафоры того объединяющего начала, которое владеет моими героями. Его цельность подчёркиваю контрастами света и цветовых пятен на фоне...
Мой собеседник говорил также о неотъемлемой составляющей своих работ - ритме:
- Я уже много лет изучаю средиземноморскую культуру, и мой культурный пласт во многом построен на ней. Ритмика, одна из главных составляющих искусства стран Востока, это та же музыка, способная передать характер, темперамент народа, его природное чувство пластики.
На ритмической вибрации линий строятся работы “Зелёный танец” (2007), “Рождение солнца” (2011) и другие. В их числе и картина “Поток” (2008) с такими разными оттенками зелёного цвета... Она - словно исполненный энергии поток, вместе с которым мы устремляемся вперед в поисках разгадки тайны жизни. Декоративность колористического решения этих и многих других работ живописца также связана с цветовой культурой Востока.
Поскольку Владимир Загитов профессионально занимается музыкой, я не могла не спросить у него о том, что первично в его “высказываниях” - ритм барабанов или ритм живописи?
- Думаю, происходит некое взаимообогащение, - считает он. - С 2004 года изучаю музыку Востока, мы создали свой ансамбль, с которым выступаем на разных площадках. Мне кажется, я поймал связь между живописью и музыкой. И с тех пор музыкальные инструменты, как и кисти, - неизменные спутники моей жизни. На фоне выставки я почти каждый день устраиваю вечера, на которых звучат эти мелодии...
И вполне логично то, что музыка стала темой нескольких полотен Владимира Загитова - “Внутри звука” (2010), “Волны струн” (2014), “Трио” (2015), воссоздающих в живописно-пластической форме её волшебную силу.
Мы говорили с художником и о его картине 2011 года “Молитва”, которая выделяется среди других своей тематикой.
- Ислам, христианство, иудаизм... В каждой из религий говорится об одном - добре и миролюбии. Было бы прекрасно, если бы в наших религиях мы искали не различия, а точки соприкосновения, - объяснил автор посыл, заключённый в полотне. В картине - непостижимость и сакральность момента единения с Богом. Символичны изображённые в ней детали: белые голуби, парящие над людьми, склонившимися в намазе. Тень падает на молящихся мужчин, как бы заслоняя область сердец и сохраняя их тайну. Игра света и тени воспринимается как символ сокровенного движения души во время молитвы...
Контрапунктом всей выставки звучало полотно “Человек и книга”, написанное в 2011 году. Стремление к самосовершенствованию и познанию позволит человеку проникнуть в тайны жизни, полнокровно ощутить её красоту - такова идея этого произведения. Остается добавить, что она является доминантой и всего творчества Владимира Загитова в целом.
Анастасия СОРОКИНА.
НА СНИМКАХ: Владимир Загитов в Уфимской художественной галерее; его работа “Созерцание”, 2010 год.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: Владимир Загитов в Уфимской художественной галерее; его работа “Созерцание”, 2010 год.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
5-03-2015 (0) Просмотров: 3 542 Номер: 42(12690) Версия для печати