$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Событие

Уфимская "Анюта" готовится к дебюту


Уфимская "Анюта" готовится к дебюту

В Башкирский государственный театр оперы и балета приехали постановщики балета "Анюта" - хореограф Владимир Васильев, художник Виктор Вольский, помощник хореографа Марина Панфилович. Итак, 22 и 23 марта премьера этого спектакля откроет XX Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.

У газеты "Вечерняя Уфа" есть повод для гордости, ведь она тоже сыграла свою роль в том, что легендарный танцовщик и хореограф приехал в наш город. А точкой отсчета стала ее работа над проектом "Детский альбом" Благотворительного образовательного фонда "Мархамат", где "Вечерка" выступает и как один из организаторов, и как информатор-просветитель, и как генератор идей. В марте прошлого года в рамках второй главы "Детского альбома" Владимир Викторович мастерски читал сказки Александра Сергеевича Пушкина на подмостках Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. Народный артист Советского Союза и России вышел на сцену ГАРДТ с оркестром, исполнявшим музыку Николая Римского-Корсакова и Дмитрия Шостаковича. Именно тогда произошло первое соприкосновение Васильева с БГТОиБ, поскольку работал с ним симфонический оркестр нашего театра под управлением маэстро Раушана Якупова, художественного руководителя "Детского альбома", коему и принадлежала идея сделать главу с Владимиром Васильевым. И теперь именно Раушан Ахметович - дирижёр-постановщик нового спектакля.
Вот так всё в жизни и складывается - по цепочке событий. Находясь в Уфе, Васильев не мог не побывать в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. А художественный руководитель там, как и в балетной труппе театра, Леонора Сафыевна Куватова. Еще танцовщицей она не просто встречалась, а дружила с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, восхищалась их мастерством и... Ох, как же ей хотелось самой станцевать Анюту! А потом она мечтала о том, чтобы этот спектакль появился в репертуаре труппы нового поколения. Леонора Куватова убеждена: театр должен преподносить зрителям всё лучшее, что есть в хореографическом искусстве. Это и классика, и "Спартак"... Конечно, при встрече с Владимиром Васильевым не мог не родиться разговор о постановке "Анюты" на сцене БГТОиБ.
Одним словом, мечты сбываются. В январе-феврале труппа разучивала балет с ассистентом хореографа Андреем Меланьиным. Он знаком уфимцам с 1993 года, когда помогал Юрию Николаевичу Григоровичу перенести на нашу сцену "Тщетную предосторожность", а в 1998 году поставил свой балет "Ходжа Насреддин" на музыку Лейлы Исмагиловой.
...Владимир Викторович прилетел в Уфу вечером 12 марта и уже на следующий день приступил к репетициям, дал пресс-конференцию для представителей столичных СМИ. Мэтр подробно, интересно, эмоционально ответил на все заданные ему вопросы. Журналисты узнали удивительную историю создания балета. Она уникальна, потому что впервые хореографическое произведение перенесено с экрана на сцену, а не наоборот, как это бывало раньше. Телевизионный фильм-балет "Анюта" на сюжет замечательного произведения Антона Павловича Чехова "Анна на шее" с гениальной музыкой ленинградского композитора Валерия Гаврилина и гениальными исполнителями Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, придуманный режиссёром (он же - автор сценария) Александром Белинским в 1982-м, триумфально прошёл по экранам кинотеатров не только СССР, но и Европы. Этот успех вдохновил Владимира Викторовича на создание сценической версии. Так родился новый балет. Премьера состоялась в неапольском театре "Сан-Карло" в 1986 году, а вскоре - на сцене Большого театра. С тех пор он поставлен во многих театрах страны и неизменно с восторгом встречается зрителями. А уфимская "Анюта" - будет ли она особенной?
- Каждая постановка отличается одна от другой, - уверяет хореограф. - Спектакль не может повторяться, поскольку мы имеем дело с одушевленным материалом, а он меняется. Каждый актер своей индивидуальностью привносит что-то новое. Я никогда не убавляю красок. Наоборот, только дополняю. Как донести до души зрителя чеховскую интонацию, этот смех сквозь слезы, эту полуулыбку, а не страсти-мордасти... Я всегда думаю: в чем загадка данного спектакля - почему он так долго держится в репертуарах всех театров? Наверное, в том, что есть ясность сюжета и простота. Валерий Александрович Гаврилин - композитор поразительный по эмоциональности и чувствам. Простые мелодии, казалось бы, но палитра богатейшая! Люди устают от непонимания, ребусов, хотят красоты, эмоциональности...
Не скрывает чувства радости Леонора Куватова:
- Трудно переоценить факт, когда такой величины мастер работает с труппой. Я под огромным впечатлением от репетиции в балетном зале! Удовольствие от показа и рассказа, объяснений получила такое же, как в свое время получала, видя Владимира Викторовича в его спектаклях. Многие актеры и педагоги выходили из зала со слезами на глазах... Рада за наших зрителей - им предстоит всё это пережить!
...Воспользовавшись любезным разрешением и Владимира Викторовича, и художественного руководителя балета, на следующий день я побывала на так называемой рояльной репетиции, которая проходила на сцене.
Ещё во время пресс-конференции Владимир Васильев хорошо отозвался о балетной труппе БГТОиБ. Для премьерных показов готовятся три исполнительских состава. Например, в заглавной партии выступят Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова и Валерия Исаева. Сложную, гротесковую роль Модеста Алексеевича репетируют Андрей Брынцев, Руслан Абулханов, Динар Шакиров. Артыновых тоже трое - Рустам Исхаков, Сергей Бикбулатов, Ильдар Маняпов...
Надо сказать, что репетиция - это отдельный спектакль особого, неповторимого жанра. Владимир Викторович давал советы и указания артистам в микрофон, но видно было, как моментами он готов перепрыгнуть оркестровую яму, дабы оказаться рядом с исполнителем и самому показать то или иное движение, жест, ещё раз напомнить, что танцевать надо "с текстом в голове" - тогда будет выразительно. Чувствуется, как артисты - и солисты, и кордебалет - заражены увлечённостью мастера, его хореографией с необычной лексикой, требующей остроты акцентов, гротеска, экспрессии. Во время перерыва ему всё-таки сделали ступеньки к сцене, и он в полной мере воспользовался свободой доступа к исполнителям. Анютой на сцене в этот момент была Гульсина Мавлюкасова, своей танцевальной манерой так напоминающая мне Екатерину Максимову. А в зале за коллегой наблюдала Гузель Сулейманова. Как она сопереживала героине! Выражение глаз, повороты головы, движения рук, стоп... Можно сказать, танцевала, сидя в кресле...
На возвышении в центре оркестровой ямы артистам аккомпанировала концертмейстер Лиана Кашапова. Рядом с ней - Раушан Якупов. Он дирижировал, иногда прищелкивая пальцами - маэстро имитировал звук кастаньет, стремясь тем самым подчеркнуть остроту музыкальных нюансов. После репетиции Раушан Ахметович поделился тем, насколько восхищен творчеством композитора Валерия Гаврилина, сожалеет, что тот не так широко известен, в основном - по блистательным сочинениям к кинофильмам.
Помощница Владимира Викторовича Марина Панфилович напомнила: в апреле у Васильева 75-летний юбилей. До этого он успеет осуществить масштабный проект в Татарском государственном театре оперы и балета - силами хора, симфонического оркестра, оперных и балетных солистов воплотит на сцене знаменитую Мессу Си-минор Иоганна Себастьяна Баха.
- Она меня преследует много десятков лет, - подчеркнул Владимир Викторович на пресс-конференции. - Это произведение о любом из нас и о божественном назначении каждого. Мы все - единое целое. Последняя часть Мессы называется "Даруй нам мир" - в этом заключен весь смысл произведения.
Премьера Мессы будет представлена и в Большом театре во время юбилейных торжеств. Телеканал "Культура" готовит новую серию из цикла "Монолог" с участием Владимира Васильева. Бахрушинский музей откроет выставку его живописных произведений.
А пока работа над "Анютой" в Башкирском государственном театре оперы и балета идет полным ходом. Встреча с уфимской публикой состоится совсем скоро.

Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции в балетном зале БГТОиБ - Владимир Васильев; Гульсина Мавлюкасова (Анюта) и Ильдар Маняпов (Студент).
Фото Олега МЕНЬКОВА.
НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: Владимир Васильев в процессе общения с журналистами.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Уфимская "Анюта" готовится к дебюту Уфимская "Анюта" готовится к дебюту Уфимская "Анюта" готовится к дебюту

Дата создание новости 17-03-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 238     Номер: 50(12698)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.