Очередное покорение Сибири Русским театром
Как нас позвал Тобольск, а с ним и Пётр Павлович...
Часть третья, немного ворчливая, но справедливая
Саратовцы, выступавшие с “Коньком” за день до нас, мне не глянулись. И в первую очередь тем, что занялись своего рода “ревизией” сказки о подвигах крестьянского сына Ивана, обратившись к инсценировке вездесущих Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира. А вот на мой вкус, текст самого Петра Павловича настолько хорош, что переписывать его на новый манер нет необходимости...
Другой вопрос, что Прокофьева с Сапгиром замахнулись на самостоятельную пьесу, работа над которой, собственно, имеет иное денежное “наполнение”. А вышло плохо. Мы, кстати, когда спектакль начался, первые пятнадцать минут не могли понять, что за “суржик”, развязностью напоминающий раешник, несется со сцены... Вроде, на ершовский слог похоже... Ан нет, другая “песня” льется в зал! И вольности те никого из уфимцев, пришедших оценить творчество коллег из Саратовского академического театра юного зрителя, в правомочности своей не убедили, наоборот - расстроили.
И еще один аргумент не в пользу коллектива из города на Волге - старейшего профессионального театра для детей (год рождения -
1918-й)... Увы, для меня это был образец типичной тюзятины, каковую ныне даже на периферии встретишь не часто... Обижать друзей-соперников не хочу. И все же спектакль ГАРДТ, тоже, напомню, выпущенный в 2007 году, смотрится намного свежее - запаха слежавшегося платья в нем нисколечко не чувствуется.
Обидно за актеров из Саратова, неплохие они, мне показалось, люди...
Но, справедливости ради, добавлю, что зал (а мест в Тобольском драматическом - около четырехсот), в коем собралось множество детей, принимал “Конька” режиссера Юрия Ошерова хорошо. Вообще, тоболяки (на “и” ударение ставьте, на “и”!) - народ неизбалованный и в каком-то смысле даже неискушенный. Одна из наших кураторов, упомянутая в самой первой части этого цикла Надежда Хрипачева, повествуя мне об их житье-бытье, заметила: “Цивилизация нас еще не испортила. Мы умеем радоваться и быть благодарными”. Очень верно сказано. Поскольку именно БЛА-ГО-ДАР-НЫ-МИ показались нам зрители из “старой крепости” на Иртыше, а раньше и на Тоболе, с широкими водами речного собрата сливавшимся. Впрочем, об этом позднее...
Напомню, во-первых, что каждый вечер в театре можно было увидеть председателя Тобольской городской думы Николая Петровича Зольникова, не просто отсмотревшего все, чем была богата афиша Всероссийского фестиваля одной сказки, но и поднимавшегося на подмостки, дабы поздравить и поблагодарить гостей, неизменно вручая им розы. (“Наши”, например, нежно-жёлтые с малиновой каймой по краю лепестка - расхватали девчонки, унеся их потом в свои гостиничные номера.) И выступал он очень умно, ни разу не позволив себе какого-то панибратского
тона.
Во-вторых, ежевечерне к зрителям выходил директор Тобольского театра, а к тому же и актер Сергей Владимирович Радченко - трогательный человек, являющий собой пример творческой личности, добровольно взвалившей на свои плечи многое, если не сказать - все. Имею в виду заботы об этом радушном доме (в том числе и по его содержанию), кадровые вопросы, репертуар, художественную составляющую, прокат спектаклей.. И у него точно так же находились нетривиальные слова признательности для съехавшихся из российских городов и весей коллективов, а еще на редкость милые (я бы даже сказала - и изобретательные) подарки участникам феста. Причем все разные. Неизменным был один - вишневого дерева прямоугольный вытянутый футляр, формой своей напоминающий фойе Тобольского драматического, в уютной, обитой темным бархатом глуби которого мерцало матовым блеском творение местных косторезов (чье искусство знает весь мир) - перо, думаю, гусиное... И еще я думаю, что именно таким, разве только настоящим, а не из оленьей кости, писал своего “Конька-Горбунка” Петр Павлович Ершов...
И, в-третьих, меня весьма впечатлило простодушие юной аудитории. То самое простодушие, та самая вера в волшебство, за которые не жалко и все силы отдать, играя для этой ребятни спектакль. Она, задержавшись после версии саратовцев и получив разрешение побеседовать с исполнителями, закидала артистов вопросами, поразив меня рассудительностью, наблюдательностью, умением вникнуть в самую суть происходящего... Надо же, какое дивное поколение подрастает в Тобольске, численностью населения приближающемся к цифре в сто тысяч! Таким детям покажешь “нафталин”, и сам себя будешь стыдиться. Им врать нельзя - ни в жизни, ни на сцене. Я даже заволновалась немного, ведь на следующий день Сибирь предстояло “брать” Государственному академическому русскому драматическому театру Республики Башкортостан. Ну да Бог не выдаст! Нам есть чем удивить завтрашний день города, в историю которого, помимо декабристов и Ершова, вписано великое множество славных имен - Дмитрия Менделеева, Федора Достоевского, Николая Чернышевского, Владимира Короленко...
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: актер ГАРДТ Олег Сальцын - прямо скажем, пытливая натура (в Тобольском кремле); а это хлебный каравай - весь из сдобных роз, который вручили нашим спонсоры фестиваля.
Фото
Айгуль ШАКИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: актер ГАРДТ Олег Сальцын - прямо скажем, пытливая натура (в Тобольском кремле); а это хлебный каравай - весь из сдобных роз, который вручили нашим спонсоры фестиваля.
Фото
Айгуль ШАКИРОВОЙ.
24-03-2015 (0) Просмотров: 1 211 Номер: 56(12704) Версия для печати