$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Седьмой день

Подчинённая требованиям искусства природа


Подчинённая требованиям искусства природа

Наверное, уфимский кинематографист Роман Пожидаев любил творчество О’Генри. Во всяком случае, каждый, кто видел его короткометражный “Листок”, найдёт в нём много общего с новеллой “Последний лист” знаменитого американца. В этой интеллектуальной компании так естественно видеть большого сильного актёра Хамидуллу Яруллина, которого на склоне лет молодой режиссёр пригласил сниматься в своём фильме. Наступит осень, ветер сорвёт пожелтевший листок и унесёт его: так объясняют суть жизни и смерти маленькому Ильгаму, который не хочет, чтобы дед умер. И придумывает свой незатейливый план...

Был в Яруллине свой особенный шарм, некое артистическое эстетство. Помните григорьевское противопосставление великих актёров прошлого века Мочалова и Каратыгина? “Каратыгин - изящно распланированный сад с чистыми аллеями, роскошными клумбами и бархатными лужайками, природа, подчинённая требованиям искусства, умытая, подстриженная, выхоленная, - говорил критик. - Мочалов - лес дремучий: тут и громадная сосна, и плакучая берёза, и дуб-великан растут себе вперемешку, сплетаясь и корнями, и сучьями, словом, природа-матушка”.
“Изящно распланированный сад”, Яруллин остаётся в искусстве Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури уникумом, явлением единственным и неповторимым. “Таких актёров сейчас нет”, - разве можно сказать проще и доходчивее, чем выразилась народная артистка Советского Союза Гюлли Мубарякова...
Не говори с тоской - их нет, но с благодарностию - были, - тянет перейти на поэтический строй при мысли, что никогда более Хамид Яруллин не выйдет к любящей его публике. В ночь на 5 июня перестало биться его сердце.
“Голос, обаяние, красота, мужская сдержанность, интеллигентность, - волнуясь, перечисляет его достоинства Гюлли Мубарякова. - И вдруг - человек стареет, разрушается - и нет его. Как это горько. Простой деревенский мальчишка, он из своей деревни Ахун Салаватского района приехал в Уфу поступать в сельскохозяйственный институт: у него была страсть и удивительные способности к технике. А очутился в Московском театральном институте - в одной компании с Амиром Абдразаковым, Вилем Каримовым, Шамилем Рахматуллиным, Ильшатом Юмагуловым, Наилем Тибеевым... И откуда только у него - сына лесника - было такое пижонское умение носить шляпу, костюм?! Кто научил его лихо управляться с фотоаппаратом и магнитофоном, которые были в ту пору в диковинку?
В институтские годы они крепко подружились с Амиром Абдразаковым. Тот приехал поступать в ГИТИС в кожаных сапогах, сатиновой косоворотке и сатиновом же мнущемся полосатом костюме - такие были в моде в послевоенные годы. Оба видные, красивые, держались с достоинством. Абдразаков - атлетического телосложения, Яруллин - изящного, они были эффектной парой, никогда не разлучались. Яруллин выпустился из института в роли Фабриццио из “Трактирщицы” Гольдони. Башкир с классической итальянской внешностью, в дуэте с “трактирщицей” Розой Каримовой - уроженкой Нуримановского района - такой горячей, осиянной какой-то прибалтийской красотой, они были так хороши в паре! Весь институт собирался на наши выпускные постановки. А по возвращении мы давали спектакли в парке Луначарского - в знаменитом деревянном театре. Имели сумасшедший успех. Отбою не было от студентов, журналистов, драматургов, собиравшихся на эти показы. Яруллина сразу приметила режиссёр Шаура Муртазина, он участвовал во всех её постановках. В драме “Шонкар” играл с Арсланом Мубаряковым. Они - бай и поэт Бабич - сошлись в этом спектакле - отец выделял Яруллина за порядочность и своеобразие. Хамид играл очень много классики: Яков - русский интеллигент с бородкой в пьесе Горького “Последние” в постановке Лека Валеева, Доктор в чеховском “Иванове” Шауры Муртазиной... Более ста ролей классического репертуара - кто из нынешних артистов может похвастаться таким количеством сыгранного?
Откуда эта страсть к искусству у актёров того поколения, выросших, что называется, без штанов, в нищете? А ведь благодарный зритель помнит их до сих пор. И Хамида Яруллина - от самого первого спектакля до... в буквальном значении этого слова последнего - “Доброе утро, Энид!”, где он так органично смотрелся с молодёжным составом театра.
Позднее я ему многократно предлагала - напиши о своей жизни, собери книгу. Сначала отнекивался - некогда; потом - плохо вижу; далее - некому продиктовать. Он великолепно говорил по-башкирски - внятно, с отличной дикцией, этаким поэтическим разворотом. Артистом был особенным - всё внятно выстраивал по пунктам. Но книги о себе не оставил...
Был период, когда многие ушли из театра - Ахтям Абушахманов, Роза Каримова... Хамид Яруллин стал работать на телевидении: был режиссёром, ставил телеспектакли, делал передачи об актёрах. Как в своё время Леонид Филатов - создал бесценные программы о выдающихся людях искусства, мастерах сцены. Потом уехал работать в новый Стерлитамакский башкирский драматический театр. Там тоже было, по его словам, - “не то”! А тут настал момент, когда меня назначили главным режиссёром, - оживилась Гюлли Арслановна. - И, пользуясь моментом, я его пригласила. Он вернулся! Чувствовалось, что Хамид глубоко и свободно вздохнул. Потихоньку начал заново вливаться в наш коллектив. Принципиальный? Безусловно! Гордый? Вне всякого сомнения! Цельная натура.
...В деревне у моего отца, Арслана Мубарякова, стоит памятник ему работы Тамары Павловны Нечаевой. Как-то прохожу мимо, слышу, мужчина рассказывает сыну о моём папе. Удивительно! Ради этого можно жить, играть, посвящать себя сцене. Понимать актерское предназначение - а это, когда зритель, видя тебя в той или иной роли, готов повторить: “Да, мы такие! В этом наша суть, наша особенность!” Отдаешь себя для того, чтобы уходить со спектакля просветлённым, обновлённым - другим. Настоящим артистам удаётся вселить в театральную публику такое чувство. Вот и Хамид Яруллин был из числа таких вот настоящих. Из числа подлинных Мастеров”.
...Сегодня исполняется ровно семь дней с момента ухода от нас заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана Хамидуллы Гатауллиновича Яруллина.

Гузель ГАЛИМОВА.
НА СНИМКАХ: каким же красивым был в молодости Хамидулла Яруллин! Впрочем, в зрелом возрасте он тоже не уступал себе юному; а это Мастер в сцене из спектакля “Доброе утро, Энид!”.
Фото из архива театра.

Подчинённая требованиям искусства природа

Дата создание новости 11-06-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 296     Номер: 112(12760)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.