$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Так пусть же люди по утрам встречают солнце!


Так пусть же люди по утрам встречают солнце!

Казалось бы, что могло объединять башкир, казахов, киргизов, якутов и жителей далекой экзотической Индии еще до того, как возникли между ними торговые, экономические и политические связи? Быть может, идентичное осознание мира и схожее построение некоей схемы мироустройства? Сегодня мы вместе с доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Розалией Султангареевой попытаемся найти незримую нить, связывающую разные народы воедино.

- Первичной формой осознания мира нашими предками мы называем мифы и мифологию. Чем глубже изучаешь народные предания, мифы, обряды, тем больше находишь аналогий в традиционной культуре самых разных народов, - рассказывает Розалия Асфандияровна. - Обрядовый фольклор как никакая другая система знаний обнаруживает большие универсалии. О построении мира говорится у каждого народа. Как, например, возник Млечный путь? Башкиры считали, что это лебеди, пролетая, оставили на небе перья. В казахской мифологии белые перья, которые обронили журавли, превратились в небесный путь. Башкиры считали, что Солнце - это глаз высшего божества Тенгри. Казахи, якуты, монголы, буряты киргизы именем Тенгри называли Небо. Вспомним женский, многими любимый образ богини Хумай. У разных народов - разные варианты звучания этого имени: Ымай, Умай, Хомей. Эта могущественная и прекрасная богиня - общая для многих народов. Ее образ - мифологическая память о древнейших реалиях. В древней пра-
тюркской традиции Хумай (в этрусской традиции это реальная царица Уния) была покровительницей детей, а также войн во имя защиты родной земли. У хакасов - покровительница рожениц. Есть и созвучное название животворного напитка. В эпосе "Урал-батыр" Хумай - мифологическая богиня, владеющая тайнами вечной жизни. Ее особенность проживания в башкирском эпосе - превращение из птицы (белого лебедя) в женщину и наоборот - безусловно, признак чудесного и волшебного. Но это можно расценивать как разумное напоминание человеку о единстве высокой духовности и прекрасного внешнего облика, о неотрывности божественного и человеческого начал, о притяжении небесной (Хумай) и земной (Урал) сфер. То есть миф нужно читать как символ и информацию многовековых, тысячелетних систем осознания мира. Вот в этом кроется ключ к понятию об изначальной Традиции, данной свыше.
Конечно, башкиры, киргизы, казахи, каракалпаки, туркмены могли что-то перенять друг у друга, поскольку их пути пересекались. Сказались языковая близость, религиозный, хозяйственный типы жизневедения. Но как объяснить тот факт, что и у наших народов, живущих рядом, и в далекой Индии бытуют очень похожие обряды? Особенно четко это прослеживается в свадебном фольклоре. Например, известный у башкир обычай кидать под ноги молодой невестке камни во время обряда встречи. При этом произносили слова, которые в переводе на русский язык звучат так: "Останься, как песок, камень, утони здесь, останься, закрепись". У киргизов камень кидали в сундук, в котором новобрачная привозила свои рукоделия. По древней индийской традиции невесте под ноги бросали камень, а будущий муж ей говорил так: "Наступи на камень. Будь как камень тверда, останься здесь". Значит, образ камня нес положительную символику крепости, устойчивости. Но где Урал и где Индия? Кто у кого и когда перенял ритуал?
Я осторожно отношусь к понятию "переняли". Нужно сначала культуру народа изучить в глубину. Установить особенности осознания мира, символизм мышления, также бытовые, ментальные, психологические и другие особенности. Соизмерить, понять, осмыслить вкупе со знаниями о других культурах, а потом уже делать выводы. Сходство не есть форма заимствования, а отражение единого Корня, некогда создавшего цивилизацию. Типологическое осознание мира существует у всех древних народов. Однако почему некоторые ритуалы народов, живущих на очень отдаленных пространствах, столь похожи, что диву даешься? Сразу приходит чувство восторга - как един и многообразен Человек Земли! Данные сходства еще предстоит изучить, понять. Мифология народов - это тонко, грамотно и всеобъемлюще выстроенная система первичных научных знаний. Поражает в ней высочайший интеллект, когда самые сложные явления истории Вселенной, Земли, Природы человек сумел передать с такой пронзительной силой обобщения и символами Слова.
Наши предки были столь мудры, наблюдательны и способны к образному мышлению, что мы, ученые, до сих пор не можем до конца разгадать тайны этих мифов, расшифровать язык. Человек, слагая мифы и легенды о происхождении гор, рек, озер, фактически паспортизировал эти природные объекты. "Жила-была красавица Агидель..." Единство Человека, Природы и Неба передают такие мифы, как "появился род "айыулы", или "на луне стоит красавица с коромыслом", "нельзя убивать лебедей, потому что они когда-то были людьми".
У всех тюркских народов эпосы начинаются с рассказа о первотворении мира. И на этом фоне выделяются особые личности, ведущие за собой народ, защищающие его интересы. В каждом эпосе присутствуют герои - батыры. Урал у башкир, Манас у киргизов, Алпамыш у казахов, башкир, а также общие: Идукай (Идиге, Едиге) у каракалпаков, узбеков и других. Это богатыри, великаны, которые прекрасно осознают свой путь, свое предназначение, поэтому они - носители идеалов народа. И надо понимать, что эпос есть лишь у зрелого, прошедшего многовековой путь формирования народа.
- В каждом мифе кроется большой сакральный смысл... Наверное, многое еще не понято, не удалось расшифровать?
- Мифология располагает огромным потенциалом для образования и воспитания личности. Нам давно пора, изучая мифы, обращать внимание уже не только на художественные особенности произведений, на образность, красоту сюжетов, метафор. Важно понимать причинно-следственные связи, установить подтексты о реалиях, поучительные замыслы иносказаний, а также символы Времени, Пространства, Места обитания. Думаю, и специалисты естественных наук, изучая ритуалы, могут прийти к каким-то важным умозаключениям и открытиям о мире и естестве человека, строении живой Земли. Скажем, у многих народов - башкир, казахов, киргизов, якутов - встреча первого грома проходила почти одинаково. Люди по движению солнца обходили дом, двор, хлев, гремели уздечками, смотрели в небо, подражали ржанию коня, приветствуя проснувшегося от зимнего сна Тенгри, и звали Небо. Говорили о своих нуждах; услышав первый гром, падали, катались по земле, веря, что это действо их исцелит. Приговаривали громко: "Пояс, пояс, поясница! Уходи, болезнь, отсюда!" Мне кажется, физики могли бы понять рациональную основу и суть этого ритуала. Быть может, земля весной, перед грозой и во время первой грозы накапливает особые заряды и ионы, которые благотворно сказываются на здоровье людей, к ней припадающих.
- Сегодня подобные действа называют магией, отголосками язычества. Современное духовенство относится к этим проявлениям весьма критично.
- Я с осторожностью отношусь к термину "язычество". Что мы привыкли понимать под ним? Многобожие, варварские обычаи, жертвы. Но это есть незнание и неуважение к вере природопоклонников и древних детей природы. Религиозное сознание башкир, например, характеризующееся сочетанием языческих, тенгрианских и исламских компонентов, искони не исключало наличие и всемогущество Единого бога.
Я думаю, что термин "язычество" не научный, он политический. Помните, как писал Александр Сергеевич Пушкин: "И назовет меня всяк сущий в ней язык". Слово "язык" и в Пушкинском, и в понимании русского народа означает "народ, его культура, традиции и обряды". Отрицать знания, накопленные предками, не только неразумно, но губительно для цивилизации.
- Вам приходилось участвовать в праздниках летнего солнцестояния?
- Сегодня, когда мы водим на праздниках хороводы, вроде бы в шутку, не задумываемся о том, что хождение по солнцу, круговой танец - это ценностный ритуал восстановления человека и способ входа его в новый виток Времени. Этот обряд есть у большинства народов мира. Когда наши предки ходили по солнцу, произносили благопожелания, хоровод символизировал движение целостного мира и Вселенной. В русском "хоровод"е, украинском "карагод"е, белорусском "коровод"е, башкирском "тунэрэк", бурятском "ехор" очень информативны и созвучны частицы "-оро, эрэ, -ор", и они восходят к общему называнию способа обращения к Богу . И против солнца водили с определенной задачей, чтобы усилить родовой код, вернуть утраченное, ценное. Круговыми ходами лечили людей.
Мне довелось в день летнего солнцестояния побывать в Якутии и увидеть хоровод - великий танец народа - осуохай, в котором кружились около пяти тысяч человек. В ярчайшем, энергетически мощном действе участвовал глава региона и весь его аппарат. Важно танцевать в хороводе до изнеможения. В этом случае человек оставляет старую боль, печали, стрессы, но приобретает новые силы. Представьте, этот многотысячный майдан скандировал пожелания о мире, о том, чтобы рождалось в республике много детей, чтобы урожай был богатым. Ведущий белый шаман говорил, а все повторяли! До этого дня в Якутии стояла страшная жара, все высохло, а после хоровода-осуохай пошел долгожданный сильный и теплый дождь! С неба будто опрокидывали ведра, народ с радостью принимал небесную влагу, не прятался под зонтами. Я видела, как плакали люди, обнимались, просили прощения друг у друга. А ведь этот чрезвычайно актуальный сегодня ритуал солидарности, когда человек обучается у Солнца щедрости, был сотворен, как и "тунэрэк" башкир, очень давно.
- А прыжки через костер?
- Почти у всех народов - и славянских, и тюркских, и финно-угорских - было принято прыгать через костер. Человек, прыгая троекратно, понимал, что укрепляет свою волю, очищается через огонь и получает благословение для следующего этапа жизни. Азербайджанцы при этом держали в руке серебряную монету, башкиры - соль. После прыжка этот, собранный в кулак, "негатив", материализованный в монету, соль или что-то еще, бросали молча в огонь. Я встречала сельчан преклонных лет, которые помнят сей обряд с детства и возрождают его в своих селах. В частности, в Белорецком районе до сих пор его проводят и помнят все подробности сакрально чистого огня.
Встреча солнца - вообще нечто волшебное, магическое. Люди молятся, ждут его, и оно обязательно выходит. Славяне раньше умели "слушать" солнце, они устанавливали с ним сакральную связь. И, заметьте, в ритуалах, закличках и других фольклорных стихах, формулах ни одного лишнего слова. Обряд не допускает домыслов и беспредметной импровизации. Сегодняшние реалии закрывают от человека родообразующий купол. Народ, забывший свои корни, обеднен, он много теряет.
У меня есть мечта: хочу, чтобы в День летнего солнцестояния был возобновлен древний ритуал, и мы все вместе встречали Солнце и обновляли сердце. Высшее Светило научит нас объединяться и радоваться друг другу, и пусть это будет единственный, мирный майдан, несущий добро нашей земле.

Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКАХ: Розалия Султангареева всегда верна своей природной сути.

Так пусть же люди по утрам встречают солнце!

Дата создание новости 26-06-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 218     Номер: 122(12770)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.