Итоги и прогнозы
Ильдар ХАСАНОВ:
“Совершенствуем структуру, повышая эффективность”
Как закончился прошедший год для экономики города? Растут ли объемы инвестиций и что делается для привлечения инвесторов? Сколько у нас убыточных предприятий и можно ли их число сократить? На эти и другие актуальные вопросы отвечает заместитель главы Администрации по экономике, финансам, инвестициям, промышленной и тарифной политике Ильдар ХАСАНОВ.
- Ильдар Финатович, каковы основные итоги социально-экономического развития города за прошедший год?
- Год мы завершили с неплохими результатами. Индекс промышленного производства достиг 100,7 процента. Рост показали 7 из 11 отраслей промышленности.
Объем отгруженной продукции собственного производства промышленных предприятий достиг 665 миллиардов рублей, это более половины республиканских объемов. По нашей оценке - это второй результат среди городов-миллионников после Омска.
Финансовый результат деятельности уфимский предприятий увеличился на 3 процента и превысил 114 миллиардов рублей. Это также второй результат среди городов-миллионников.
За год построено свыше 768 тысяч квадратных метров жилья. Это ниже уровня 2015 года на 7 процентов, что вполне объяснимо общей ситуацией в экономике. По-прежнему основную долю жилья - 57 процентов, составляет многоэтажное строительство.
- Можно ли сказать, что кризис в экономике преодолен? Да и был ли он вообще?
- Было замедление темпов роста, то, что называется стагнацией. Это видно, например, по отгрузке промышленной продукции по всем видам деятельности. В 2013 году она составляла 730 миллиардов рублей, в следующем выросла до 845, а в 2015-16 годах остановилась на уровне 897 миллиардов.
Это по всем отраслям. А по промышленности показатели такие: 2014 год - 637, 2015 - 690, 2016 - 665 миллиардов рублей. То есть допущено даже некоторое снижение.
Индекс промышленного производства менялся следующим образом: 2013 год - 103,2, 2014 - 101,4, 2015 -100,8, 2016 - 100,7. А если более ранние годы посмотреть, то рост доходил до 7 и даже 10 процентов.
Тем не менее в следующие 3 года мы ожидаем перехода к более быстрому росту - на 2-3 процента в год.
- Инвестиции в основной капитал. Как они выросли за последние годы и какое место мы занимаем по сравнению с соседями? Назовите, пожалуйста, крупнейшие реализованные инвестпроекты.
- С 2010 по 2015 год объем инвестиций в городе вырос более чем в два раза - с 63,8 до 146,8 миллиарда рублей. За прошедший год ожидается, что инвестиции достигнут уровня в 152 миллиарда рублей.
По инвестированию крупных и средних предприятий в основной капитал Уфа уверенно возглавляет рейтинг городов-миллионников. По объему инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий на душу населения мы также первые среди 13 городов-миллионников, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
Примеры крупнейших реализованных инвестиционных проектов известны всем. Это второй Затонский мост через реку Белую. Общий объём вложенных республиканских и федеральных средств составил 5 миллиардов рублей.
На реконструкцию производственного корпуса УЗЭМИК под многофункциональный комплекс инвестировано 660 миллионов рублей. Общая стоимость нового завода “Уфимкабель” составляет миллиард.
Строительство республиканского перинатального центра обошлось в 2 миллиарда рублей.
Сейчас на стадии реализации находятся следующие инвестпроекты:
- строительство транспортной развязки на пересечении Бирского тракта с железнодорожными путями,
- строительство школ в микрорайонах Дема и Колгуевский,
- строительство общеобразовательного центра в микрорайоне Инорс-4. За счет внебюджетных источников строится общеобразовательная школа в селе Нагаево на 825 мест.
В 2017 году Башкирская генерирующая компания планирует завершить строительство тепломагистрали между котельными по улицам Металлистов, Летчиков стоимостью 247,5 миллиона рублей. Башкирская электросетевая компания возводит подстанцию ПС 110/10 “Кустаревская” стоимостью 284 миллиона.
Будет закончено строительство предприятия по производству нефтегазопромыслового оборудования стоимостью 313 миллионов рублей. Этот проект реализует ООО “НПО “Уфанефтегазмаш”.
Важным направлением работы мы видим реализацию проектов, основанных на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Сегодня в разработке находится 15 проектов МЧП, 4 из них согласованы с Министерством экономического развития Республики Башкортостан и получили положительную оценку эффективности.
Если смотреть в динамике, то по инвестициям цифры такие. В 2012 году их объем составил 101 миллиард рублей, 2013 - 115, 2014 - 137, 2015 - 147, 2016 - 152 миллиарда. Прогноз на нынешний год составляет 156 миллиардов.
В структуре инвестиций примерно 90 процентов приходится на частные и только 10 - на государственные. Это достаточно редкое соотношение. Из крупных городов такое наблюдается еще в Перми. В других городах частных инвестиций значительно меньше, например, в Казани - пятьдесят на пятьдесят.
- Как добиться роста, привлечь в экономику города новые инвестиции?
- Путем упрощения для инвесторов всех процедур. Это регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к сетям. В последнее время количество процедур у нас сократилось в разы. Увеличивается техническая возможность подключения к сетям. Утвердили инвестиционные программы для ресурсоснабжающих организаций города и у них появились источники финансирования для строительства новых сетей.
Повышается информационная открытость органов власти. Теперь многофункциональные центры оказывают услуги не только физическим, но и юридическим лицам. Для них открылись отдельные окна. Зарегистрировать предприятие можно в срок до 5 дней.
- Какое место в экономике города занимает малый и средний бизнес? Что делается для его поддержки?
- Сегодня в городе насчитывается более 52 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес обеспечивает занятость четверти трудоспособного населения города. Налоговые поступления от их совокупного дохода составили 12 процентов собственных доходов бюджета.
Поддержка предпринимателей проводится в соответствии с муниципальной программой. В рамках финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, ведущего деятельность в приоритетных для города направлениях, профинансировано 12 инвестиционных проектов на сумму 9,2 миллиона рублей.
По программе микрофинансирования было предоставлено 23 микрозайма на сумму 5,6 миллиона рублей. Выделялись субсидии на возмещение затрат по договорам лизинга и по выставочной деятельности.
Предприниматели получают бесплатные консультации, среди них проводятся конкурсы, они участвуют в выставках и бизнес-встречах. Основным исполнителем этих программ выступает Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства.
- Много ли в городе убыточных предприятий и что предпринимается для вывода их из этого состояния?
- Среди крупных и средних предприятий по итогам года убыточными можно назвать 107 из 474 предприятий, или 22,6 процента. Это меньше, чем в году предыдущем.
Из муниципальных унитарных предприятий с убытками завершили год 14 предприятий из 47. В 2015 году таких было 13. Правда сумма убытков снизилась со 174 до 135 миллионов рублей.
Наибольшая сумма убытков приходится на Муниципальное управление электротранспорта. Она составила 97 миллионов рублей против 39 за предшествующий год.
Чтобы улучшить ситуацию, прошлой осенью мы провели его реорганизацию, создав 2 новых юридических лица. МУП “Управление электротранспорта” займется эксплуатацией подвижного состава и перевозкой пассажиров, а в функции МУП “Управление инфраструктурой транспорта” будет входить содержание и обслуживание путевого и электросетевого хозяйства.
Для повышения эффективности работы муниципальных предприятий в Администрации города создана соответствующая комиссия. Она оценивает деятельность наших предприятий, заслушивает и утверждает планы их развития.
Разработанные на них бизнес-планы направлены на то, чтобы не снижались объемы выручки, сокращались дебиторская и кредиторская задолженности. Намечена реализация непрофильного и неиспользуемого имущества, мероприятия по повышению энергетической эффективности, оптимизации расходов и численности работников.
Все предприятия представили планы мероприятий (“дорожные карты”) на год по сокращению издержек на производство и оказание услуг, увеличению доходов.
- Что делается для решения транспортной проблемы в городе?
- Количество автомобилей, находящихся в собственности уфимцев, растёт год от года. Сегодня оно превышает 450 тысяч. Генеральный план, в соответствии с которым ведётся развитие территории города, не был рассчитан на такой уровень автомобилизации.
Решить транспортные проблемы можно путем разгрузки центра от транспорта, увеличения пропускной способности магистральных улиц, сокращения автомобильных пробок и повышение средней скорости движения общественного транспорта.
На недавней сессии Совета городского округа прошла презентация транспортной модели, разработанной специалистами Института транспорта Высшей школы экономики. Она позволяет прогнозировать потоки и расшивать узкие места. Было изучено более 70 проблемных участков, в том числе перекрестков с затрудненным движением. Для каждого из них предложено свое решение: где-то развязку сделать, где-то независимый поворот. Но есть и достаточно недорогие способы, например, добавить или убавить время того или иного сигнала светофора.
Сейчас в городе создается единая службы управления дорожным движением на основе информационно-программного комплекса. Планируется создать специальное муниципальное учреждение, которое будет заниматься воплощением в жизнь этой модели и организовывать дорожное движение наиболее оптимальным образом. Использовать эту программу, наполнять ее данными, анализировать и рассчитывать наперед. Вести постоянный мониторинг изменения и прогнозирования дорожно-транспортной ситуации.
Это позволит принимать оптимальные решения и избежать необоснованных затрат на развитие инфраструктуры.
- Должность заместителя главы Администрации по экономике, финансам и инвестициям появилась сравнительно недавно. Как менялась структура подведомственных Вам управлений?
- Раньше был только заместитель главы Администрации по экономике. В 2012 появилась должность заместителя главы по инвестициям, в чьем ведении находилось управление инвестиций. Это было что-то вроде одного окна для работы с инвесторами. Мы переработали всю нормативную базу, приняв необходимые документы, упрощающие работу с инвесторами.
В 2014 году должности замов по экономике и инвестициям объединили. А с нынешнего года сюда вошел весь финансово-экономический блок. С одной стороны, произошло укрупнение, но с другой - возникла более четкая структура.
Сейчас в ней 4 управления. Базовое среди них управление экономики, занимающееся вопросами стратегии развития отраслей. Управление по работе с предприятиями занимается предприятиями промышленности, МУПами, а также малым и средним бизнесом. Управление инвестиций отвечает за привлечение государственных и частных инвестиций, внешние экономические связи, включая регионы России, страны СНГ и дальнее зарубежье. Недавно к ним добавилось финансовое управление.
Таким образом, финансово-экономический блок Администрации города приобрел четкую структуру, позволяющую более эффективно решать поставленные перед нами задачи. Это и инвесторам упрощает работу, позволяет им лучше ориентироваться.
Сейчас мы усиленно занимаемся вопросами оздоровления муниципальных предприятий. Взят курс на их сокращение и укрупнение. За последние 5 лет их число сократилось с 123 до 49, а по плану на год снизится до 24. Они будут сливаться, преобразовываться в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью (ООО), некоторые станут муниципальными бюджетными учреждениями. Останутся лишь наиболее крупные и финансово устойчивые. Например, объединили бани, будут объединяться парки и муниципальные аптеки. В каждой отрасли должно остаться 1 муниципальное предприятие, а не как прежде - по районам.
Постепенно мы от формы МУПов отходим. Их вообще должно быть немного - может, 10-15, которые занимались бы вопросами жизнеобеспечения, например, водоканал или уборка города.
Провели тарификацию всех внебюджетных услуг муниципальных учреждений - образовательных, культурных и прочих. Их у нас около 500, а тарифы на услуги, например дополнительное образование, подготовка детей к школе, кружки, спортивные секции, иногда сильно различались. Теперь по каждому утверждены планы финансово-хозяйственной деятельности. Тарифы устанавливаются экономически обоснованные, а не берутся, что называется, с потолка. То есть просчитывается себестоимость услуги и обосновывается получаемый доход.
Говоря о структуре финансово-экономического блока Администрации столицы, мы стремимся к тому, чтобы она соответствовала целям и задачам, которые ставит само время. Учитываются пожелания предприятий и запросы жителей. Используются результаты социологических опросов, то есть работает обратная связь.
- Но “командовать” предприятиями вы не можете. Большинство из них частные, а владельцы порой находятся в других городах...
- Мы и не командуем. Они наши партнеры или контрагенты, независимые юридические лица. Работа строится на основе соглашений. С крупными и средними предприятиями заключено 120 таких соглашений. Они предоставляют нам данные, на основе которых составляются прогнозы социально-экономического развития города, формируется стратегия такого развития. В этих соглашениях предусматривается поддержка социальных проектов, например спорта, проведение совместных мероприятий.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития экономики города?
- Основой любой экономики является промышленность. Да, очень здорово, что у нас работают такие крупные предприятия, как “Башнефть”, УМПО и другие предприятия оборонного комплекса.
Но мы заинтересованы и в создании инновационных предприятий “новой экономики”. С начала века таких создано более 100. Наша задача - увеличить их количество.
По оценке экспертов международного рейтингового агентства Standard&Poor’s рейтинг Уфы составляет BB- по международной шкале со стабильным прогнозом. Это один из лучших показателей среди городов России. Будем этот уровень удерживать.
Беседовал Марат САДРЕТДИНОВ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
8-03-2017 (0) Просмотров: 1 476 Номер: 19(13095) Версия для печати