$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Как реагировать на плохие оценки


Как реагировать на плохие оценки

Насколько изменились оценки вашего ребенка с переходом на дистанционное обучение? Недавно я заглянула в электронный дневник дочери и обнаружила там несколько двоек и троек. Оказалось, она вовремя не отправила выполненные задания. Да что там говорить, некоторые задания она вообще не сделала. Как же так?! Скоро конец учебного года, а тут такое… Мы решили сделать домашнюю работу вместе. Впервые за все время учебы, потому что было ясно – дочка устала, и это сказалось на ее оценках.

К месту вспомнить ставший в последнее время популярным анекдот:
– Вы уже подготовились к школе?
– Да, дневник и ремень купили…
…Похоже так мы будем шутить осенью, а пока давайте поразмыслим, как же нам реагировать на плохие отметки в школе и что делать, дабы это не стало нормой.
Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать двойки и тройки, мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную двойку, не начинает учиться лучше.
Рассказывает учитель начальных классов Миляуша Казырбаева: «В первом классе мы вообще не ставим оценки детям, в этом есть смысл – можно сразу отбить охоту учиться. Наоборот, мы стараемся как можно больше хвалить ребят, обращать внимание на то, какие предметы им хорошо даются».
Но, с другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки тоже нельзя — чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «перенастроить» ребенка очень сложно. Если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, а через какое-то время начали требовать хороших отметок, заставить его обратить внимание на учебу не получится.
Давайте будем объективны – оценки, которые получает ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать личность, обращая внимание лишь на его отметки – неразумно. К сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей. В попытках вразумить собственное дитя мы начинаем сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивать собственные успехи.
Школьник может решить, что вас интересуют только оценки. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, каких успехов он добивается. Ругая собственных детей за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что они станут лучше учиться. Но какой ценой? Не забывайте, вы рискуете спровоцировать у них развитие так называемого детского перфекционизма, или же «синдрома отличника»: избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.
Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться «на пять». Может быть, в некоторых случаях это и срабатывает, и вы какое-то время сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы ни к чему хорошему не приводят. Вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, которого вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, каковая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.
Светлана Солодова, мама шестиклассника: « Мы думали, что сын вообще учиться не хочет, тройки были по всем предметам. Но потом обратили внимание на то, что ему легко даются языки – английский, немецкий. Теперь ходим к репетитору, она его очень хвалит. Сын воодушевился, хочет быть переводчиком…»
Давайте запомним – не все дети будут учиться на четыре и пять. Потому что у каждого разные способности. Только часть из широкого спектра талантов раскрывается в рамках типичного учебного процесса, как мы видим из рассказа Светланы Солодовой.
Для некоторых школьников приготовление домашних заданий и работа на уроке не попадают в зону ведущего интереса. И это естественно. За примерами далеко ходить не надо – даже для нас, взрослых, карьера и профессиональный рост не всегда возглавляют иерархию ценностей.
Виктория Юркевич (признанный специалист по работе с одаренными детьми) утверждает, что большинство из «будущих гениев» в начальных классах учатся не очень хорошо, так как им не свойственна обожаемая учителями «старательность». Такие дети готовы массу времени и сил тратить на то, что им интересно, и их трудно заставить выполнять рутинную работу (прописывать буковки и списывать слова, переписывать несколько раз, «чтобы не было помарок»).
Не стоит забывать, что все мы имеем разный темп формирования навыка. Одни после объяснения на уроке уже понимают, как выполнять задания и легко справляются с первой же самостоятельной работой, а другим нужно больше времени на освоение нового материала. Причем это не значит, что первые «умнее» вторых. Детям с творческим типом мышления легче придумывать, чем воспроизводить то, что демонстрируют другие. Иногда в школе они производят впечатление тугодумов.
Кстати, помарки и ошибки в работе не показатель того, что ребенок не трудился. Оценивая уровень старательности, надо учитывать и время, и энергию, которые были потрачены на выполнение задания. Например, гиперактивный ребенок тратит гораздо больше сил на выполнение письменной работы.
«Невнимательный» - обычное обвинение, звучащее из уст родителей и учителя. Взрослые забывают, а некоторые и не знают, что не все дети способны управлять своим вниманием, особенно в процессе длительной деятельности. Также увеличение количества описок и «глупых» ошибок может быть показателем усталости.
Чем тяжелее дается ребенку учеба, тем в большей похвале, эмоциональной поддержке он нуждается. Давайте рассмотрим ситуацию: ваш сын старался выполнить задание, а у него не получилось или получилось «не очень» (буквы некрасивые, ответ не сходится и тому подобное), а потом еще и отметку он получил низкую (вполне заслуженно). И дальше по нарастающей - дети похихикали, учитель пожурил, родители расстроились/отругали или даже наказали. А что в итоге? Нейронная сеть свяжет эти неприятные переживания и учебную деятельность. В результате по законам нейропсихологии у ученика неминуемо сформируется негативное отношение к учебе, и мотивация пойдет на спад.
Так давайте не будем игнорировать тот факт, что дети, получившие «плохую» оценку, часто нуждаются не в порке, а в утешении. Представьте, что после выговора от начальства, придя домой, вы слышите от супруга или супруги что-то типа: «Как ты мог?! Ты меня расстроил! Как тебе не стыдно!..» А ребенку еще труднее и обиднее. Ведь он ждет от вас поддержки и понимания.

Подготовила Марианна ДАВЛЕТОВА.

Дата создание новости 26-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 855     Номер: 36(13415)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.