А в жабовнике – одни шнурки…
Кстати, вы знаете, где водятся хозяин, паровоз, фанера, сабля? Бывалые рыбаки, думаю, поняли, что речь сегодня пойдет о рыбьих прозвищах. Тема эта интересна и неисчерпаема – ведь, как известно, в разных регионах одну и ту же рыбу могут называть по-разному. Давайте вспомним наиболее распространенные прозвища и воздадим заслуженную дань рыбацкому остроумию…
Мне кажется, наибольшее количество прозвищ имеет главная разбойница наших рек и озер – щука. Как только не кличут пятнистую! Мелкие щурята – это шнурки, карандаши, травянки. Признаюсь, ловя эту рыбу уже с полвека, я впервые услышал и такое прозвище – прищепка. А что, очень даже остроумно: вспомните, как выглядит бельевая прищепка. Щуку любого размера называют жабой, а заросшие озера, где живут эти хищницы, – жабовниками. Большая же хищница заслужила такие прозвища, как мамка, бревно, крокодил.
Другой распространенный у нас хищник – судак – не может похвастать таким количеством кличек: рыбаки его называют просто – клыкастый. В Краснодарском крае про крупного судака говорят – сула.
Коли речь зашла о хищниках, надо упомянуть еще одного – стремительного любителя широких речных просторов жереха. Многие считают, что шереспер или шилишпер – это прозвища. На самом же деле жерех и шереспер – это равноценные названия одной и той же рыбы. Классик рыболовной литературы Леонид Павлович Сабанеев в своем фундаментальном труде «Жизнь и ловля пресноводных рыб» в главе, посвященной жереху, упоминая оба имени, чаще употребляет слово «шереспер». Но уже более ста лет мы во всех статьях и рыболовных справочниках встречаем только один вариант – «жерех». Я обнаружил любопытное лингвистическое исследование: мол, «шереспер» – это составное от слов «шершавый» и «перо». Логики я тут не вижу – этого красавца шершавым никак не назовешь. С пером можно согласиться – жерех имеет длинные заостренные плавники, на которые не обратить внимания нельзя. Считается, что вариант «шереспер» позже преобразовался в «шерех», а потом и в «жерех». Любопытно, что некоторые рыболовы называют его шестепером. Это называется – слышали звон… Кстати, рыбу под названием «шелишпер» мы можем обнаружить в одном знаменитом произведении классика русской литературы. Конечно же, это рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник»! В рыболовной литературе жереха нередко именуют корсаром. Что ж, красиво, но в среде рыбаков я этого слова не слышал.
В детстве я никогда не знал такого названия, как уклейка, потому что мой отец и другие рыбаки называли эту рыбку не иначе как бакля. Кстати, о том что в Уфимской губернии уклейку называют баклей, Леонид Сабанеев писал еще в прошлом веке. Но если и сегодня вы так назовете вездесущую серебристую рыбку в других регионах, вас не поймут. Проверено.
Никогда не слышал я и о такой рыбе, как плотва. Совершенно верно, уважаемый читатель, – это потому, что плотву у нас называют сорожкой и не иначе. Сорогой ее окрестили и сибирские рыбаки. А вот в средней полосе России процветает форменная путаница, так как где-то плотву называют таранью, а где-то – воблой. Уточним: род «плотва» включает в себя два вида – плотву обыкновенную и воблу, которая водится в низовьях Волги. Эти рыбы хоть и близкие родственницы, имеют внешние различия, на которых сегодня подробно останавливаться не будем. Тарань же – это подвид плотвы, который водится в бассейнах Черного и Азовского морей. Таранька тоже внешне отличается и от воблы, и от плотвы обыкновенной. Любопытно, что воблой стали называть в наших краях сушеную плотву, но никто на это особого внимания не обращает. Главное – вкусно!
Такое название рыбы, как чехонь, я уже узнал, будучи взрослым, хотя успешно ловил ее еще в дошкольном возрасте. Но для нас это была рыба-сабля. Я знаю, что в некоторых регионах в ходу и такое прозвище – чернуха. Почему? Ведь это светлая, серебристая рыба!
Я не знаю почему, но налима многите кличут дядя Миня или просто минька.
Мы с друзьями редко ловим сома и с сомятниками не знакомы. Говорят, что мелкого сома называют головастиком, а крупного – жабой.
Летом в деревне мы с мальчишками очень любили ловить на кузнечика с высокого обрыва чебаков. Именно так все называли ельца. Любопытно, что чебаками в разных концах нашей страны кличут и других рыб. То есть слово это знакомо повсеместно, а вот кто под ним подразумевается, рыбаки могут и поспорить. Где-то с пеной у рта вам будут доказывать, что чебак – это подлещик…
Всего два прозвища имеет такой распространенный у нас хищник, как окунь. Мелкого полосатика называют матросиком, крупного – горбачом. Я горбачей в своей жизни насмотрелся. Нет, особо крупного, или, как говорят, трофейного, окуня я сам не лавливал, но уфимские рыболовы знают, что на протяжении многих лет наша редакция проводила популярный конкурс на самого крупного окуня «Чудо-окунь». И монстров далеко за кило нам приносили немало…
Лично я сам не слышал, как еще называют карпа. Говорят, что мелкого кличут тузиком, а крупных – паровозом, кабаном, свиньей.
Широкий красавец-лещ получил среди рыболовов прозвище фанера. Я слышал его лишь несколько раз. Мои же друзья-лещатники называют эту рыбу ласково – леша.
Странно, но я ни разу не слышал, чтобы какое-нибудь прозвище имел обыкновенный пескарь, так радовавший нас в детстве жадными поклевками на камнистых речных перекатах – пескарь и пескарь. Оказывается, в некоторых регионах он – явдошка, бубырь и бобырь.
Похожую на пескаря рыбку с очень маленькими глазками мой отец называл огольцом. Башкиры и татары в деревнях ее именуют эт балыгы (собачья рыба) или просто этлэу. А это, оказывается, обыкновенный вьюн.
Не может похвастать большим количеством прозвищ и живущий буквально в каждой луже карась. Мелочь мы называем пятачками, крупные же экземпляры – лапти, сковороды. Я знаю, что некоторые называют карася буффало, что не совсем правильно. Эта рыба имеет несколько разновидностей, и буффало – гибридная форма, которая распространилась повсеместно.
Мне кажется, самыми остроумными прозвищами одарили ерша. Рыбаки уважительно-иронично именуют этого сопляка хозяином. А еще мелкого ерша называют репейником. Вспомните растаращившегося недомерка величиной с мизинец – репейник и репейник!
Есть свое прозвище и у стерляди – носатый. Но хочу напомнить, что в нашем регионе эта рыба к вылову запрещена. А вот голавля можно ловить смело. Именуя этого красноперого красавца, как и многие рыбаки, лобастым…
Артем МАКСИМОВ.
Фото автора.
Фото автора.
12-07-2024 (0) Просмотров: 27 Номер: 48(13792) Версия для печати