Первые шаги Большой Башкирии
Сегодня, 1 августа, исполнятся ровно 95 лет с тех пор, как в Уфе вступил в свои законные права Башкирский совет народного хозяйства. Ему потребовалось всего полтора месяца, чтобы совершить переезд из Стерлитамака в Уфу. Поскольку в то время между двумя городами не было железной дороги и автобусного сообщения, правительство использовало для переброски всего своего небольшого имущества и документов местный речной транспорт - товарно-пассажирские пароходы. В то время небольшие корабли и баржи могли свободно ходить в верховьях Белой.
Слияние в 1922 году Уфимской губернии и Малой Башкирии - большое историческое событие в общественно-политической жизни нашего края. Оно произошло на основании Декрета Всероссийского ЦИК “О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики”, принятого 14 июня 1922 года. Соответственно, Уфа потеряла статус губернского города, но стала столицей Большой Башкирии. От этого наш город сильно выиграл в политическом, статусном и материальном положении, потому что центральные власти страны многие десятилетия поддерживали развитие экономики, транспорта, энергетики, связи, коммунального хозяйства, науки, культуры, образования и здравоохранения первой в стране автономной республики.
В связи с образованием Большой Башкирии территорию республики разделили на восемь кантонов - Аргаяшский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерлитамакский, Тамьян-Катайский и Уфимский. Кантоны в свою очередь делились на 296 волостей и 3272 сельсовета. Фактически Уфимский, Бирский и Белебеевский уезды Уфимской губернии в 1922 году переименованы в кантоны, которые, как и волости, просуществовали до августа 1930 года, то есть до образования вместо них 48 сельских районов. Таким образом, население Башкирии увеличилось до 2 миллионов 349 тысяч человек, в 1926 году - до 2 миллионов 665 836, а число башкирского населения, по данным Всесоюзной переписи 1926 года, в границах автономной республики составило 626 тысяч человек.
Но границы республики еще не раз пересматривались. Мог отойти в Челябинскую область Тамьян-Катайский кантон с металлургическими заводами Белорецка, Баймака, богатыми залежами золота и меди и других полезных ископаемых. 26 октября 1922 года ЦК РКП(б) образовал даже специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым по вопросу о границах Башкирии. В конце концов горнопромышленный район удалось отстоять полностью.
В 1922 году соответственно произошло слияние партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов Уфимской губернии и Малой Башкирии. Новый Президиум Башкирского Центрального Исполнительного Комитета избран в следующем составе: 1) Хафиз Кушаев (председатель), 2) Шагит Худайбердин, 3) Муллаян Халиков, 4) Ашрапов, 5) Висков, 6) Шагиахмет Даутов, 7) Мурзабулатов, 8) Прокопий Зубарев, 9) Александр Беляев, 10) Борис Нимвицкий и 11) Галкин. Четверо последних вошли от Уфимской губернии.
Председателем Башсовнаркома избран Муллаян Халиков, его заместителем - Прокопий Зубарев (бывший председатель Уфимского губисполкома). В состав нового правительства Башкирии также вошли народные комиссары: внутренних дел - Николай Соколов, земледелия - Александр Беляев, продовольствия - Виктор Вторыгин, финансов - Александр Бойков, труда - М. Муравьев, здравоохранения - Гумер Куватов, просвещения - Гидайт Сагадеев, юстиции - Иван Герасимов, Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин) - Мухаметдин Адигамов, социального обеспечения - Сахибгарей Баширов. Башвоенкомом избран Ахмеджан Терегулов. председателем Башсовнархоза - Чувашев, начальником Башкирского ОГПУ (областного отдела государственного политического управления) - Николай Волленберг. Уже в 1922-м образованы еще две госструктуры: в августе - Главное управление коммунального хозяйства Наркомата внутренних дел Башкирии, а 17 ноября - Арбитражная комиссия при Башсовнаркоме.
В президиум Башкирского областного комитета партии, сформированного пленумом Башобкома и Уфимской губернии, согласно указаниям ЦК РКП(б), вошли 9 человек: В. Бисярин (ранее работал секретарем Уфимского губкома партии), В. Заикин, И. Герасимов, П. Зубарев, П. Бычков, М. Халиков, А. Жеханов, Ш. Ашрапов и П. Висков. Андрей Ильич Жеханов проработал в должности ответственного (первого) секретаря обкома партии только с апреля по сентябрь 1922 года, а потом его Москва перевела с понижением в должности в Царицынский губком РКП(б). Жеханова заменил Борис Нимвицкий, работавший до образования Большой Башкирии ответственным секретарем Уфимского губкома РКП(б).
18 июля Уфимский губисполком ликвидируется, а все его дела и имущество передаются новому составу президиума БашЦИК. Для приема и размещения всего партийного и советского аппаратов Башкирской республики тщательно готовились. Уфгубкоммунотдел бронировал и ремонтировал жилье, разработал схему размещения наркоматов, других государственных организаций и учреждений, переезжающих из Стерлитамака. Чтобы руководство Башкирской республики и РСФСР могли оперативно связываться между собой для принятия решений или получения директив, установлена прямая телеграфная связь Уфа - Москва.
В положении о порядке слияния органов управления бывшей Уфимской губернии и Башкирии говорится: “С 15 августа 1922 г. наркоматы заводят самостоятельное делопроизводство, бухгалтерию и отчетность, составляя начинательный баланс из наличия имущества и ценностей, сведения о коих по состоянию на 1 августа будут представлены башкирскими органами и органами Большой Башкирии”.
С 16 по 20 сентября 1922 года в Уфе состоялась первая после слияния Малой Башкирии и Уфимской губернии областная партийная конференция (VI Башкирская). Она заслушала отчеты Башкирского (Малой Башкирии) обкома, Уфимского губкома и нового (Большой Башкирии) обкома РКП(б), избрала единый областной комитет партии. Ответственным секретарем обкома избран Б.Н. Нимвицкий. Делегаты конференции представляли 6673 коммуниста, в то время как до объединения с Уфимской губернской парторганизацией в республике насчитывалось лишь около 2 тысяч коммунистов. Конференция подчеркивала: “Общая задача коммунистической партии в таких отсталых странах, как Башкирия, заключалась в том, чтобы, уничтожив все остатки национального неравенства, помочь трудящимся массам всех отсталых национальностей догнать ушедшее вперед население Центральной России”.
12 декабря 1922 года в Уфе открылся III съезд Советов БАССР. Он избрал Центральный Исполнительный Комитет БАССР, делегатов на X Всероссийский съезд Советов - первое представительство Большой Башкирии как единой национальной республики на общероссийском советском съезде. III съезд Советов законодательно закрепил изменения, происшедшие в связи со слиянием Малой Башкирии и Уфимской губернии, и тем самым ознаменовал завершение организационного периода в истории советского строительства Башкирской АССР.
Уфимский городской исполнительный комитет выделяется из губисполкома в самостоятельный орган. 26 июня 1922 года пленум Уфимского городского Совета образовал горисполком в составе 15 человек, президиум горисполкома в составе 5 членов, образовал отделы, комиссии и части горисполкома, в том числе отделы коммунального хозяйства, здравоохранения и народного образования. Председателем горисполкома избран Филипп Яковлевич Першин. 3 июля гороно вышло из состава губернского отдела народного образования. В его ведение перешли: 34 школы первой и второй ступеней, 19 детских домов, 9 библиотек, музей наглядных пособий, сад имени Луначарского (ныне - имени С.Т. Аксакова) и парк культуры и отдыха “Свобода” (бывший Ушаковский парк, а ныне - парк культуры и отдыха имени В.И. Ленина).
На самом же деле в Уфе школ было больше, чем 34, потому что Башкирский наркомат просвещения в 1922/1923 учебном году оставил за собой несколько учебных заведений: школы Башнаркомпроса (улица Аксакова, 49), Октябрьской Революции (бывший женский монастырь на улице Сочинской), сад-школа (улица Советская, 14), Нижегородская школа (Нижегородская слобода) и школа имени Кузнецова (Большая Казанская, 51, ныне - Октябрьской Революции). В том же 1922-м в Уфе открыта первая средняя башкирская областная школа, получившая имя В.И. Ленина (ныне - Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова). Башнаркомат просвещения размещался в доме Штехера по улице Центральной, 18 (ныне - Ленина). 4 сентября коллегия Башнаркомпроса приняла решение о создании Академического центра, его заведующим задним числом (с 1 сентября) назначен Шариф Сюнчелей. К этому времени при научном отделе Башнаркомпроса уже работало Общество изучения быта, культуры и истории Башкирии. При этом его 7 действительных членов обеспечивались “академическим пайком и другими преимуществами сообразно с обеспечением ученых в РСФСР”, так как уделялось серьезное внимание этой научной работе.
15 декабря 1922 года Нарком просвещения А.К. Адигамов в своем докладе на Всебашкирском съезде Советов отмечал, что в Башкирии действуют 10 педагогических учебных заведений по подготовке кадров (2 института и 8 педагогических техникумов) с общим количеством учащихся 1400 человек. В 14676 школах первой и второй ступеней работали 2878 преподавателей и обучались 130 тысяч детей (21 процент от всех детей школьного возраста, остальные ребятишки еще не имели возможности ходить в школу).
15 декабря коллегия Башнаркомпроса приняла решение о необходимости перевода Башкирского института народного образования из Оренбурга в Уфу, так как это учреждение осталось за пределами нашей республики.
Что касается развития промышленности Уфы, 8 ноября 1922 года на базе национализированной частной полиграфической техники Уфы, Стерлитамака и Табынска открыта государственная типолитография “Октябрьский натиск”. Она первоначально располагалась в каменном здании на перекрестке нынешних улиц Октябрьской Революции и Ленина, известном как дом купца Николая Кондратьевича Блохина. 8 ноября 1922 года выдала первую продукцию и восстановленная Уфимская фанерная фабрика, которая до революции поставляла свою продукцию за границу. Она использовала в производстве древесину, сплавляемую по рекам Уфимке и Белой.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКЕ: Уфа в начале ХХ века.
НА СНИМКЕ: Уфа в начале ХХ века.
1-08-2017 (0) Просмотров: 1 267 Номер: 61(13137) Версия для печати