Подвижник
Новое звучание уфимского булата
Мы уже рассказывали о Владимире Николаевиче Терехове, в прошлом - страстном охотнике, бывшем внешнем управляющем завода “Эталон”, а ныне - специалисте по производству булатной стали.
Его путь в мастера начался почти полтора десятилетия назад, когда он ушел “на вольные хлеба” и с двумя единомышленниками шесть лет бился над тайной производства булатной стали, секрет которой был утрачен. И достиг успеха.
В дальнейшем Терехов совершенствовал мастерство и учился производить различные виды легендарной стали. После покорения очередной вершины на своем тернистом пути Владимир Николаевич приходил в редакцию, раскрывал большой кожаный портфель и выкладывал на стол то полоску стали, то клинок кинжала. На взгляд обывателя это были обычные металлические изделия, но, вглядевшись, можно было увидеть причудливые мелкие узоры - они-то и характерны для булата.
После участия в 2011 году в Международной конференции по булату, прошедшей в Москве и собравшей мировых светил в области производства столь редкой стали, уфимский исследователь стал известен не только в нашей стране, но и за рубежом.
Известнейший ученый Игорь Николаевич Таганов, член Русского географического общества, профессор, доктор физико-математических наук, ведущий эксперт по булатной стали, тогда удивленно сказал, что он занимается булатом более сорока лет, но снимает шляпу перед уфимцем, постигшим сокровенные тайны древнего металла и возродившим технологию его производства. “Я видел работы персидских мастеров, индийских, - сказал он, - но Вы продвинулись очень далеко...”
...На днях Владимир Николаевич снова пришел в редакцию и рассказал, что научился получать высшую категорию этой стали - коленчатый булат - и ковать из него сабли.
- Широкое производство их не наладишь, - говорит он, - сабля из булата стоит от миллиона двухсот тысяч рублей до миллиона четырехсот. Такую покупку может позволить себе лишь богатый коллекционер холодного оружия, почитатель старины.
Но Терехов делает только клинки, а эфес и ножны - это уже не его специализация. Главное, власть предержащим можно не ломать голову над тем, чем представлять республику в стране и за рубежом. Не только кумысом, медом и нефтепереработкой, но и производством булата - древнего и почти забытого...
В конце октября снова должна состояться конференция по булатным технологиям, на которой Терехов намерен выступить с докладом о своих последних достижениях.
Почему это сделал именно он, уфимский мастер? В ответ можно задать риторический вопрос. Почему у двух хозяек из одинакового исходного материала - муки, дрожжей, воды и соли получается разный продукт? У одной - пышный, с хрустящей корочкой душистый хлеб, а у другой, как говорили в старину, не хлеб, а невесть что? Секрет - в опыте, стремлении постичь тайны мастерства, отношении к работе.
- Конечно, за современной большой металлургической наукой мне не угнаться, - рассуждает Терехов. - Она достигла таких успехов, что современные сорта стали превосходят булат по всем статьям. Например, у американского спецназа на вооружении ножи из стали, которая не тупится. Но это не булат. Нынче создана специальная ткань, которую не берет ни пуля, ни штык. Но это тоже не булат! Увы, в век скоростей и новых технологий человечеству некогда возиться с многочисленными прадедовскими приемами и способами, благодаря которым получается древняя сталь. Слишком много у нее секретов для современного производства. Их нельзя терять, потому что это продукт человеческого гения и достояние вечности.
Фларит ШАКИРОВ.
На снимке: Владимир Терехов легко строгает булатным ножом бумагу, а может и металлический “уголок”.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
25-09-2013 (0) Просмотров: 1 945 Номер: 183(12331) Версия для печати