$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Неизменные велиЧины

Елена Великая

Семь лет назад выдающаяся певица дала эксклюзивное интервью для читателей "Вечёрки"


Елена Великая


Елена Образцова устала после большого перелета из Словении в Москву, а потом, буквально сразу же, в наш город. Владимир Белов (в те поры он был директором Национального симфонического оркестра РБ - ред.), которому и принадлежала идея приглашения оперной дивы в Уфу, заранее предупредил: не утомляйте гостью, она обессилена после конкурса в Греции и концерта в Праге, к тому же простудилась в дороге. Короче, если что, он дает отмашку - завершаем разговор...


- Елена Васильевна, все думали, что Вы приедете с Дашкой... (Дашка - пудель, которого еще крохотным щенком, спрятав в корзине цветов, поклонники подарили певице в Новосибирске - И.К.).

- Нет, она осталась дома вместе со всей сворой. У меня ведь и еще есть пудели - Кармен и Мюзетта, а также кот Сережка.
- А какова судьба Вашего Бобки? (Это такой песик, талисман Образцовой, единственная мягкая игрушка, которая была у нее во время войны - И.К.).
- Бобка жив, он продолжает ездить со мной.
- И сейчас он с Вами?
- Остался в Москве. Я беру его с собой (ставлю на крышку рояля) в тех случаях, когда пою новую программу, или в какие-то невероятно ответственные поездки.
- Елена Васильевна, когда Вы пели выпускной экзамен в Санкт-Петербургской консерватории, сама Софья Петровна Преображенская, председатель комиссии, поставила "пятерку" с плюсом начинающей певице (а эта оценка здесь не ставилась уже сорок лет!). Правда, на счету студентки Образцовой к тому моменту были две золотые медали - Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки и Всесоюзного конкурса имени Глинки; плюс приглашение Большого театра и дебют на его сцене в партии Марины Мнишек ("Борис Годунов" Мусоргского). Если я не ошибаюсь, возникла даже идея закончить консерваторию экстерном...
- Это не идея, так все и было.
- Вы помните, что именно пели на выпускном экзамене? За что получили такую оценку?
- Нет, конечно. Видит Бог, нет. Не вспомню.
- Елена Васильевна, помимо всего прочего, Вы работаете сейчас и в Токийской академии музыки...
- Это такая академия "Мусошино", где я преподаю уже тринадцать лет и нежно люблю людей, которые меня туда приглашают. Собираются в "Мусошино" на учебу со всего света - и китайцев очень много, и корейцев. Езжу я туда дважды в году. Один раз - на традиционную летнюю школу, и потом еще два-два с половиной месяца живу в Токио, занимаясь с молодыми вокалистами, выступаю по стране с концертами. Это громадная академия со многими отделениями в разных городах, я просто счастлива, что там преподаю, и они ко мне тоже очень хорошо относятся.
- Профессор Образцова также ведет мастер-классы в академии молодых оперных певцов при "Мариинке"...
- И в Финляндии, и в Испании, и в Италии, и в Америке... Я очень много преподаю и делаю это, наверное, хорошо, потому что востребована у огромного количества певцов. Видимо, у меня это получается.
- Где голоса лучше?
- В России, конечно, я отвечаю, даже не задумываясь. В России и в Корее. Там хорошие голоса - сильные, мощные, очень похожие на русские.
- К тому же Вы академик Академии Российского искусства. Что входит в Ваши обязанности?
- Я, честное слово, не могу Вам сказать. Просто мне дали это звание из уважения, видимо, к моим заслугам.
- Елена Васильевна, некогда Вы в процессе спектакля сломали руку и тем не менее, страдая от боли, пели четвертый акт "Кармен"...
- Это была очень смешная и грустная история одновременно, и произошла она в Пасху. После того случая я никогда именно в "праздников праздник" не пою. Наверное, так Господь рассердился на меня за то, что я в Светлое Христово Воскресение работала.
А дело вот в чем: тенор был такой украинский...
- Борис Луцук, - откликнулся Владимир Белов.
- Да, Луцук, - в глазах у Елены Васильевны заплясали смешинки. - И я его попросила: "В третьем акте, когда приходит Микаэла и ты говоришь мне: "Мы встретимся вновь, Кармен", в это время урони меня на пол". Это для того, чтобы мне потом сыграть лучше. И он, конечно, забыл в тот момент меня уронить. И я подумала: "Ну и ладно, зато не надо стараться поизящнее встать. Как хорошо!". Расслабилась и уже не готовилась к тому, чтобы падать. И тут он вспомнил, кинулся ко мне и сильно-сильно ударил меня в грудь. Я буквально рухнула, потеряв равновесие, в последний момент успев подложить под себя руку. А незадолго до этого я перенесла операцию на глазах и врач сказал: "Все, что угодно можете делать, только не падать". Помня это, я и подставила руку, но как-то неудачно, и сломала ее. Самое ужасное, что мне и лежать было больно, и встать я не могла. Какой-то дядька здоровущий из миманса меня поднял, и я сразу поняла, что это перелом, поскольку рука моментально начала вздуваться. Тут же какую-то ампулу разбили, и мне "заморозили" мою конечность, как футболистам во время игры. Нашли первую попавшуюся линейку, привязали шалью красивой, да так, что никто из публики даже и не догадался о случившемся. Воткнули мне в это приспособление букет... И так я допела четвертый акт.
...И знаете, - Елена Васильевна развеселилась, - так я не очень хорошо работала в тот вечер, чувствовала себя неважно. А четвертый акт спела просто потрясающе. Был такой шок, такой адреналин. Значит, нет худа без добра.
- К концу спектакля "скорая" уже дежурила у подъезда театра?
- Смешно, но, когда я приехала в больницу - в красном платье, в черном парике, с пышной алой розой в волосах, ко мне кинулись все врачи: "Ой, Елена Васильевна, давайте с Вами сфотографируемся!" А у меня от боли - искры из глаз. Я им: "Вы мне сначала помогите". Ну, пришлось разрезать платье, его невозможно было снять, уже так раздуло всю руку...
И, что особенно тяжело, мне тогда сразу же надо было ехать в Бразилию, на "Трубадура". И там я уже с гипсом была, и "Трубадура" пела вся с шалями, с шалями, чтобы публика увечий не увидела...
- Вы ведь единственная Кармен, которая выходила на сцену... босая...
- Я вышла босая, потому что почувствовала себя черной кошкой, пантерой, которую все хотят и в то же время боятся. Такая Кармен вольнолюбивая и все делает, как хочет. И вот этой кошке мешали каблуки и туфли, и я их интуитивно сбросила и так уже пела. Мне было приятно: я чувствовала себя и цыганкой, и пантерой... Подобное всегда рождается интуитивно.
- Елена Васильевна, как возник Ваш альянс с Виктюком? Не боялись ли Вы, скажем так, драматической сцены?
- Нет, я ничего не боялась. Дело в том, что за год до встречи с Виктюком умер мой любимый муж Альгис Жюрайтис, которого я обожала, с которым прожила семнадцать лет... И так мне было плохо, я целый год не красилась, не мазалась, не причесывалась, не одевалась и вообще думала, что погибну. И потом меня насильно заставили пойти на спектакль Романа Григорьевича "Саломея", в Петербурге это было. Я посмотрела и абсолютно влюбилась в его театр, отправилась за кулисы поздравить актеров. Там стоял Виктюк, и я ему сказала: "Как ты относишься к тому, чтобы дать мне какую-нибудь роль? Я бы с удовольствием сыграла." Он мне ответил: "Я по-ду-
ма-ю"...
А через месяц явился с ролью для меня - сразу привел в мою квартиру кучу народа на читку пьесы. Речь о стареющей примадонне, которая занимается мастер-классами. К ней приходит мальчик брать уроки, и они влюбляются друг в друга. От этой любви примадонна все молодеет-молодеет-молодеет... Причем история вроде бы комическая на первый взгляд. И в конце ее, когда слухи пошли по всему Милану (это итальянская пьеса "Антонио фон Эльба" - драматург Ренато Майнарди), она говорит своему мальчику: "Я больше не могу, общественное мнение против нас, все только и судачат о нашем романе, нам с тобой надо расстаться". И он отвечает: "Если ты сегодня не придешь, я застрелюсь". А у нее в эту ночь умирает мать, естественно, примадонна не пришла, и мальчишка покончил с собой. Такой трагический финал.
Я счастлива, что сыграла эту роль, поскольку после спектакля ко мне приходили огромное количество девочек и мальчиков и говорили: "Спасибо Вам. Теперь мы поняли наших родителей". У кого-то мама была влюблена. У кого-то папа был влюблен в юную девушку или, наоборот, в женщину в возрасте. Очень много, оказывается, подобных трагедий в жизни. И дети приходили и благодарили меня. Это было так искренне и так ясно, что они поняли своих родителей, с которыми тоже случилось нечто похожее.
- В одном из материалов я прочитала, что особое наслаждение доставляет Вам возможность самой задавать темп этому спектаклю...
- Это правда! В опере и вообще в музыке нельзя остановиться нигде. Оперный спектакль, например, идет, и если ты куда-то тыкнешься не туда, то кошмар: всем мешаешь и потом уже трудно, что называется, влиться в общий поток. А здесь, даже если я забыла текст роли, могу сыграть, могу сделать паузу. Ну вот, например, однажды Дима, мой партнер...
- Дмитрий Бозин...
- Да. Он меня так поцеловал на лестнице, что весь текст вылетел из моей головы. Это уже второй раз со мной случается в жизни. Что делать?! Спокойно произношу (а мы на сцене, полный зал): "Ты меня поцеловал, и я забыла все слова". А публика решила: так и надо. Дима сразу оценил положение вещей: "По-моему, ты в этом месте говоришь следующее". Я отвечаю: "Нет, что-то не припоминаю". Такая вот у нас ситуация была. У меня есть запись этого спектакля, и можно просто умереть от смеха.
А однажды в "Кармен"... Короче, вышел Эскамильо, мы с ним спели дуэт, и он уходит на бой быков, а я остаюсь одна на сцене. И тут он вернулся, поцеловал меня, и все, я ничего не помню. Где я, в каком акте, что петь, какая музыка?..
- В газетах писали, что Вы собирались с Романом Григорьевичем репетировать еще один спектакль, по Мазоху, и даже привезли из Нью-Йорка какие-то причиндалы для этой постановки - плетки, лаковый корсет...
- Речь о "Венере в мехах". Мы уже было начали репетировать, но потом Виктюк отвлекся на другие спектакли.
...А я пошла в секс-шоп в Нью-Йорке, заказала причиндалы для мазохизма, и дама, которая для меня все делала, воспылала ко мне страстью за это время. Потом, когда она узнала, что старается... для театра... Я думала, она меня просто побьет и выгонит. Из хулиганских побуждений я из ванной сделала такую мазохистскую комнату. Представляете, когда гости приходят, заглядывают туда и - тишина, такой момент молчания, состояние шока. Кстати, я сказала Роману Григорьевичу: "Виктюк, приди и посмотри, что у меня в ванной!" - Все присутствующие хохочут так, что под воздействием звуковой волны стоявший перед гостьей диктофон заскользил по гладкой поверхности завибрировавшего столика.
- Правда, что Вы на двадцать восемь килограммов похудели ради спектакля "Антонио фон Эльба"?
- Это было. Не знаю, что я с собой делала... А диета следующая: мясо, рыба и овощи. Нет, не овощи даже, а просто салат. Ничего я больше не ела, ни хлеба, ни соли, ну вообще ничего. Но это очень вредно и плохо - поскольку что-то случилось с вестибулярным аппаратом, меня постоянно закидывало куда-то в сторону. И я все думала: ну вот и старость пришла. Отправилась к врачу узнать, что со мной происходит. В больнице у меня хотели взять кровь, но она настолько сгустилась, что даже это сделать было невозможно. Кстати, подобные эксперименты грозят еще и обезвоживанием организма. Нет, нельзя этого делать!
- На пении это сказывается, на звукоизвлечении?
- Нет, но... Худела на двадцать восемь килограммов я летом, а в сентябре мне нужно было петь "Аиду", и у меня не хватало силенки на си-бемоль. И мне пришлось добавить специально три килограмма. Я пила молоко с булочками, набрала нужный вес, и тогда уже все встало на свои места.
- У Вас есть какие-то предпочтения в еде? Что Вы указываете в райдере - особую минеральную воду, фрукты? Или, может быть, оговариваются специальные условия в гостинице?
- Я неприхотливый человек, и меня абсолютно все устраивает.
- Хочу подтвердить: это чистая правда, - кивает головой Белов. - Я боялся этого как огня, думал, вдруг потребуется то, что в Уфе найти невозможно...
- Нет-нет, - Образцова машет рукой. - Подобные требования в райдере могут быть только от дурости.
- Елена Васильевна, что это за ситуация со шпаргалкой на "Самсоне и Далиле" в Метрополитен-опера?
- Да не только там - всю жизнь пишу шпаргалки. Когда я заканчивала школу, то сказала мамочке: "Выберу такую специальность, чтобы ничего не надо было учить". Думаю, подслушал Господь и меня наказал. Всю жизнь я учу - и если бы можно было заглянуть в мою голову, то там обнаружатся паузы, ноты, слова, языки... Там ужас что творится, как в муравейнике.
- Но это особая история, которая привела в восторг Фьоренцу Коссотто, увидевшую Вашу шпаргалку, наклеенную на бутафорскую вазу...
- Была такая огромная ваза, мне дали ее держать зачем-то, до сих пор не могу понять, и я там вклеила по кругу много-много листочков. Дело в том, что в "Далиле" громадный ансамбль, но ансамбли учить - это уже просто несчастье. И я их вообще никогда не учу и очень редко пою, только там, где меня слышно (детям ради Бога не рассказывайте!). В итоге я эту вазу тихонько поворачивала и "считывала" текст. И потом, после меня, в Метрополитен пела Коссотто и была просто в счастье, она тоже этого не знала.
А вообще, постоянно, везде, по всем мизансценам расклеиваю свои шпаргалки - всегда все знаю, но всегда очень волнуюсь... Стоило мне однажды забыть текст (я уже говорила Вам о "Кармен"), и страх этот остался на всю жизнь...
- Самые кошмарные сны, которые время от времени снятся актерам драматического театра, - это те, в которых они забывают во время спектакля текст роли...
- Ну, этим не только драматические актеры страдают. Я миллион раз выходила на сцену во сне и не знала, что петь. Это ужас, волосы встают дыбом!
- Работая в спектакле, например, в той же "Кармен", Вы можете думать о чем-то другом, размышлять, так сказать, в параллель со своей ролью?
- Нет. Поэтому мне не нужны никакие режиссеры, дирижеры и вообще никто. Потому что, выходя на сцену, я уже живу той жизнью, которая мне предлагается в этот момент этим сюжетом.
- И Вас ничто не способно отвлечь - вспышка какая-то, звук?
- Ничего абсолютно. Я просто живу эту жизнь. Поэтому, наверное, мне кажется, что я уже прожила миллион жизней на сцене. И каждый раз по-разному.
- Елена Васильевна, - Белов прикладывает руку к сердцу, прося прощения за вмешательство в разговор, - у Вас война существует с дирижерами?
- Никогда такого не было, потому что я достаточно умная и всегда говорю: "Да, да", а делаю так, как хочу. И то же самое с режиссерами.
- Раз уж речь зашла о режиссерах, то хотелось бы вспомнить о Вашем сотрудничестве с Франко Дзеффирелли и о фильме "Сельская честь", снятом им в 1981 году на основе спектакля Ла Скала. И о том, что Сантуццу Елены Образцовой критики назвали выдающейся работой в кино...
- Наконец-то канал "Культура" купил картину Дзеффирелли "Сельская честь", и ее покажут телезрителям.
- Дзеффирелли писал, что в его жизни было три потрясения. Это Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо. Что он имел в виду?
- Думаю, то, что не вошло в фильм, - Образцова вновь смеется. - Мы приехали на Сицилию (и собралась, по-моему, вся Сицилия на это посмотреть). Никто не спал, потому что у нас оставалось всего три дня и три ночи на натурные
съемки.
Была там такая громадная лестница с бесчисленным количеством ступенек, даже не знаю, сколько их. И Дзеффирелли очень хотел, чтобы я упала с этой лестницы в тот момент, когда Сантуцца проклинает своего любимого и кричит: "Плохая тебе Пасха!". Мне надели наколенники, налокотники, я летела пятьсот раз с этой лестницы, и каждый раз все вздрагивали и разносилось дружное "А-а-ах". И это все не вошло в фильм. Я сказала, что просто убью его! Всю ночь падала...
Но фильм получился очень хорошим, и это было одно из самых больших... - Елена Васильевна несколько мгновений искала слово, - одно из самых больших моих созданий в жизни. И это был очень трудный период. По утрам с десяти до часу мы записывали "Аиду" на диски - с Ла Скала. С Абадо мы писали, с Катей Ричарелли и с Паваротти. Днем мы ходили на съемки - там такие выгородки были, и Дзеффирелли специально снимал крупные планы для "Сельской чести". А вечером я пела спектакли в Ла Скала. Вот как это можно было выдержать, не представляю.
- А вообще какой у Вас режим? Только-только вернулись из Афин и уже летите в Прагу, из Словении - в Уфу, от нас - сразу же в Петербург...
- Я все время так. Уже привыкла к этому. И просто, аки Феникс из пепла, возрождаюсь каждый раз.
- Столько гостиниц, пансионатов, столько самолетов... А засыпаете на новом месте Вы легко?
- Мне, чтобы заснуть, до кровати только дойти. Сразу же тюк, и все. Но зато и просыпаться я могу в любое время, как солдат, хоть в пять, хоть в шесть, хоть в семь - мне все равно. И петь тоже мне все равно когда, потому что я еще в консерватории приучилась заниматься с девяти утра. Потом я постоянно меняю пояса и климаты - то Америка, то Япония...
- То есть, Вы человек чрезвычайно дисциплинированный во всех смыслах?
- В высшей степени.
- В прессе много писали о том, что концерт Елены Образцовой с джаз-квартетом Игоря Бутмана стал в 2004 году самым значимым событием в музыкальной жизни Москвы. Как Вы решились петь джаз?
- Вы знаете, я часто пела в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и вообще ездила по Америке много: и в Сан-Франциско выступала, в Чикаго, в Филадельфии... А по вечерам ходила на джазовые программы (они всегда почему-то делались в каких-то подвальчиках) и очень много слушала. И всю жизнь мечтала спеть джаз. Однажды я пошла в магазин, решив купить записи выдающихся певиц. На витрине огромное количество дисков, но кроме Эллы Фицджералд и Билли Холидей я никого не знала. Разложила все альбомы перед собой - десятки, сотни лиц на обложках - и по глазам, по интеллекту в глазах я купила действительно самых выдающихся. Подумала: такие глаза не могут плохо петь. И года два слушала этих женщин, потом выбрала то, что мне нравилось, и тут начались мои муки, поскольку я совершенно не знаю английского языка. Надо было еще найти и ноты, которых, собственно, нет, далее - разыскать слова, коих нет тоже. И я писала в Америку, и мне прислали какие-то ноты, без аранжировки, безо всего... В общем, совершила гигантский подвиг, я бы так сказала. Не зная языка, не зная музыки, спеть громадную программу...
А одним из самых лучших своих концертов в этом направлении считаю "Джаз на троих". Мы исполнили его в Сочи - Бутман со своими молодыми музыкантами и Денис Мацуев. Это был классный концерт! И в Киеве тоже все замечательно прошло.
- Вы были равноправными партнерами или кто-то выступал в роли ведущего, а кто-то - ведомого?
- Нет-нет-нет, мы были настоящими партнерами.
- В Висбадене в 1972 году Вам вручили очень интересную премию - "Золотое перо критики". Меня это заинтересовало, поскольку получить признание критиков весьма непросто... Даже титулованным, даже признанным, даже великим!
- Я сейчас была в Словении и увидела там в театре прекрасный портрет Марии Каллас. А под ним что-то было написано по-словенски. Разобрала в этой надписи слово "критики" и попросила перевести мне текст. Так вот, Каллас сказала: "Критик - человек, который пишет о том, как бы он мог это сделать, если бы... мог" (Елена Васильевна просто залилась смехом).
...А 72-й был для меня годом звездным, я пела очень много в опере, и в Германии в том числе. И они преподнесли мне действительно золотое перо (похожее на перышко курицы), такое, на подставке из камушка.
- Какая награда была самой приятной, запомнившейся?
- Награды, пожалуй, такой нет. Но есть два вечера в моей жизни, которые я никогда не забуду. Первый - мой дебют в Метрополитен-опера. Я пела "Аиду", и после сцены судилища у меня были овации двадцать две минуты. Это казалось вообще бесконечностью - я рыдала за кулисами. Между этой сценой и последующей нет перерыва. И подмостки были загромождены декорациями, из-за чего меня не выпускали. А зал неистовствует, требует, чтобы я вышла. Пришлось разбирать декорации... И когда я появилась, то была уже с таким носом, с заплаканными глазами, зареванная вся.
И второе - момент, когда мы в течение двух лет переписывались с Абадо и говорили по телефону: я очень хотела записать Реквием Верди. Это тоже одна из самых больших моих работ в музыке. Мы уже договорились, он меня пригласил, чиновники из Советского Союза купили мне билет, чтобы я поехала в Ла Скала. Но забыли дать телеграмму. И вот я сижу в отеле, и почему-то никто меня не зовет на запись. На следующий день прихожу в театр и... Все, что нужно петь мне, поет Ширли Берет. Я в совершенном потрясении спрашиваю Абадо: "Что случилось?!", а он, расстроенный, отвечает: "По контракту мы не имеем права делать запись с тобой, пока не будет телеграммы из СССР. А она не пришла, и мы вынуждены были записать Ширли, которая уже давно поет не как меццо, а как сопрано"...
...И я была такая злющая, первый раз в жизни проклинала этих чиновников советских, и у меня даже мелькнула мысль: "Нет, больше не вернусь туда. Ну как так можно работать?!". Тогда меня очень ругал Женя Нестеренко, говорил: "Замолчи, даже стены имеют уши! Что ты болтаешь, прекрати, а то больше вовсе не поедешь никуда.". И на следующий день был концерт в Ла Скала в пользу Каза ди Верди - дома, в котором живут престарелые оперные артисты, основанного по завещанию Верди (композитор оставил на него все свои средства). На Гала-концерте я опять пела сцену судилища, потом все деньги отдали в пользу этих старичков. Мы пели с Доминго, и когда Амнерис проклинала жрецов, это я проклинала Советскую власть. И так искренно это делала, с такой злостью, с таким негодованием и неистовством... Когда я закончила, в зале была мертвая тишина (эту тишину я запомнила навсегда), и после какой-то паузы партер и весь театр встал. Это была самая большая для меня награда. Но они не знали, что я проклинала не жрецов, а чиновников, - последние слова Образцовой тонут в хохоте всех присутствующих
- Елена Васильевна, у Вас остается время на чтение?
- Просто я без этого никогда не ложусь спать. Читаю я разное, но больше всего на свете люблю Достоевского. За мою жизнь уже два раза перечитала его полностью. Начинала я знакомство с его творчеством еще девчонкой и делала это под патронажем Вадима Федоровича Рындина, главного художника Большого театра. Он был супругом Галины Сергеевны Улановой, и мы с ним очень дружили, обожал он меня совершенно, и я его тоже. И Вадим Федорович сказал: "Достоевского буду тебе приносить я, и ты постепенно станешь входить в его мир". Очень благодарна ему за то, что он не напугал меня Достоевским сразу; мы начали с ним, так сказать, от простого к сложному. А потом я брала эти книги в Испанию (невероятно много пела там) и полностью перечитала Федора Михайловича еще раз.
Очень люблю читать Раджива Ошо. Это индийский философ, труды которого научили меня многому. И самое главное, о чем он пишет: прошлое уже... прошло. И не надо его будить, потому что сердце не может вызвать прошлое, а только наш извращенный ум его возвращает. Прошло - уже отжило. Будущего может не быть, поэтому живи сейчас, сегодняшними эмоциями, не теряя времени. И это мне нравится.
- Остается ли у Вас свободное время, и если да, то как Вы отдыхаете?
- Точно могу сказать, что не отдыхаю никогда в жизни. Вообще, времени мне хватает на многое, и я даже не понимаю, как успеваю все делать. Потому что у меня громадный конкурс, он носит имя Елены Образцовой. Мы проводим его уже в шестой раз, участвуют молодые оперные певцы в возрасте от семнадцати до тридцати лет. В прошлом году мы сделали первый детский конкурс - от девяти до пятнадцати. Это счастье, очень талантливые ребятишки есть, ну просто гениальные. И я сейчас провожу мастер-классы в Петербурге, вот уже второй раз поеду - собираются и малюсенькие, и взрослые, а многие приезжают просто слушать, а не заниматься. Это большая радость, поскольку я вижу, как люди тянутся к знаниям. А я делаю мастер-классы очень хорошо. Наверное, потому, что прожила такую счастливую жизнь, и потому, что пела с самыми великими певцами, с самыми великими дирижерами, с самыми великими режиссерами работала, в самых лучших театрах всего мира. Поэтому я очень много знаю, и хочется поделиться этим.
- Вопрос, безусловно, традиционный, и тем не менее: где, на Ваш взгляд, публика самая благодарная, может быть, самая знающая, чувствующая музыку?
- Чем дальше от центра, тем публика в России благодарнее. Самая лучшая публика та, которая не избалована выступлениями звезд. От нее идет такая отдача, она с таким обожанием и с такой страстью слушает тебя - просто хочется вывернуться наизнанку, отдать ей все сердце, все, что ты можешь.
- А зарубежный слушатель?
- Я чрезвычайно любила петь в Нью-Йорке, потому что публика там очень спонтанная...
- Но в меньшей степени образованная музыкально...
- Да. А вот в Ла Скала я очень волновалась. Ведь если наша публика, например, практически наизусть знает всего "Евгения Онегина", то в Милане поют все, каждый извозчик, как говорят. Но в Ла Скала меня любили, ни разу на меня не шикали, ни разу мне не свистели. Даже несмотря на то, что когда я пела "Анну Болейн", не взяла верхнюю ноту. Ну, думаю, сейчас начнется. Но ничего, они меня простили.
- Елена Васильевна, в Вашей судьбе теснейшим образом переплелись два города - Петербург и Москва. Критики пишут, что способность Образцовой легко находить стилистические ключи к исполняемой ею музыке необходимо искать в культуре Северной Пальмиры, Ваша "европейскость" коренится в почве Петербурга. А вот Москва наделила Вас широтой палитры создаваемых образов, яркостью красок... Как уживаются в Вашем сердце два этих великих города?
- Люблю Петербург и никогда ему не изменяла. В последние годы жизни Галины Сергеевны Улановой мы очень дружили с ней, и она тоже сказала мне: "Я всегда оставалась петербурженкой".
Ну, конечно, Ленинград меня вырастил, я родилась в 39-м году, и вскоре началась война - голод и блокада....
Все прекрасное, что во мне есть, - это от архитектуры Ленинграда, от его культуры. Это от концертов, которые я слушала в нем, от той эпохи, когда можно было пойти на выступление Гилельса, Ойстраха, Когана, Растроповича, Зарочки Долухановой... Все это я прожила в Ленинграде. Мне дорога атмосфера моего города - доброты и доброжелательности, свойственной его людям. А люди, пережившие горе, всегда очень глубокие.
- Елена Васильевна, Вы ведь эвакуировались в 42-м году, совсем маленькой. И Вы что-то помните?
- Помню все. Мы эвакуировались последними машинами, и грузовики, двигавшиеся перед нами, уходили под лед. Когда мы уезжали, наше место было у кабины. Мама держала меня на руках, а людей столько, что они просто припирали нас к этой стенке. И машина вообще не останавливалась, ни разу. Если бы мы затормозили, то стало бы больше вариантов попадания снаряда - ехали под обстрелом. И, конечно, могли тоже сразу же уйти под лед.
Помню штабелями лежавшие на нашей улице трупы: как раз рядом с домом, где мы жили, была больница. Их, бедненьких, складывали точно в поленницу. На улице сорок градусов мороза и все закоченевшее. Еще помню тревогу и то, как мы неслись по ступеням в подвал, перескакивая через мертвых людей, упавших на лестнице. И совершенно их не боялись, потому что уже не было страха. И все время ужасающее чувство голода. Мама приводила меня в бомбоубежище, я орала просто благим матом, кричала почему-то: "Воченно хочу хлебца!". Именно "воченно"...
Мама потом говорила: "Самым ужасным было то, что все время хотела тебе отдать свой кусочек хлеба. Мучилась чувством вины, но знала: если отдам его, то умру, и ты тогда погибнешь точно".
Бедная. Мне очень жалко именно родителей, мы-то мало еще что понимали. Вспоминаю, как в эвакуации моя уже взрослая подружка говорила мне: "Ой, так сладкого хочется!". А я спрашивала ее: "А что это такое "сладкое"?.. И, действительно, не имела никакого представления не то что о пирожных, о сахаре.
Как-то меня спросили: "Вы, наверное, с детства мечтали о той карьере, которую сделали?" И я ответила: "Мне смешно даже слушать подобные слова".
В начале разговора Вы поинтересовались моими запросами, спросили: что певица Образцова включает в райдер? Уверяю Вас, нет никаких запросов, потому что вся жизнь для меня как сон, как подарок. Все идет оттуда. Может быть, оттого я никогда и не жалуюсь. И мне вообще ничего не страшно, в том числе и... потом. Ведь самое страшное, что могло быть в моей судьбе, уже прожито и пережито. Так я надеюсь.
Беседовала Илюзя КАПКАЕВА.
31 марта 2007 года.

Елена Великая

Дата создание новости 20-01-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 297     Номер: 10(12657)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.