Артём МАКАРОВ:
“Логично провести Шаляпинский конкурс в городе, где состоялся дебют Фёдора Ивановича”
Продолжение, начало в №№ 107-108, 109, 110.
Продолжая публиковать материалы из цикла, посвященного Башкирскому государственному театру оперы и балета, мы предлагаем вниманию читателей беседу с главным дирижером БГТОиБ, заслуженным артистом Республики Башкортостан, музыкальным руководителем пятнадцатого Международного оперного фестиваля “Шаляпинские вечера в Уфе” Артемом Макаровым. Те читатели, которые следят за нашими статьями, наверняка помнят, что разговор с маэстро (часть его вошла в предыдущую главу) коснулся некоторых деталей, связанных с первым Международным конкурсом вокалистов имени Федора Ивановича Шаляпина. Добавлю, это творческое состязание пройдет в рамках “Шаляпинских вечеров” в сентябре.
- Артем Валентинович, речь, как я понимаю, не идет о состязании именно басов?
- Нет. Это творческое состязание для всех типов голосов. Такой подход позволяет разнообразить палитру конкурса, предполагает гораздо большие возможности для его развития. Но (помимо, естественно, того, что логично провести Шаляпинский конкурс в городе, где состоялся дебют Федора Ивановича) в Положение мы внесли один пункт.
- Какой же?
- В третьем туре басам желательно исполнить арию из оперы русского композитора, которая входила в репертуар Федора Шаляпина. Впрочем, думаю, большинство басов-участников и без нашей рекомендации пойдут по такому пути.
- Нетрудно догадаться, что победите
- Да, по решению жюри обладатель Гран-при, если таковой будет, и несколько лауреатов (члены “судейской коллегии” решат, кто удостоится такой чести - обладатель первой премии, может быть, первой и второй) выступят в Гала-концерте фестиваля. Мы бы очень этого хотели.
- Конкурс имени Шаляпина будет открытым, публика сможет попасть на прослушивания?
- Думаю, да. Первый тур основного этапа пройдет в Шаляпинском зале Уфимского государственного института искусств. Мне кажется, никаких проблем у желающих не возникнет. Во всяком случае, доныне не предполагалось, что прослушивание будет закрытым.
Ну и естественно, финальный тур с оркестром состоится в Башкирском государственном театре оперы и балета. Конечно, это самый интересный этап, и публика тоже сможет присутствовать на нем.
- Исходя из опыта известных конкурсов, все мы понимаем, что делать прогнозы нужно с осторожностью. И все-таки... на какое количество финалистов можно рассчитывать?
- Отвечу опять же с учетом нашей работы над Положением. На финальный тур планируется допустить не больше двенадцати человек. Ну, возможно, будут какие-то исключения, но это уже по усмотрению жюри.
- Какова практика подобного рода прослушиваний - зрители проходят на них бесплатно или они должны внести какую-то сумму?
- Конечно, на больших международных конкурсах, таких как конкурс имени Петра Ильича Чайковского или Елены Васильевны Образцовой, финальные туры для слушателей - платные. Более того, на конкурсе Чайковского, например, третий тур всегда сопровождается ажиотажем. Имею в виду, конечно, публику - поклонники музыкального искусства раскупают билеты задолго до старта самого состязания. Потому что это всегда событие, и производит оно захватывающее впечатление. Фактически речь идет о настоящих концертах, где можно услышать выступления уникальных исполнителей. Мы, честно говоря, не обсуждали вопрос продажи билетов на финальный тур, и что-то определенное я пока Вам не скажу.
- В рамках фестиваля пройдет премьера спектакля “Кармен” на музыку Жоржа Бизе. Судя по тому, что я знаю, заглавную партию будет исполнять кто-то из солисток нашего театра. То есть Вы не стали искать Кармен на стороне...
- Мы не планировали на сегодняшний момент приглашать в данный спектакль кого-либо. Возможно, только на роль Хозе, но и это пока под вопросом. Поскольку в программе фестиваля заявлены и другие спектакли, причем с приглашенными певцами, мне хотелось, чтобы именно премьера была сделана нашими силами. Это моя позиция - в премьерных спектаклях показывать максимум возможностей уфимской труппы. Кого-то, безусловно, интересуют только приглашенные звезды... Не стану спорить - такое мнение имеет право на жизнь. Но мне важно делать спектакли со своими артистами, если они действительно соответствуют поставленным задачам.
- Назовите, пожалуйста, спектакли, которые помимо “Кармен” войдут в афишу “Шаляпинских вечеров”...
- Их не очень много - “Травиата” и “Риголетто” Верди, “Тоска” Пуччини... Выбор, конечно, не случаен - мы специально остановились на шлягерных произведениях, на которые всегда легче найти исполнителей из других театров, известных певцов. Человек, увлеченный оперным искусством, жаждет услышать на уже привычной для него сцене новые голоса, оценить иные тембральные краски... А ещё он любит классику. И мы не можем не считаться с публикой, ради которой, собственно, театр и работает.
Да, люди любят, скажем, “Травиату”. Степень ее популярности настолько высока, что это не поддается описанию. Достаточно напомнить о том, что чуть ли не каждый вечер хотя бы на одной театральной площадке мира идет эта опера Верди. Вот Вам и ответ.
...Искать новые формы можно и нужно, но тем не менее в основе самой надежной является проверенная временем фестивальная модель. Я говорю о перечне неких спектаклей, сочетающихся с отдельными концертами. Еще раз повторю, сколь бы изобретательны в создании концепций ни были организаторы фестивалей, всё рано или поздно возвращается на круги своя - к устоявшейся системе, к которой привыкла публика. Публика, обожающая музыку и восхищающаяся голосами певцов...
- Тогда самое время назвать имена этих певцов...
- Пойду по порядку: первый спектакль после премьеры “Кармен” - это “Травиата”. В роли Виолетты Валери - приглашенная солистка Большого и Мариинского театров Вероника Джиоева (победительница первого сезона проекта “Большая опера”, идеологом которого является телеканал “Культура”). С этой прекрасной певицей давно мечтал встретиться наш театр. В роли Жермона - солист Московского театра “Новая опера” Василий Ладюк (некогда он побывал в Уфе по приглашению фонда “Мархамат” и с большим успехом выступил в благотворительном концерте); партию Альфреда исполнит наш земляк, лауреат Национальной театральной премии “Золотая Маска” Ильгам Валиев, который ныне служит в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета.
Следующий спектакль - “Риголетто”. В заглавной роли - солист Мариинского театра Эдем Умеров, в роли Герцога - также солист “Мариинки” Дмитрий Воропаев, и в роли Джильды - Елена Терентьева, солистка “Новой оперы”...
- Она не из Уфы? И, по-моему, ее сестра тоже оперная певица...
- Совершенно верно, есть сестра Ольга - обе поют, обе - наши землячки, некогда жили здесь.
- Но возвратимся к фестивальной афише...
- Далее идет спектакль “Тоска”. В нем соберется очень интересный интернациональный состав. Все трое главных исполнителей представляют разные творческие коллективы. Тоска - Жупар Габдуллина, певица с уникальным голосом, солистка театра “Астана-опера” из Казахстана. (Она, кстати, уже тоже бывала в Уфе, приезжала в том числе и на юбилейный вечер солистки нашего театра Светланы Аргинбаевой. А еще Жупар успешно работает и в жанре этники.) В партии Каварадосси - тенор, который сейчас живет и выступает в Германии, но по крови он грузин - Георг Ониани; и Скарпиа - гость из Санкт-Петербурга, солист Мариинского театра Александр Никитин.
На мой взгляд, все они очень яркие артисты и понравятся публике. В общем, должно быть интересно.
Беседовала
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Окончание следует.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Окончание следует.
16-06-2016 (0) Просмотров: 1 544 Номер: 115(13013) Версия для печати