$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

КРЫЛЬЯ РОДИНЫ

Его судьба - две стихии, море и небо


 Его судьба - две стихии, море и небо

В воскресенье, 17 июля, наша страна отметила День морской авиации ВМФ РФ.
Небольшой экскурс в прошлое: именно в этот день в далеком 1916 году балтийские морские летчики на гидросамолетах российского производства М-9 с авианосного судна "Орлица" вступили в бой с немецкими самолетами и сбили четыре из них. Этот день по праву можно считать днем рождения морской авиации ВМФ России.
Так что поздравляем всех морских летчиков с профессиональным праздником! Об одном из этих замечательных людей мы сегодня расскажем.


...Уфимский мальчик Тагир Исмагилов понял, что обязательно станет летчиком, когда ему исполнилось пять лет. К ним в гости приехал родственник - инженер авиаполка. Тагира поразила военная форма гостя, а еще больше - его замечательный кортик. Конечно, детские мечты обычно довольно быстро забываются, но это оказался не тот случай. Ребенок и после отъезда гостя вспоминал его рассказы и продолжал мечтать о небе. Ну а когда десятилетний Тагир на летних каникулах побывал в Подмосковье, в поселке Полушкино (совсем недалеко от Кубинки, где располагался военный аэродром), увидел полеты асов, фигуры, которые выписывали в синеве хозяева неба, решение утвердилось: его судьба - только авиация.
Парень понимал, что летчиками становятся лучшие из лучших, и приступил к воплощению мечты в реальность. Серьезные занятия спортом - легкая атлетика, фехтование, футбол, хоккей, лыжи. Увлекся историей: военные мемуары полководцев, воспоминания прославленных летчиков, собирал материалы из газет и журналов, научился разбираться в типах самолетов - не только отечественных, но и зарубежных... Словом, сочетал теоретические знания и физпод-
готовку.
Еще Тагир занимался музыкой - играл в школьном духовом оркестре на трубе. И это тоже пригодится ему в будущем, хотя юный музыкант об этом пока не подозревает.
Когда окончил в 1967 году школу № 44, сразу подал документы в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков, но из-за досадной задержки на экзамены опоздал. Парень был просто в отчаянье, но тут очень кстати (все-таки судьба существует!) пришла телеграмма троюродного брата Рафаэля Сафиуллина - летчика-инструктора учебно-авиационного центра ДОСААФ из Запорожья:
- Хочешь летать - приезжай.
Стоит ли говорить, что с 1 октября Тагир уже приступил к учебе. Занятия были вечерними, днем парень работал на заводе. А 1 апреля 1968 года юноша был призван в ряды Вооруженных сил СССР и прикомандирован для прохождения службы к тому же запорожскому учебному центру.
...Наконец после изучения теории наступает долгожданная летная практика.
Первым самолетом для него стал L-29 чехословацкого производства, а первым инструктором - Евгений Руденко, опытнейший летчик, участник воздушного парада в Домодедово в 1967 году.
Каково это - после долгих лет мечтаний впервые оказаться
в небе?
- Дух захватило, - с улыбкой признается собеседник. - Вы представляете - вокруг бездна? Сразу влюбился в это состояние, понял, что с выбором не ошибся, это "мое".
И, конечно, запомнился (еще бы!) первый самостоятельный полет. От счастья юноша запел песню - "Там вдали за рекой"... Почему именно ее? А в ней есть слова и про небо, и про широкую украинскую степь, и про зарю. Тагир чувствовал - он обретает крылья, и это было лучшее ощущение на свете!
Второй год обучения проходил в Вязьме, где осваивали самолеты УТИ-МиГ-15 и МиГ-17. По окончании Тагиру Исмагилову было присвоено первое офицерское звание - младший лейтенант. Перед ним открывались два пути - было направление для дальнейшего обучения в Кременчугское летное училище гражданской авиации. Тогда же в Вязьму приехали представители штаба авиации Краснознаменного Черноморского флота - агитировали курсантов посвятить свою жизнь морской авиации. Младший лейтенант Исмагилов выбрал второе.
Первое назначение получил в 943-й Морской ракетоносный авиационный полк. К месту службы прибыл в самый разгар учений "Океан". В полку молодого офицера приняли очень доброжелательно, по-свойски.
- Гарнизон наш - Октябрьское (в честь адмирала Октябрьского) - находился на станции Элеваторная. Здесь в 1971 году и началась для меня служба морского летчика, - делится Тагир Валинурович.
Для начала освоил новый тип самолета - бомбардировщик Ту-16, летал на нем более четырех лет. С 1974 года, одним из первых в СССР, полк перешел на новейший сверхзвуковой самолет Ту-22М, на нем наш герой летал до конца службы. Этот самолет американцы называли "backfire", а еще "убийца авианосцев".
Летчики отрабатывали боевые задачи - бомбометание, пуски ракет, постановку мин, уничтожение корабельных ударных группировок противника. Разведка, перелеты на Северный и Дальневосточный флоты.
Спрашиваю о ярких, нестандартных ситуациях, которые - уж наверняка! - происходили во время службы.
- Да ничего особенного не было, служба и служба, - не спешит делиться морской летчик. - Вот разве что во время одного полета произошло задымление кабины. Но с этим быстро справились - по инструкции начали выключать и включать электропотребители. И дым рассеялся.
Но я не отступаюсь. И тогда Тагир Валинурович рассказывает, как во время тренировки при низкой облачности и ограниченной видимости из-за тумана самолет был отправлен на другой аэродром.
- Смотрим, топливо катастрофически уменьшается, - рассказывает Исмагилов. - Перешли на ручную подкачку. Подлетаем, просим посадку с прямой. Сели.
Когда подкатили стремянку, стали спускаться из кабины, лестница оказалась почему-то далеко внизу, хотя обычно, чтобы перейти на нее, требовалось только перенести с борта ногу. Дело было в том, что на передней стойке шасси указатель усадки амортизатора стал вертикально (хотя должен был согнуться) - настолько мало осталось в машине топлива... Вот почему стремянка и была на метр ниже. Не беда, выбрались.
Экипаж, в котором летал капитан Исмагилов, участвовал во многих крупномасштабных учениях, не раз поощрялся и заслуженно считался одним из лучших в полку. А наш герой во время службы экстерном окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Марии Расковой.
А еще был оркестр. Когда в 1976 году руководителем музыкального коллектива стал майор Виктор Макаров (а был Виктор Васильевич настоящим энтузиастом, талантливым и энергичным) - заиграли вояки! Занимали первые места на многих конкурсах. Тагир Валинурович был неизменным участником - играл на трубе, на альте.
В 1980 году произошло несчастье - офицер серьезно повредил коленный сустав. Однако вопреки всем прогнозам смог вернуться в строй. Друзья даже называли его Мересьев - в честь известного персонажа из романа Бориса Полевого.
Однако через несколько лет случилась вторая травма. После операции врачи вынесли вердикт - "ограниченно годен для службы вне строя". Капитан Тагир Исмагилов демобилизовался и вернулся в родной город. Началась новая жизнь - гражданская.
Тагир Валинурович работал заведующим лабораторией в авиационном институте, в автохозяйстве на "Скорой помощи", в "Башкирэнерго". Заочно окончил исторический факультет БашГУ, исполнил еще одну свою давнюю мечту.
Сейчас - на заслуженном отдыхе.
Кстати, свою будущую жену Людмилу Тагир знал еще со школы - учились в параллельных классах. Пока юноша покорял воздушные просторы, Людмила Николаевна окончила БашГУ, получила специальность биолога-химика. У супругов три дочери - Виктория, Ирина и Рената, два внука и две внучки, которых бабушка с дедушкой, конечно, балуют.
У Тагира Валинуровича пять правительственных наград. Он и сейчас поддерживает отношения с друзьями - своим бывшим командиром Владимиром Ивановичем Кузнецовым (он тоже наш земляк из поселка Раевка), Александром Ивановичем Бородиным (командир экипажа, живет в Симферополе), Сергеем Владимировичем Коскевичем.
- Считаю себе по-настоящему счастливым человеком, - улыбается Тагир Исмагилов. - Все мои мечты сбылись, меня окружают любимые люди. И, знаете, когда с высоты видишь землю - это одно, а когда море - совсем другое. Поверьте, это так.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из семейного архива Исмагиловых.


 Его судьба - две стихии, море и небо  Его судьба - две стихии, море и небо

Дата создание новости 19-07-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 274     Номер: 131(13029)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.