$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Первым делом самолеты

Однажды устремившись ввысь, оставишь сердце в небе навсегда


Однажды устремившись ввысь, оставишь сердце в небе навсегда

- Вы там не угоните ничего, а то знаем... Вас, летчиков, хлебом не корми, дай завести махину!
- Неправильно говоришь. Мы не заводим, а запускаем!
Такой диалог состоялся по пути на аэродром факультета военного образования Уфимского государственного авиационного технического университета, куда отправились на экскурсию ветераны авиации. Поездку организовал отдел военного комиссариата Башкирии по Орджоникидзевскому, Калининскому и Октябрьскому районам Уфы.


День Военно-воздушных сил отмечается 12 августа, а День воздушного флота - в третье воскресенье последнего летнего месяца. Раньше эти два праздника были объединены в один, который приходился на 18 августа. Этого же числа родился участник Великой Отечественной войны летчик дальней авиации, командир эскадрильи, подполковник Тальгат Кинчурин. В 1943 году в разгар войны по распоряжению советского правительства стали уделять большое внимание развитию воздушного флота. Как считает Тальгат Насредович, именно авиация спасла его от военных действий. В 1944 году он поступил в Энгельсское военное авиационное училище летчиков имени Марины Расковой. После его окончания работал инструктором, а затем пилотировал различные воздушные суда на Дальнем Востоке: Пе-2, Ту-2, Ту-4, Ту-16 и другие. Служил под руководством дважды Героя Советского Союза Александра Молодчего. Сталинского сокола в 1956 году готовили к испытаниям атомной бомбы.
- В тот момент мы ничего не боялись - могли возить любые опасные грузы. Тяжелее было осуществлять дозаправку в воздухе, - рассказывает он. - Но с другой стороны, не каждому доверяли такую ответственную миссию. В мою деревню, чтобы собрать данные, даже приезжал сотрудник КГБ. Для меня, как и для любого в те времена, это было огромной честью.
Но больше всего Тальгат Насредович гордится тем, что за всю свою двадцатитрехлетнюю воздушную карьеру он не разбил ни одного самолета, а под его командованием не пострадал ни один человек. Летчик удостоен ордена Красной Звезды.
А у Валита Ишбулатова - два ордена Мужества за успешные выполнения заданий при проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе. Он пилотировал военные вертолеты Ми-24. Валит Миннигалиевич в 1984 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Потом судьба забрасывала его в разные уголки родины: в Среднюю Азию, на границу с Монголией, в ГДР. Когда предстояло участвовать в военных действиях на Северном Кавказе, авиатор уже находился в звании майора. Заканчивал свою двадцатиоднолетнюю военную карьеру в Заполярье, недалеко от Мурманска. Сейчас ветеран работает инженером-технологом в Уфимском моторостроительном производственном объединении.
...В летно-испытательном центре УГАТУ представлены истребители МиГ-21, МиГ-23, истребитель-перехватчик Су-27, а также вертолеты. На этом аэродроме у студентов факультета военного образования проходят практические занятия.
В Уфимском государственном авиационном техническом университете действует единственная в республике военная кафедра, после окончания которой молодые люди становятся офицерами запаса и попадают в мобилизационный резерв Министерства обороны РФ. А ребята, которые подают документы на факультет авиационных двигателей, факультет авиационного приборостроения и факультет информатики и робототехники, имеют возможность поступить в учебный военный центр. Все пять лет обучения, помимо стандартных лекций, парни изучают военную авиацию, а окончив вуз, получают звания офицеров. Эти студенты носят форму и зовутся курсантами, а центр приравнивается к военному училищу. Во время студенчества молодые люди выезжают в военные части и принимают там присягу. После того как ребята получат дипломы, они обязаны отслужить в армии по контракту как минимум три года. Каждый год в Учебный военный центр набирают 180 человек по четырем специальностям. Чтобы сюда попасть, кроме ЕГЭ, нужно сдать экзамен по физической подготовке и пройти медицинскую комиссию, а требования аналогичны предъявляемым контрактникам.
...Наибольший интерес у всех вызвал вертолет Ми-8. Валит Ишбулатов учился летать на подобных в военном училище. Майор в запасе, попав в кабину пилота, не мог сдержать радостной улыбки и трепета от встречи со старым железным товарищем. Тут же стал рассказывать корреспондентам "Вечёрки", как управлять этой махиной.
- Часто приходилось взлетать "самолетиком", - вспоминает он. - Сначала разгоняешься по полосе до 50-60 километров в час, затем дергаешь ручку чуть на себя и постепенно поднимаешься в небо. А наиболее опытные летчики делали взлет с носового колеса - это когда задние колеса уже оторвались от земли, а передние еще "бегут". Такие методы используется при большой нагрузке вертолета, определенных погодных условиях и особенностях местности.
Пока все участники экскурсии переходили от Ми-8 к другому экспонату, в небе пролетел вертолет.
- Это уже капиталист, воздушный велосипед, - шутит исполняющий обязанности военкома отдела по Орджоникидзевскому, Калининскому и Октябрьскому районам города Радул Руфиев.
- С аэропорта, Р-44, - распознает ветеран авиации Иван Ниценко.
- Что-то его мотает, видать, новичок, - замечает заместитель главы Администрации Калининского района Юрий Гагин.
Все, кто приехал на экскурсию, - фанаты воздушного флота. Собравшиеся мужчины, прошедшие школу жизни в авиации, до сих пор смотрят горящими глазами на самолеты и вертолеты, пусть даже не те, на которых они служили. С удовольствием залезают в кабину пилота и могут говорить часами об особенностях этих летательных аппаратов. Однажды устремившись ввысь, они навсегда оставляют свое сердце в небе.
- В прошлом году, спустя 43 года с того момента, как я впервые сел за штурвал, внучка подарила мне полет на аэродроме Первушино, там, правда, не "мои самолеты", а сверхлегкая авиация, - рассказывает Тальгат Насредович. - Дело в том, что в воздухе практически любой сможет держать самолет, а вот посадить его - задачка не из легких. Но я справился, несмотря на то, что зрение и слух на старости лет уже стали подводить.
В России принято отмечать с размахом День Воздушно-десантных войск, Пограничных войск и Военно-морского флота, а праздники других видов и родов войск, к сожалению, остаются менее заметными. Надеемся, подобные мероприятия станут доброй традицией, а наших ветеранов не забудут никогда. Ведь авиация всегда считалась элитой российской армии, способной кардинально влиять на ход военных сражений.

Мария АЛЕКСЕЕВА.
Фото Валерия ШИРОКОВА.


P.S. В отделе военного комиссариата республики по Орджоникидзевскому, Калининскому и Октябрьскому районам Уфы планируется открыть Музей истории военной авиации. Всех, у кого есть ценные предметы, документы, которые могут рассказать о российской авиации, просим приносить их в военкомат по адресу: улица Максима Горького, 70.

Однажды устремившись ввысь, оставишь сердце в небе навсегда

Дата создание новости 15-08-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 712     Номер: 156(12304)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.